Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" стр. 21

Вопросы объединения города и области должны рассматриваться с учетом заключенного Договора о поэтапном объединении Ленинградской области и Санкт-Петербурга в единый субъект Российской Федерации. При этом важно найти, основанные на взаимной выгоде и учитывающие сложившееся исторически разделение труда, эффективные формы взаимодействия во всех сферах, представляющих общий интерес для города и области с учетом заключенного между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью Соглашения о координации действий в социально-экономической сфере.
Первым шагом на пути к этому станет соглашение об образовании единых структур управления транспортом, энергетикой, природоохранными и иными службами, чья деятельность неразделима по территориям, включая создание единого центра охраны труда с хозрасчетной службой в его составе для обеспечения предприятий средствами индивидуальной защиты, а также приведения к единой правовой и стоимостной базе осуществление лицензионной деятельности и предоставление услуг Регистрационными палатами.
Необходимо, однако, четкое обозначение сфер ведения хозяйства и задач, которые должны рассматриваться как важнейшие направления развития города и области, и которые должны подкрепляться соответствующей взаимной ответственностью и обязанностями.
Управление такими сферами технически может осуществляться и раздельно, но с высокой степенью согласования и координации. Принятие важнейших решений должно осуществляться совместно, финансирование, экономическое, ресурсное, кадровое обеспечение должны быть общими.
Сегодня стратегическая линия в решении общих вопросов - договорная, на основе двусторонних соглашений, которые направлены на укрепление и развитие долговременных экономических, торговых, научно-технических и гуманитарных связей, а также своевременное решение возникающих проблем в процессе экономических реформ.
В целях регулирования развития экономики региона особое значение должна иметь скоординированная политика органов власти города и области:
- по отношению к естественным монополиям, имея ввиду# в том числе установление и регулирование цен и тарифов на тепловую и электрическую энергию, транспортные услуги и перевозки, водоснабжение и водоотведение для потребителей-товаропроизводителей;
- в вопросах реконструкции и развития транспортной инфраструктуры региона;
- в содействии реализации программы разработки и строительства атомных реакторов нового поколения и реконструкции ЛАЭС.
При создании единого субъекта Федерации, основными направлениями в реализации совместной политики города и области должно стать создание эффективного механизма их взаимодействия, согласования и координации, решения финансовых вопросов. Важнейшими мероприятиями должны быть: определение конкретных форм и процедур этого взаимодействия; разработка методики определения финансовых затрат города и области при совместном решении общерегиональных вопросов; разработка нормативно-правового обеспечения совместного взаимодействия; создание совместных рабочих групп для выработки решений и организации работ по реализации наиболее ответственных совместных проектов.
В сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса совместная политика исходит из концепции формирования зон (концентров) Петербургского регионального продовольственного комплекса, создания единых оптово-продовольственных рынков, где Ленинградская область представляет собой зону, осуществляющую производство сельскохозяйственной продукции и в первую очередь, необходимых городу диетических и малотранспортабельных продуктов. Санкт-Петербург как ядро комплекса является рынком сбыта и центром переработки этой продукции, осуществляет научно-техническое и иное обеспечение и обслуживание сельского хозяйства области, сельских жителей.
В числе важнейших мероприятий на ближайшие годы - разработка принципов и методов проведения единой ценовой, антимонопольной и дотационной политики; поддержка и стимулирование развития сельскохозяйственного производства; совместная поддержка прогрессивных форм ведения сельского хозяйства, в том числе фермерства; регулирование земельных отношений; обеспечение закрепления земли за сельхозпредприятиями независимо от места расположения земельных участков и самих субъектов; организация на конверсируемых предприятиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области производства мало- и среднегабаритной сельскохозяйственной техники; создание совместных финансово-промышленных групп, а также формирование корпораций и интегрированных объединений; организация совместной деятельности по содействию занятости населения; разработка порядка взаимодействия органов здравоохранения города и области и формирование ежегодных планов мероприятий по обеспечению медицинской помощью населения, особенно в зонах отдыха горожан в летний период, а также в садоводческих и дачных обществах; формирование и реализация ежегодных планов культурного сотрудничества и сотрудничества в области молодежной политики.
Для реализации единой политики эффективным средством может стать разработка и реализация совместных проектов и программ по ряду вышеназванных направлений и крупных мероприятий. В том числе таких как "Крупные агрофирмы", "Техника для села", "Коллективное садоводство", "Экология", "Строительство канализационных очистных сооружений, проходящих на территории охраны Балтийского моря", "Семенной картофель", "Дом для переселенца", "Морские порты и причалы на Балтике", "Мегаполис", "Реконструкция действующих и строительство новых таможенных переходов", "Реконструкция автомобильных дорог "Санкт-Петербург - Москва", "Санкт-Петербург - Киев", "Строительство железных дорог "Санкт-Петербург - Москва", "Санкт-Петербург - Хельсинки", "Туризм", "Финансово-промышленные группы и оптово-продовольственные рынки".
Для нормального совместного функционирования города и области, важными действиями станут такие, как разработка схемы социально-экономического обустройства населения, развитие малоэтажного строительства и садоводческих массивов; строительство завода по переработке токсичных отходов хозяйств региона; разработка схемы экологической защиты зоны Финский залив - Ладога, подземных водоносных горизонтов; налаживание общерегионального социально-экономического и экологического мониторинга, создание соответствующего информационного банка данных; разработка и внедрение порядка выплаты социальных пособий и пособий по безработице, учитывающего несовпадение мест проживания и работы (в том числе в прошлом) для более чем 200 тыс.жителей города и области, наличие в области большого числа филиалов петербургских заводов и фирм; выработать порядок выплаты пенсий в учреждениях связи города и области пенсионерам, временно выезжающим из города в область и из области в город; строительство и изготовление головного энергоблока с реактором ВВЭР-640 для обеспечения энергетики XXI века экологически чистым и безопасным энергоносителем; программа "Развитие курортного региона Российской Федерации на северном побережье Финского залива. В целях продвижения отечественных продуктов на рынок, в закрытую сеть, учреждения ГУВД, здравоохранения, социальной защиты населения выработать порядок взаимного участия двух субъектов Федерации в формировании регионального заказа, предусматривая в расчетных схемах, в том числе и расчеты с использованием ценных бумаг города и области.
Выбирая все лучшее из опыта хозяйствования друг у друга, живя друг с другом в добрых отношениях, помогая друг другу - город и область совместно станут образцом для остальных регионов Российской Федерации.
* * *
Рыночные преобразования в экономике страны и регионов объективно требуют глубокого анализа и прогнозирования пропорций, складывающихся между секторами экономики, между отдельными видами деятельности, между регионами. Цель указанных действий - выявление положительных тенденций, определение методов их закрепления и разработка на этой основе стратегии развития межрегионального сотрудничества.
Как показывает отечественный опыт, несмотря на высокую степень саморегулирования рыночной экономики, необходимо также и государственное регулирование, имея ввиду# целенаправленное воздействие на экономические процессы, в том числе и на межрегиональном уровне.
Изменения, происходящие в экономике страны, находят отражения в структуре экономики регионов. Изучение ее позволяет определить степень согласованности общегосударственных интересов с региональными и определить экономическую стратегию.
Разработка экономической стратегии регламентируется следующими целями:
* определение современного состояния региона и основных ориентиров его будущего развития;
* определение, на основе вышеперечисленных данных, стратегических интересов региона для стабильного развития его экономики, социальной политики и определение географии размещения этих интересов;
* стимулирование диалога между регионами, странами о долгосрочном экономическом сотрудничестве;
* создание имиджа региона как открытого для сотрудничества.
Исходя из нынешней социально-экономической ситуации в городе, приоритетными для Санкт-Петербурга могут являться действия направленные на улучшение положения дел в промышленном производстве города, особо - на предприятиях легкой и пищевой промышленности.
В этой части, развитию отношений Санкт-Петербурга с регионами будет способствовать реализация программы изготовления машин и оборудования для земледелия и животноводства по прогрессивным технологиям. Важным звеном в деле укрепления межрегиональных связей станет активное использование инфракрасных технологий для обработки и переработки сельскохозяйственной продукции. Реальные результаты для промышленности города и сельскохозяйственных организаций прилегающих территорий даст реализация Федеральной программы "Северо-Западный текстиль" (программа "Лен-хлопок").
Стратегические интересы города по поддержке легкой промышленности могут находиться в Республиках Узбекистан и Таджикистан (хлопок), пищевой промышленности - Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области (чай, зерно), Республике Казахстан (пшеница твердых сортов), Воронежской, Тамбовской, Курской области, а также Республике Украина (сахар, растительное масло).
Активное взаимодействие с регионами Северо-Запада, участие в Федеральных программах по поддержке промышленности и конверсии оборонных предприятий даст возможность преодолеть кризисные явления в промышленности города, стабилизировать ее работу и создаст предпосылки для увеличения объемов промышленного производства.
При условии скорейшей разработки программ судостроения и судоремонта, а также в случае их успешной реализации, Санкт-Петербург в 2000-2005 годах будет иметь достаточную возможность удовлетворить свои потребности в рыбе и морепродуктах.
Развитие портового хозяйства города, участие в создании новых портов на Балтике, создание паромной переправы Санкт-Петербург - Калининград - Мукран (Германия), строительство транспортного мультимодального комплекса "Балт-Терминал" привлечет соседние и другие регионы к участию в их модернизации и расширению, что позволит в конечном итоге увеличить наполняемость городского бюджета.
Жизненно важным для промышленности Санкт-Петербурга представляется вопрос развития на Европейском Севере России предприятий горнопромышленного комплекса, так как в городе сосредоточены высококвалифицированные организации и учреждения, обеспечивающие работу указанного комплекса и сохранение этих рабочих мест имеет весьма серьезное значение. В свою очередь, продукция горнопромышленного комплекса имеет исключительно важное значение в обеспечении материального производства города в сырье и металлах, обеспечивает загрузку предприятий машиностроения и оборонной промышленности, транспорта и портов.
К числу стратегических интересов Санкт-Петербурга, имеющих место в других регионах России, относятся вопросы топливообеспечения города. Не имея на своей территории нефте- и газодобывающих предприятий, предприятий по их переработке город завозит для своих промышленных и гражданских нужд все виды тепло- и энергоносителей (природный газ, мазут, уголь, бензин и пр.). Исходя из этого, такие регионы как Республика Коми (газ, уголь), Тюменская область (нефть, газ), Кемеровская область (уголь) и ряд других регионов-производителей топливно-энергетических ресурсов относятся к числу приоритетных в части установления и развития межрегионального сотрудничества.
Особые стратегические интересы у Санкт-Петербурга имеются в Ленинградской области. Связанные друг с другом организационно, экономически, технологически и социально, обладая единой энергетической и дорожно-транспортной сетью, развитым агропромышленным комплексом, взаимопроникающей миграцией населения города и области (работа - отдых), обладая некоторыми едиными органами исполнительной власти - оба региона могут поэтапно, через легитимные юридические и конституционные процедуры, объединиться в единый Субъект Федерации.
Существующая система организации межрегионального сотрудничества, основанная на подготовке и заключении Договора (Соглашений) об экономическом взаимодействии территорий, в основном отвечает целям и задачам усиления и стимулирования экономических процессов, происходящих в Санкт-Петербурге.
Однако, для повышения эффективности межрегиональных связей представляется целесообразным разработать "Концепцию развития сотрудничества Санкт-Петербурга с регионами Российской Федерации", используя для этого научный и практический потенциал города и заинтересованных территорий.

4.13. Городская антимонопольная политика

Политика демонополизации и развития конкуренции должна являться неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ, ее конечная цель - повышение эффективности экономики и обеспечение условий экономического роста. Реализация программы демонополизации позволит создать эффективную конкурентную среду, обеспечивающую:
- рациональные структурные преобразования в экономике, формирование оптимальной специализации региона, достижение устойчивых конкурентных преимуществ на российском и мировом рынках;
- повышение эффективности функционирования местного рынка, насыщение его качественными и доступными массовому потребителю товарами и услугами, решение на этой основе острых социально-экономических проблем, подъем жизненного уровня населения;
- внедрение в общественное сознание и деловую практику цивилизованных форм предпринимательской деятельности и конкурентной борьбы, защиту прав и интересов потребителей.
Общие направления городской антимонопольной политики предусматривают:
- приведение решений городских и районных органов власти и управления Санкт-Петербурга в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства;
- координацию антимонопольной политики в регионе между комитетами и управлениями городской администрации, районными администрациями, Санкт-Петербургским территориальным управлением ГКАП России и аналогичными областными структурами, взаимную информацию по готовящимся и принимаемым решениям;
- создание конкурирующих экономических структур путем государственной поддержки предпринимательства и инвестиций, строительства новых предприятий, диверсификации и перепрофилирования действующих производств;
- разработку и соблюдение единых принципов предоставления предприятиям льготных режимов хозяйствования, с максимальным использованием конкурсных механизмов и обеспечением гласности принятия решений;
- формирование перечня видов деятельности, пользующихся приоритетом при распределении ограниченных материальных и финансовых ресурсов, находящихся в ведении городских органов власти и управления, определение механизма корректировки данного перечня;
- обеспечение преимущественно конкурсного предоставления хозяйствующим субъектам (инвесторам) объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, и имущественных прав на них;
- разработка предложений по упорядочению взимания с хозяйствующих субъектов (инвесторов) средств на развитие инфраструктуры города и процедур предоставления льгот по выплате этих средств.
Важнейшее значение имеет налаживание механизма регулирования естественных монополий.
В числе основных мер здесь предполагается: