- расширение и реконструкция тепловых сетей и газопроводов;
- реконструкция трамвайных путей и переходов в различных районах города.
В программу заложено приобретение вагонов метрополитена, автобусов и троллейбусов, а также производство автобусов большой вместимости АО "ПетербургавтоКАМ".
Для комплексной застройки новых жилых массивов в программе предусматривается строительство школ, поликлиник и детских дошкольных учреждений.
Затраты на развитие городской инфраструктуры для обеспечения жилищного и производственного строительства в настоящее время значительно превышают уровень мировых норм и стандартов. Из-за этого ряд крупных инвесторов отказался от намерений вложить свои капиталы в создание новых производственных и иных объектов. Частичным решением этой проблемы может стать поэтапный перевод коммунального хозяйства на собственные источники финансирования за счет включения в тарифы инвестиционной составляющей (сейчас такая составляющая предусмотрена только в тарифах на электро- и теплоэнергию). Таким образом, финансовая ответственность за развитие инженерной инфраструктуры будет равномерно распределена на всех участников экономических отношений, а не только на инвесторов, как это происходит сейчас.
Важно переориентировать на экономические методы взаимоотношения всех участников инвестиционного цикла, определить возможности привлечения федеральных и региональных средств и средств отечественных и зарубежных инвесторов, выделения кредитов и субсидий и, при необходимости, установления налоговых и других льгот, определить приоритеты.
Важным направлением должно стать и инвестиционное оживление сферы жилищного строительства. Работа с кредитными ресурсами Мирового банка позволит на определенное время решить проблему инвестиций.
За счет кредитов Мирового банка ведется инженерная подготовка территорий в Коломягах, кв.21г и в Каменке, кв.71а, ведутся проектные работы еще по шести жилым кварталам. Но и в этом случае требуются определенные вложения из местного бюджета.
В перспективе подготовленные в инженерном отношении площадки жилищного строительства могли бы составить, как и во всем мире, основу дорогостоящего земельного фонда.
Продажа впоследствии инвесторам инженерно-подготовленных территорий позволит расширить в новых районах города жилищное строительство.
Очень медленно внедряются в практику такие источники финансирования строительства, как ипотека и средства жилищного займа.
Создание в Санкт-Петербурге эффективного рынка жилищных ценных бумаг позволит в ближайшее время обеспечить значительное привлечение средств в жилищное строительство.
Необходимо расширить программу выпуска жилищных сертификатов. Проспектом эмиссии предусмотрен выпуск семи серий жилищных сертификатов. Выпуск каждой серии привязывается к конкретным объектам и осуществляется в сроки и в объемах, определяемых очередностью и сроками их строительства.
В результате реализации первой серии первого в России выпуска муниципальных жилищных сертификатов построен и введен в эксплуатацию жилой дом Каменка кв.71а корпус 12 общей жилой площадью 9150 кв.м выпуск.
В 1997 году необходимо завершить реализацию первого этапа программы выпуска и реализации жилищных сертификатов Санкт-Петербурга и ввести в эксплуатацию еще 26000 кв.м жилья.
Продажа жилищных сертификатов должна вестись под конкретные адреса.
Решение задачи повышения инвестиционной активности во многом возможно только при условии одновременного роста доходов городского бюджета и сокращения текущих расходов. Это потребует глубокой реформы деятельности, совершенствования механизмов финансирования отраслей городского хозяйства и социальной сферы, совершенствования тарифной политики, механизма сбора платы за предоставляемые услуги с одновременным усилением социальной защиты граждан путем развития системы адресной социальной помощи, а также совершенствования налоговой политики и повышения эффективности управления собственностью Санкт-Петербурга. Выполнение этой части инвестиционной программы позволит добиться увеличения объема средств бюджетов, расходуемых на инвестиции (к 2000 г. за счет федерального бюджета - до 1764 млрд.руб., за счет бюджета города - до 1045 млрд.руб.).
Важным методом стимулирования привлечения инвестиций в город должна стать работа по формированию устойчивого положительного имиджа Санкт-Петербурга, как надежного реципиента капитала.
Эта работа направлена, прежде всего, на привлечение крупного иностранного капитала и возвращение части российского, вывезенного ранее за границу. Основными элементами этой работы являются: проведение в городе представительных международных мероприятий (инвестиционные форумы, конференции, переговоры по политическим вопросам, спортивные соревнования, музыкально-культурные фестивали), публикация в популярных зарубежных изданиях статей об инвестиционных возможностях города. Уже проведена большая работа по созданию бизнес-инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.
По предварительным оценкам в 1996 г. в экономику города поступление иностранных инвестиций составит 190 млн.долл.США, а к 2000 г. их объем достигнет 700 млн.долл.США.
Работа в этом направлении позволит сделать наш город крупнейшим центром вложения инвестиций. В 1997 г. общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования прогнозируется на уровне 6764,15 млрд.руб., а в 2000 г. достигнет 8572 млрд.руб.
Строительный комплекс
В строительном комплексе целесообразны следующие меры:
1. Содействие НТП в строительном комплексе (новые материалы, технологии, переподготовка кадров) на основе механизмов, обеспечивающих равнодоступность для всех хозяйствующих субъектов, занимающихся строительством и производством строительных материалов.
2. Конкурсный отбор подрядчиков при строительстве за счет средств городского бюджета (т.е. конкурсное распределение муниципального строительного заказа).
3. Отказ от взимания с инвесторов, осуществляющих строительство, средств на развитие городской инфраструктуры при одновременном увеличении поступлений в бюджет города за счет более активного предоставления инвесторам по рыночным ценам пятен под застройку, объектов незавершенного строительства и реконструкции. Плата в бюджет должна быть одна и определяться рыночным путем, а не через нормативы отчислений.
4. Разработка новых форм финансирования городской инфраструктуры, связанной с жилищным сектором, в частности, переход к отчислениям на инфраструктуру из сумм налогов на недвижимость, при условии применения оценки рыночной стоимости объектов недвижимости в качестве базы налогообложения.
5. Содействовать развитию ипотечного кредитования строительства.
6. Содействовать внедрению современных механизмов страхования в строительной сфере.
Проектом адресной программы на 1996 - 2000 гг. за счет всех источников финансирования предусматривается построить и ввести в эксплуатацию жилья общей площадью 6500 тыс.кв.м.
Потребность в жилье значительно больше, но указанный ввод намечен с учетом предполагаемых возможностей финансирования жилищного строительства.
Предусматривается ежегодный прирост объемов вводимого жилья в среднем на 14 - 15%. Распределение ввода по годам и типам жилых домов приведено в таблице.
Ввод жилья по годам и типам жилых домов 1996 - 2000 годы (тыс.кв.м)
┌───────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬────────┐
│Типы жилых домов │ 1996 │ 1997 │ 1998 │ 1999 │ 2000 │ Итого │
├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────────┤
│Панельное строительство │ 280 │ 400 │ 575 │ 660 │ 755 │ 2670 │
├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────────┤
│Монолитные жилые дома │ 30 │ 75 │ 95 │ 100 │ 110 │ 410 │
├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────────┤
│Малоэтажные и коттеджные │ │ │ │ │ │ │
│жилые дома │ 20 │ 35 │ 40 │ 45 │ 50 │ 190 │
├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────────┤
│Реконструкция жилых │ │ │ │ │ │ │
│домов центральных районов │ 90 │ 110 │ 120 │ 120 │ 150 │ 590 │
├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────────┤
│Реконструкция 5-ти │ │ │ │ │ │ │
│этажных жилых домов │ │ │ │ │ │ │
│60-70 гг. строительства │ - │ 30 │ 100 │ 150 │ 200 │ 480 │
├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────────┤
│Индивидуальные кирпичные │ │ │ │ │ │ │
│жилые дома │ 280 │ 350 │ 470 │ 505 │ 535 │ 2160 │
├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────────┤
│ВСЕГО: │ 700 │ 1000 │ 1400 │ 1600 │ 1800 │ 6500 │
└───────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴────────┘
┌───────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬────────┐
Из приведенной таблицы видно, что доля крупнопанельного домостроения (КПД) (41,4%) падает. В предыдущей пятилетке этот показатель составлял - 60%, а в 80-х годах - 80%. Это связано с трудностями, возникшими у ДСК по строительству жилья, исчерпанием задела, приостановкой освоения новых кварталов жилищного строительства, в которых предусматривалось массовое строительство крупнопанельных домов. Освоение же новых кварталов сдерживается из-за ограниченности бюджетных средств на их инженерную подготовку (это кварталы 56а, б, 58, 59а, б Северо-Приморской части; Озеро Долгое; кварталы "Кудрово"; кв.14 - 14а Рыбацкое Невского района; кв.15, 20, 21 Юго-Запада Красносельского района; п.Металлострой Колпинского района и т.д.).
Доля кирпичного и монолитного домостроения существенно возросла по причине того, что эти дома в основном размещены в начатых строительством кварталах, застроенных домами КПД, а по кирпичным домам идет достройка. Кроме того, многие адреса кирпичного строительства, отведенные разным организациям, ввиду отсутствия у них средств, не строятся. Для исправления этого положения Администрацией города совместно с администрациями районов проводится работа по анализу строительства, изъятию участков у недееспособных инвесторов и передаче их другим заказчиками. Одновременно с этим совместно с КГА и АО "ЛенНИИпроект" прорабатываются варианты по перепривязке индивидуальных кирпичных домов на дома КПД разных серий. Это новые модификации серий 600.11, 137, серия 121 Гатчинского ДСК и новая серия Сертоловского ДСК (планируется к внедрению с 1997 г.).
АО "ЛенНИИпроект" выполнен проект размещения - 23 млн.кв.м жилья в существующих кварталах застройки по их уплотнению, что позволяет значительно снизить затраты на инженерную подготовку. На этих новых пятнах предусматривается развернуть новое жилищное строительство.
Важнейшим моментов должен стать переход на строительство жилых домов по новым технологиям, обеспечивающим снижение удельных затрат на строительство и экономию энергоресурсов, а также повышение потребительских качеств жилья. Это позволит получить значительный градостроительный эффект обновления городской среды, качественного обновления самого жилья, удовлетворяющего условиям рынка.
Для перехода на строительство жилых домов по новым технологиям с применением новых прогрессивных материалов, конструкций и ресурсосберегающих решений, планируется оказать строительным организациям государственную поддержку, в том числе подготовить необходимую нормативно-правовую базу:
* по снижению налогов предприятиям, выпускающим новые строительные материалы, изделия и конструкции, обеспечивающие снижение удельной стоимости строительства жилья и обеспечивающие экономию инженерных ресурсов;
* предложение по снижению таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование для производства эффективных строительных материалов, изделий и конструкций;
* предусмотреть снижение размера отчислений на развитие городской инфраструктуры на строительство зданий с применением энергосберегающих методов, на сумму дополнительных затрат, необходимых для их реализации при строительстве;
* рекомендации по развитию до 2005 года архитектурно-строительных систем жилищного строительства в Санкт-Петербурге с учетом применения эффективных строительных конструкций и изделий, рыночных условий строительства, зависимости этажности строительства от эффективного использования инженерно подготовленной территории строительства и покупательной способности граждан;
* конкурсное распределение муниципального строительного заказа.
4.12. Город и область. Межрегиональное сотрудничество
Исключительно тесная взаимосвязь Санкт-Петербурга и Ленинградской области предопределяет значимость выработки совместной стратегии и политики по большинству социально-экономических вопросов. Взаимоотношения города и области должны характеризоваться конструктивностью, максимальной доверительностью, добрососедством.
Город и область связаны друг с другом организационно, экономически, технологически и социально. Существует единая энергетическая и дорожно-транспортная сеть, сложился единый, по большинству видов сельскохозяйственной продукции, агропромышленный комплекс, тысячи жителей области работают на городских предприятиях и в сфере услуг, а масса горожан пользуется садовыми участками и огородами в области.
Следовательно, стиль и механизм взаимоотношений должны исключать любую несогласованность действий, а тем более конфликты, так как это очень болезненно может сказаться на повседневной жизни населения, его экономических и иных интересах.
Сегодня у Санкт-Петербурга и Ленинградской области накопилась масса общих проблем, которые невозможно решить врозь. Поэтому, пришло время снять преграды между городом и областью путем объединения их в единый субъект Федерации.