______________________________
* Звездочкой помечены пункты, в которые внесены изменения.
Приложение А
Порядок проведения эксплуатационных испытаний кожаной и резиновой спецобуви
1. Для проведения эксплуатационных испытаний разрабатывается программа и методика испытаний спецобуви.
Программа и методика испытаний должны состоять из следующих основных разделов:
введение;
цель испытаний;
объект испытаний;
условия и организация испытаний.
Во введении приводится основание для проведения испытаний. В разделе "Цель испытаний" отмечается, что они проводятся для проверки соответствия требованиям НПБ, технических условий и другой нормативной документации.
В разделе "Объект испытаний" дается описание сапог (количество, конструктивное исполнение, используемые при изготовлении материалы и защитные элементы). В разделе также указывается предприятие-изготовитель и дается ссылка на нормативную и техническую документацию на производство, в соответствии с которой сапоги изготовлены.
В разделе "Условия и организация испытаний" определяются сроки их проведения, лица, ответственные за проведение испытаний, подразделения, в которых будут проводиться испытания. Каждой паре сапог присваивается свой номер и заводится карточка эксплуатационных испытаний (приложение Б), которая заполняется после проведения различных видов работ на пожаре.
2. По результатам проведения эксплуатационных испытаний составляется протокол, в котором отражаются условия проведения испытаний, результаты осмотра спецобуви и опроса личного состава, а также делаются выводы о том, выдержала или нет спецобувь испытания, определяются пути ее доработки.
Для каждой пары указываются:
имеющиеся нарушения целостности наружного слоя кожи или резины спецобуви и причины их возникновения (воздействие низких температур и воды, в том числе с добавками поверхностно-активных веществ (ПАВ), агрессивных сред, нефтепродуктов, повышенных температур, тепловых потоков, кратковременного контакта с открытым пламенем и нагретыми твердыми поверхностями и т.д.);
нарушение целостности утеплителя и его швов;
пригодность к дальнейшей носке.
В выводах отмечается:
проведены ли испытания в полном объеме программы и методики;
соответствует ли объект испытаний требованиям НПБ или другой нормативной документации;
возможность дальнейшей эксплуатации;
рекомендации по доработке конструктивного исполнения спецобуви и применяемых материалов;
рекомендации по использованию в данной климатической зоне.
Приложение Б
Карточка эксплуатационных испытаний спецобуви
Сапоги N _______ Дата начала эксплуатации _____________
Ф.И.О. испытателя _________________________________________
Дата | Виды проводимых работ | Описание воздействия на сапоги неблагоприятных и опасных факторов в условиях тушения пожара | Время воздействия | Описание результатов осмотра (характер нарушения целостности сапог и т.д.) и ощущений испытателя | Мнение испытателя о достаточности (необходимости увеличения) защиты от неблагоприятных факторов | |
начало | окончание | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложение В
Порядок подготовки материалов к испытаниям
Испытания материалов необходимо проводить после приведения к воздушно-сухому состоянию, т.е. после выдерживания до постоянного веса в помещении, в котором поддерживается температура воздуха (20 +- 5)°С и относительная влажность его (65 +- 15)%.
Для приведения к воздушно-сухому состоянию материалы располагаются в помещении с кондиционированным воздухом таким образом, чтобы доступ воздуха к ним был свободный и осуществлялся постоянный его обмен. Если естественный обмен воздуха слабый, то целесообразно усилить циркуляцию воздуха искусственным путем.
Если материал поступил с заметно большим содержанием влаги, то, чтобы ускорить процесс приведения к воздушно-сухому состоянию, целесообразно предварительно подсушить его при температуре 30 - 40°С.
Для установления момента доведения материала до воздушно-сухого состояния пользуются техническими весами, взвешивая на них материал через определенные промежутки времени. Материал считается приведенным к воздушно-сухому состоянию, если два последовательных взвешивания, произведенных с промежутком 2 часа, не будут различаться более чем на 0,2%. Класс точности весов не более 4.
Приложение Г
Метод определения обеспечения защиты носочной части ноги от воздействия высокой температуры
1. Отбор образцов
Образцы должны состоять из носочной части спецобуви без голенища и пяточной части.
На испытания представляются не менее 5 образцов пакета носочной части спецобуви.
2. Испытательное оборудование
Проверка обеспечения защиты носочной части ноги от воздействия температуры 200°С в течение не менее 5 мин проводится при температуре от 200 до 205°С. Температура внутри носочной части сапог контролируется с помощью трех термоэлектрических преобразователей (ТЭП) типа ХА или ХК (диаметром проволоки не более 0,5 мм) с выводом их на вторичный прибор классом точности не более 0,5.
3. Подготовка к испытаниям
Рабочие спаи ТЭП располагаются на внутренней поверхности в области большого пальца на расстоянии (6 +- 1) мм друг от друга. Высота расположения рабочих спаев ТЭП от внутренней поверхности подошвы должна быть (15 +- 1) мм. В целях исключения влияния температуры рабочей камеры на температуру носочной части сапог ее открытая внутренняя часть должна быть изолирована с помощью металлизированной ткани и теплоизолирующего материала толщиной не менее 1 мм.
4. Методика испытаний
При установке образца в рабочую камеру возможное падение температуры должно быть восстановлено до требуемого значения за время не более 30 с. Отсчет времени начала испытаний производится с момента ввода образца в рабочую камеру. Температура в носочной части контролируется в течение не менее 5 мин. Затем испытания прекращаются.
5. Результаты испытаний
Образцы спецобуви считаются выдержавшими испытания, если на всех образцах не произошло:
разрушения наружной поверхности (оплавление, обугливание, прогар и т.д.);
отслоения покрытия;