Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2010 г. N 15 "Об Основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занято

В целях обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года (далее - Основные направления) согласно приложению.
2. Комитету по информатизации и связи, Комитету по культуре, Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по науке и высшей школе, Комитету по образованию, Комитету по социальной политике, Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли до 01.03.2010 представить в соответствии с Основными направлениями в Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга предложения для формирования перечня мероприятий по реализации Основных направлений на 2010-2012 годы (далее - Перечень мероприятий).
3. Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга до 01.04.2010 сформировать и представить Перечень мероприятий на утверждение Правительству Санкт-Петербурга.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 20.01.2010 N 15

Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года

1. Общие положения

Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года (далее - Основные направления) определяют цель, задачи и перечень основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года.
Основные направления определяют ожидаемые результаты и целевые значения основных показателей реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге до 2015 года. Положения Основных направлений конкретизируются в перечне мероприятий по реализации Основных направлений на 2010-2012 годы и создают основу для разработки новых и внесения изменений в действующие правовые акты органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В Основных направлениях используются следующие понятия и термины:
инновационный потенциал работника - способность выдвигать и реализовывать идеи и предложения, способствующие повышению конкурентоспособности товаров и услуг;
инфраструктура рынка труда - совокупность экономических, правовых и административных институтов, организаций и видов деятельности, регулирующих рынок труда;
кадровые технологии - совокупность приемов, способов и методов воздействия на персонал в процессе его найма, использования, развития и высвобождения в целях получения наилучших конечных результатов деятельности персонала;
кадровый потенциал - совокупность физических, умственных и духовных способностей и возможностей работников, которые реализуются для достижения текущих и перспективных целей организации;
качество трудовой жизни - интегральное понятие, характеризующее степень удовлетворения потребностей и интересов работников, уровень их физического, психологического и социального благополучия;
профессионально-квалификационная группа - совокупность лиц одной профессии, объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями, осознающими общность интересов;
профессионально-квалификационная структура - совокупность социальных групп, критерием выделения которых является распределение работников на основании их принадлежности к определенному виду деятельности (профессии) и уровню подготовки (квалификации), а также система взаимосвязей между этими группами;
профессионально-квалификационный потенциал - совокупность интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека;
условия труда - совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду, на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.

2. Цель и задачи Основных направлений

Целью деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - исполнительные органы) по реализации Основных направлений является обеспечение экономики Санкт-Петербурга квалифицированными кадрами, необходимыми для ее динамичного инновационного развития, а жителей Санкт-Петербурга - рабочими местами, отвечающими современным европейским стандартам.
Задачами деятельности исполнительных органов по реализации Основных направлений являются:
содействие формированию экономически эффективной системы рабочих мест, отвечающей уровню европейских стандартов качества трудовой жизни;
стимулирование развития и эффективного использования профессионально-квалификационного потенциала жителей Санкт-Петербурга;
создание в сфере труда и занятости необходимых условий для обеспечения динамичного инновационного развития экономики Санкт-Петербурга;
формирование современной инфраструктуры рынка труда, институтов социального и частно-государственного партнерства.
Решение задач позволит достигнуть и поддерживать устойчивое равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, обеспечить высокий уровень занятости, существенно повысить реальную заработную плату и доходы жителей Санкт-Петербурга, улучшить содержание и условия их труда. Тем самым будет внесен существенный вклад в создание достойного (на уровне европейских стандартов) уровня жизни в Санкт-Петербурге.

3. Перечень мероприятий Основных направлений

Таблица 1
N п/п Наименование основного направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий деятельность в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге по основным направлениям
1 2 3
1. Содействие формированию экономически эффективной системы рабочих мест, отвечающей уровню европейских стандартов качества трудовой жизни
1.1Придание приоритетного статуса в инвестиционной политике Санкт-Петербурга вопросам создания новых и модернизации действующих рабочих местКТЗН, КИ, КППиИ
1.2Стимулирование работодателей к повышению качества рабочих мест, в том числе на основе субсидирования и имиджевой поддержки деятельности предприятийКТЗН, КРППР
1.3Совершенствование механизмов социального партнерства на основе заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений, включающих вопросы заработной платы и условий труда, предоставления социального пакета работникам, внедрения отраслевых систем оплаты труда в целях повышения уровня заработной платыКТЗН, КРППР
1.4Проведение мониторинга и содействие ликвидации просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам организаций, находящихся на территории Санкт-Петербурга, в рамках работы Межведомственной комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга, созданной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2006 N 51КТЗН
1.5Организация и осуществление государственной экспертизы условий труда в целях обеспечения соответствия качества рабочих мест действующим стандартам и нормам в области охраны трудаКТЗН
1.6Совершенствование системы обучения в области охраны трудаКТЗН, КНВШ
1.7Совершенствование информационного обеспечения и пропаганды охраны труда на предприятиях и в организациях Санкт-ПетербургаКТЗН, КИС
1.8Исключен
2. Стимулирование развития и эффективного использования профессионально-квалификационного потенциала жителей Санкт-Петербурга
2.1Мониторинг и прогнозирование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп и видов экономической деятельностиКТЗН, КЭПиСП, КНВШ, КО
2.2Оптимизация структуры спроса населения на профессионально-образовательные услуги путем информирования о текущих и перспективных потребностях экономики и проведения профессиональной ориентацииКТЗН, КНВШ, КО
2.3Организация и проведение профессиональной ориентации населения в целях повышения социального престижа профессий, обладающих особой значимостью для экономики Санкт-ПетербургаКТЗН, КНВШ, КМПВОО
2.4Повышение качества подготовки рабочих и специалистов на основе интенсификации интеграционных связей между сферами профессионального образования, науки и производства, в том числе путем внедрения профессиональных стандартовКТЗН, КНВШ, КО, КРППР
2.5Оптимизация объемов и профессионально-квалификационной структуры привлекаемой в Санкт-Петербург рабочей силыКТЗН
2.6Исключен
2.7Создание условий для включения в трудовую деятельность и эффективного использования трудового потенциала молодежи, в том числе выпускников учреждений профессионального образования всех уровней, ищущих работу впервыеКТЗН, КМПВОО, КНВШ, КО
2.8Стимулирование развития кадрового потенциала организаций, включая внутрифирменную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персоналаКТЗН, КППиИ, КРППР, КНВШ, КО
2.9Создание условий, способствующих развитию занятости в сфере малого предпринимательства и самозанятости ищущих работу гражданКТЗН, КРППР
3. Создание в сфере труда и занятости необходимых условий для обеспечения динамичного инновационного развития экономики Санкт-Петербурга
3.1Придание приоритетного статуса, а также государственная поддержка инвестиционных проектов, связанных с развитием высокотехнологичных, наукоемких отраслей экономикиКТЗН, КИ, КППиИ
3.2Исключен
3.3Стимулирование воспроизводства кадрового потенциала работников науки и системы профессионального образования, привлечения в них молодых специалистовКТЗН, КНВШ, КО
3.4Повышение престижа инженерных профессий среди школьников и учащихся учебных заведений начального и среднего профессионального образованияКТЗН, КНВШ, КО
3.5Формирование рабочих кадров, профессионально-квалификационный уровень которых востребован инновационной экономикойКТЗН, КО, КППиИ
3.6Исключен
4. Формирование современной инфраструктуры рынка труда, институтов социального и частно-государственного партнерства
4.1Формирование единого информационного пространства в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга в целях предоставления субъектам рынка труда широкого спектра информационных услуг, способствующих сбалансированности спроса и предложения рабочей силыКТЗН, КИС, КНВШ, КО, КРППР
4.2Развитие партнерских отношений и осуществление координации деятельности государственной службы занятости населения с деятельностью негосударственных организаций, оказывающих услуги в области содействия занятости населенияКТЗН
4.3Повышение конкурентоспособности на рынке труда и содействие в трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая лиц, имеющих детей в возрасте до трех лет, лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, лиц с ограниченными возможностями, лиц пенсионного и предпенсионного возрастаКТЗН, КСП
4.4Развитие социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, привлечение представителей профессиональных союзов и работодателей к подготовке и обсуждению мероприятий государственной политики в сфере труда и занятостиКТЗН, КРППР
4.5Обеспечение эффективного взаимодействия по вопросам труда и занятости населения с общественными организациями, представляющими интересы различных групп населения, в том числе с молодежными организациями, объединениями женщин и инвалидовКТЗН, КМПВОО, КСП
4.6Координация деятельности в сфере труда и занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики в целях повышения эффективности социально-экономического развития Санкт-ПетербургаКТЗН, КНВШ, КО, КППиИ, КРППР, КСП, КМПВОО, КИ, КИС
4.7Осуществление мониторинга трудоустройства и использования иностранных работников на предприятиях, заявивших о потребности в привлечении иностранной рабочей силыКТЗН
4.8Разработка и реализация мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга, в том числе по предупреждению негативных социально-экономических последствий массовых увольнений работников и сдерживанию роста безработицыКТЗН

4. Ожидаемые результаты реализации Основных направлений

Таблица 2
N п/п Основные результаты Основные индикаторы
1Повышение эффективности занятости при поддержании стабильно низкого уровня безработицыТемп роста производительности труда один из самых высоких в Российской Федерации. Уровень безработицы по критериям Международной организации труда один из самых низких в Российской Федерации
2Повышение качества трудовой жизниУменьшение числа рабочих мест с условиями труда, не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам. Снижение уровня производственного травматизма и уровня смертности от несчастных случаев на производстве
3Рост занятости в сфере инновационной деятельности, повышение ее эффективностиРост численности занятых в организациях инновационного типа. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции растет быстрее численности занятых в организациях инновационного типа
4Повышение эффективности функционирования системы профессионального образованияУвеличение доли выпускников образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по окончании обучения по полученной профессии/специальности. Увеличение доли молодежи среди научных работников, профессорско-преподавательского состава вузов, работников учреждений начального и среднего профессионального образования

5. Основные показатели реализации направлений

Таблица 3
N п/п Показатели Целевое значение, 2015 г.Базовое значение, 2008 г.
1Уровень общей безработицы (по методологии МОТ), %Не более 4,02,0
2Валовой региональный продукт Санкт-Петербурга на 1 работника, тыс.руб./чел. годНе менее 800,0503,5
3Численность пострадавших на производстве (на 1000 работающих), чел.Не более 2,52,7
4Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в экономике (на конец года), тыс.чел.Не менее 90,085,9
Принятые сокращения:
КТЗН - Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
КСП - Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
КИС - Комитет по информатизации и связи
КНВШ - Комитет по науке и высшей школе
КО - Комитет по образованию
КМПВОО - Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
КВЗПиБ - Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности
МОТ - Международная организация труда