- Создать в Санкт-Петербурге отделы федеральных органов регулирования естественных монополий, предусмотренные Законом РФ "О естественных монополиях".
- Включить в компетенцию создаваемых органов регулирование деятельности естественных монополий, находящихся в государственной собственности, в том числе арендных предприятий.
- Уточнить нормативные документы, касающиеся вопросов взаимодействия города с естественными монополистами.
- Разработать договоры между городом и естественными монополистами по вопросам взаимодействия при застройке территории и обеспечения безопасности коммуникаций.
- Постепенно выравнивать тарифы на услуги естественных монополистов для различных групп потребителей, обеспечивая при этом социальную компенсацию удорожания незащищенным слоям населения.
Как стратегическая задача рассматривается изменение положения крупных промышленных предприятий в конкурентной среде и выработка новой стратегии их поведения на рынке.
Для выполнения данной задачи необходимо:
- создание условий для улучшения финансово-экономического положения указанных предприятий через усиление рыночной ориентации их поведения, приспособления к спросу, активной конкурентной позиции;
- снижение барьеров вхождения на товарные рынки новых хозяйствующих субъектов и развитие предпринимательства;
- создание системы контроля и предотвращения негативного воздействия на конкурентную среду интеграционных тенденций (скупки активов, создания ФПГ, объединений, ассоциаций предприятий);
- стимулирование кооперирования, объединения и специализации предприятий, если это приводит к повышению эффективности, снижению себестоимости и цен на продукцию (работы, услуги), насыщению рынка и удовлетворению потребностей населения.
В целях развития конкуренции на региональном рынке товаров и услуг первостепенное значение имеет осуществление следующих мер.
По региональному рынку товаров:
- Подготовка предложений по пересмотру государственной системы снабжения и кредитования закупок зерна с целью устранения жесткой зависимости мелькомбинатов города от одного поставщика (Росхлебопродукт - ТОО "Мельком") и ценовой дискриминации вступающих на рынок хлебопекарных предприятий.
- Создание совместно с администрацией Ленинградской области постоянно действующую комиссию по выработке согласованной политики развития агропромышленного комплекса региона с учетом требований аграрной реформы и развития конкуренции.
- Разработка предложений по механизму контроля за интеграционными тенденциями в отраслях пищевой промышленности (мукомольной, хлебопекарной, молочной, мясной, масложировой), выявлению антиконкурентных соглашений в сфере снабжения сырьем, оптовой торговли и переработки продовольственных товаров, предотвращению перепрофилирования действующих предприятий в результате приватизации, банкротства, скупки контрольного пакета акций.
- Подготовка предложений и документов по разделению и изменению структуры собственности в монополизированных сферах оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в Санкт-Петербурге.
По региональному рынку услуг:
- Включение в перечень видов деятельности, пользующихся приоритетом при конкурсном распределении администрацией ограниченных материальных и финансовых ресурсов, предоставление услуг прачечных, химчисток, бань.
- Разработка программ по развитию сети мини-прачечных и мини-химчисток на основе современных технологий с использованием конкурсного отбора проектов.
- Пересмотр градостроительных норм и требований к проектам жилых домов, с учетом необходимости отведения помещений под организацию мини-прачечных, химчисток, бань.
- Разработка системы, типовых форм и порядка заключения договоров на жилищно-коммунальное обслуживание населения между собственниками жилья, ресурсоснабжающими (тепло- и водоснабжение) и другими специализированными организациями (управление по обслуживанию лифтового хозяйства, Спецтранс и др.), ремонтно-эксплуатационными организациями и населением с учетом требований антимонопольного законодательства, защиты прав потребителей.
- Обеспечение равенства тарифов, дотаций и льгот, предоставляемых за счет городского бюджета, для предприятий всех форм собственности действующих и вступающих в сферу жилищно-коммунального обслуживания.
- Разработка плана демонополизации сферы ритуальных услуг с учетом необходимости поощрения выхода на рынок новых хозяйствующих субъектов, развития внутренней конкуренции между подразделениями СПБГО за счет расширения их хозяйственной самостоятельности.
- Исключение фактов предоставления эксклюзивных прав одной страховой компании или группе страховых компаний в выполнении обязательных видов страхования.
Важной задачей является учет антимонопольных требований при реформировании территориальной системы медицинского страхования. Здесь необходимо:
- обеспечение принципов равнодоступности и конкурсности для всех участников страхового рынка;
- предотвращение возможности антиконкурентных соглашений по тарифам и разделу рынка;
- регламентирование процедур обмена информацией, исключающее возможность установления барьеров на вход на рынок;
- предоставление всем участникам рынка права свободного заключения договоров на организацию и финансирование медицинской помощи;
- недопущение создания преимущественных условий и прав отдельным страховым компаниям;
- мониторинг товарных рынков с целью своевременного предупреждения обострения ситуаций, корректировки региональных программ и решений, принимаемых городскими органами власти.
Антимонопольная политика города должна обеспечить устранение барьеров развития предпринимательства и облегчение входа в рынок новых хозяйствующих субъектов. В этих целях необходимо:
- Сократить предоставление налоговых льгот, взимать налоги по единой ставке (при возможном увеличении льгот для малого предпринимательстве).
- Предоставлять льготы хозяйствующим субъектам только при обоснованном прогнозе их положительного стимулирующего воздействия на рыночное поведение последних, превышающего возможный отрицательный эффект от нарушения конкурентной среды.
- Устранить монополию налоговых органов на информацию, особенно в части внутренних инструкций, разъяснений и подзаконных актов, создать систему их широкого доведения до налогоплательщиков и консультирования последних.
- Содействовать пересмотру соответствующими государственными органами или обеспечение изменений в действие на территории города ряда норм в области механизма взимания налогов и санкций за нарушения налогового законодательства со стороны хозяйствующих субъектов.
4.14. Политика управления государственной собственностью, земельные отношения и регулирование рынка недвижимости
Имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга, обладает большим потенциалом как в плане повышения доходов бюджета за счет платежей, так и для привлечения инвестиций. Подходы к управлению государственной собственностью Санкт-Петербурга нуждаются в совершенствовании. Это касается приватизации, земельных отношений, управления государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга, участия Санкт-Петербурга в создании и управлении некоммерческими организациями. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с недвижимостью и пакетами акций Санкт-Петербурга в хозяйственных обществах.
Приватизация государственных предприятий
Осуществляемый в настоящее время этап приватизации направлен на:
- привлечение инвестиций в производство;
- защиту прав частных собственников;
- защиту прав инвесторов.
Основной акцент дальнейшей приватизации крупных предприятий промышленности будет сделан на привлечение стратегического инвестора посредством:
- коммерческих конкурсов;
- инвестиционных конкурсов;
- перехода к приватизации по "точечным проектам" с использованием как стандартных, так и индивидуальных способов продаж.
Управление государственными унитарными предприятиями
Санкт-Петербург может создавать и принимать участие в управлении государственными унитарными предприятиями в тех случаях, когда эти предприятия являются монополистами, имеют большое социальное значение или создаются в целях реализации важнейших задач развития Санкт-Петербурга.