* ликвидация практики неоправданных налоговых льгот и гарантий городского бюджета;
* значительное повышение рентных платежей;
* жесткий контроль за полнотой сбора налогов и арендных платежей.
II. Бюджетная политика:
* определение жестких параметров зависимости расходов бюджета от прогноза (фактических поступлений) текущих доходов бюджета Санкт-Петербурга;
* определение жестких параметров расходования заемных средств в части финансирования текущих расходов, оставшихся недофинансированными за счет поступлений по текущим доходам;
* повышение эффективности работы предприятий, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе путем создания в этой сфере конкурентной среды;
* реорганизация управления жилищной сферой (создание районных жилищных агентств для выполнения имущественно-правовых функций и функций заказчика по содержанию жилищного фонда, а также товариществ собственников жилья для передачи им функций по содержанию жилья);
* сокращение народнохозяйственных субсидий за счет постепенного отказа от существующей системы дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг и транспорта и постепенного перехода к адресной программе выделения дотаций, что может быть достигнуто введением пособий по нуждаемости;
* формирование казначейской системы исполнения бюджета города;
* реформа тарифной политики;
* обеспечение стабильного финансирования социальной сферы, на программной основе;
* обеспечение полной инвентаризации расходов и обязательных платежей организаций, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга;
* эффективное обслуживание долга Санкт-Петербурга (реструктуризация долговых обязательств с последующим сокращением заимствования);
* более выгодные для города условия работы с уполномоченными банками.
III. Финансовая политика:
* расширение источников финансирования программ города, в том числе привлечение денежных сбережений населения;
* стимулирование инвестиций в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли;
* оптимизация финансовых отношений с федеральными органами власти;
* изменение критериев расчета федеральных субсидий (данный расчет должен учитывать тип, этап, уровень развития города и связанную с ним норму среднедушевой бюджетной обеспеченности населения);
* разработка плана ликвидации внебюджетных и иных фондов в части ведения региона, концентрация средств в бюджете города, с охранением целевой направленности расходования средств;
* формирование рациональной системы денежных расчетов, исключение необходимости внесения платежей на различные счета, автоматизация налоговых расчетов;
* создание единой информационной базы о реальных и потенциальных субъектах налогообложения.
Первоочередной мерой должно стать законодательное упорядочение бюджетного процесса, которое будет базироваться на принятии новой редакции Закона Санкт-Петербурга "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Санкт-Петербурге".
4.16. Санкт-Петербург в перспективе XXI века
Говоря о Санкт-Петербурге в XXI веке следует помнить, что только четыре года осталось нам прожить в ХХ веке. Это означает, что перспектива следующего века незаметно для нас превратилась в задачу среднесрочного прогноза.
За оставшиеся 4 года среднегодовая численность населения будет сокращаться и к рубежу столетия составит немногим более 4,5 млн.человек. Численность занятых в экономике составит 2,3 млн.человек; 242 тыс.горожан не будут заняты трудовой деятельностью и учебой, из них 67,5 тыс.человек могут иметь статус безработного.
В прогнозе на начало XXI века мы видим город изменяющийся в следующих основных средах и направлениях.
1. Культура, просвещение, наука.
В новом столетии город не утратит своего значения, которое он получил с момента основания, как важнейшего для судеб России и Европы просветительский центр с характерным взаимопроникновением, взаимообогащением различных национальных, этнических и конфессиональных культур.
Всемирно известные градостроительные ансамбли в центральной части города и пригородах будут сохранятся с использованием традиционных и новых строительных, реставрационных технологий.
В начале следующего века закончится процесс формирования новой структуры образовательных учреждений. Количество учреждений платного обучения будет определено и стабилизировано потребностью и уровнем качества преподавания. С учетом их количества и динамики развития будет сформирована сеть учреждений бесплатного образования, скорректированная демографической ситуацией в районах города, для обеспечения всеобщего среднего образования. Специализация вузовского образования сформируется на иной качественной основе и в соответствии с количественной потребностью в кадрах в городе и России.
Подобная тенденция будет наблюдаться и в среде научных учреждений. Востребованность научных разработок возрастет в силу необходимости повышения конкурентоспособности выпускаемых промышленных изделий, их наукоемкости.
Фундаментальные научные исследования в значительной доле будут поддерживаться государством.
2. Санкт-Петербург - промышленный центр.
Структуре промышленности города предстоит измениться за остаток века. Единственная отрасль, в которой ожидается рост (147,0%) - это энергетика. Несколько сократится (93% от объемов 1995 г.) пищевая промышленность. Сократится промышленность строительных материалов (63,0%), металлургия (74,0% от объемов 1995 г.).
Драматическое сокращение предстоит пережить топливной промышленности (11,0%). Существенно сократят производство химия и нефтехимия (34,0%), легкая промышленность (36,0%), машиностроение и металлообработка (35%).
В целом по крупным и средним предприятиям промышленности ожидается падение производства товаров и услуг до 68,0% от уровня 1995 г.
В XXI век промышленность города войдет с утраченными позициями по количеству крупных производств, но с изменением ассортимента выпускаемых изделий. Увеличится количество малых и средних производств, гибко ориентирующихся на потребительский спрос. Информационная, техническая и экономическая поддержки будут осуществляться структурами технопарков, инжиниринговыми центрами, бизнес-центрами, активно создаваемыми в настоящее время и проходящими период становления, а также условиями в рамках зон экономического развития.
3. Санкт-Петербург - как крупный транспортный узел.
За эти годы услуги, предоставляемые транспортом и связью в городе, возрастут на 21,1%, что будет обеспечено за счет интенсификации производства. В городе будут построены новые авиа- и морские грузовые и пассажирские терминалы для обеспечения всех нужд в грузовых и пассажирских перевозках. Существенно улучшится дорожная сеть за счет строительства кольцевой автомагистрали и автомобильный трассы "Москва - Санкт-Петербург - госграница" с объектами дорожного сервиса. Будет налажена морская паромная связь города с основными портами Балтики.
4. Кредитно-финансовая инфраструктура.
Общие признаки стабилизации и экономического роста, которые по прогнозу начнут отчетливо проявляться с 1998 г. окажут существенное влияние на развитие кредитно-финансовой инфраструктуры Санкт-Петербурга. К началу века в этой сфере произойдет окончательное формирование принципиально новой ситуации, вызванной рядом изменений, отдельные признаки которых уже начали проявляться сегодня.
Во-первых, за счет слияния и поглощения мелких банков более крупными и устойчивыми, банкротства и ликвидации банков, проводящих рискованную инвестиционную политику, произойдет уменьшение числа субъектов кредитно-финансовой инфраструктуры. Значительная часть финансовых потоков будет проходить через 10 - 15 крупнейших городских банков. Мелкие и средние банки будут в основном обслуживать малый бизнес и кредитовать физических лиц (строительство и приобретение жилья, покупка автомобилей и т.п.).
Во-вторых, в силу значительного снижения инфляционных процессов, укрепления национальной валюты России, снижения доходности валютных операций и рынка государственных облигаций, произойдет изменение приоритетов в инвестиционной политике банков и финансовых компаний. Увеличится доля средств, направляемых на кредитование сферы производства, финансирования высокоэффективных проектов и программ, на ипотечное кредитование. Банки начнут более активно участвовать в создании ФПГ. Этому будет способствовать наличие и расширение сферы общих финансовых и имущественных интересов между крупными промышленными предприятиями и банками.
В-третьих, по мере децентрализации экономического регулирования, получения регионами дополнительных полномочий, укрепления саморегулирующей функции рынка, начнется постепенное снижение роли Москвы как крупнейшего финансового центра России. В этой ситуации роль Санкт-Петербурга как города с благоприятным инвестиционным климатом и развитой финансовой инфраструктурой позволит привлечь значительный российский и зарубежный капитал.
В-четвертых, повышающаяся роль Санкт-Петербурга как крупнейшего транспортного центра России, увеличение объемов обрабатываемых экспортно-импортных грузов, увеличение ежегодных иностранных инвестиций до 700 млн.долл.США в 2000 г., приведет к увеличению числа иностранных банков, функционирующих на территории города.
5. Строительство в Санкт-Петербурге.
В XXI веке коренным образом изменится структура финансирования городского строительства. Средства городского бюджета будут расходоваться исключительно на инженерную и транспортную инфраструктуру, на подготовку территории под строительство. Дальнейшее строительство на инженерно-подготовленных участках будет осуществляться частными застройщиками и подрядчиками.
Рост внутреннего валового продукта в строительстве будет достигнут в основном за счет притока коммерческого финансирования через развитую систему ипотечного кредитования.