7.1 При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) на территории Российской Федерации другому эксплуатанту воздушное судно подлежит перерегистрации на нового эксплуатанта в соответствии со ст. 3 настоящих Правил.
7.2 При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) другому государству с правом выполнения полетов с опознавательными знаками Российской Федерации, воздушное судно из Государственного реестра не исключается, а эксплуатант (арендодатель) представляет в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России копию договора аренды (лизинга) и информацию с указанием срока пребывания воздушного судна за рубежом, о чем делается отметка в Государственном реестре.
7.3 При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) или его продаже за пределы Российской Федерации с исключением из Государственного реестра, арендодатель (продавец) представляет в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России документы, предусмотренные п. 5.4 настоящих Правил, для получения Экспортного сертификата летной годности и Свидетельства об исключении, выдаваемых взамен Свидетельства о регистрации и Сертификата летной годности экземпляра ВС, на время экспортной поставки в страну арендатора.
7.4 В случае, когда арендодателю в соответствии с контрактом необходимо заменить вышедшее из строя воздушное судно, находящееся в аренде, на однотипное исправное, он должен руководствоваться следующим порядком:
- замена воздушного судна на срок до 20 суток включительно производиться без его перерегистрации по акту приема-передачи с оценкой технического состояния ВС и годности его к полетам;
- при замене воздушного судна на срок более 20 дней производится его перерегистрация в установленном порядке (ст. 3 настоящих Правил).
7.5 Во всех случаях при сдаче воздушного судна в аренду (лизинг) с исключением из Государственного реестра договор (контракт) должен содержать четкие положения о том, чьи опознавательные знаки будут нанесены на воздушное судно, какая из сторон несет ответственность за обеспечение безопасности полетов и контроль за поддержанием летной годности воздушного судна.
7.6 Если в результате аренды (лизинга) собственник и эксплуатант ВС окажутся в разных государствах, необходимо приложить Соглашение между полномочными органами ГА об ответственности за летную годность, организацию контроля безопасной эксплуатации ВС.
7.7 Во всех случаях передача воздушного судна в аренду (лизинг) осуществляется только с согласия его собственника.
8. Опознавательные знаки гражданских воздушных судов Российской Федерации
8.1 Каждое гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр и допущенное к полетам, должно иметь присвоенные ему государственный и регистрационный опознавательные знаки и должно быть окрашено в соответствии с утвержденным Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России эскизом внешней раскраски ВС.
8.2 Без опознавательных знаков, нанесенных должным образом на элементы конструкции воздушного судна, полеты гражданского воздушного судна запрещаются.
8.3 Состав, размеры, порядок присвоения и нанесения опознавательных знаков на воздушные суда.
8.3.1 Опознавательные знаки гражданского воздушного судна Российской Федерации состоят из:
- государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";
- регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр;
- изображения государственного флага Российской Федерации.
Примечания:
1) Регистрационные знаки сверхлегких и аэростатических ВС могут состоять из меньшего числа цифр.
2) Форма букв и цифр опознавательного знака должна соответствовать утвержденным образцам (Приложение 10).
8.3.2 Регистрационные знаки воздушным судам, подлежащим регистрации в Государственном реестре, присваиваются полномочным органом Федеральной авиационной службы России - Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России. Присвоенный регистрационный знак может быть нанесен только на одно воздушное судно Российской Федерации.
Примечания:
1. Опознавательные знаки присваиваются воздушному судну при его регистрации. В отдельных случаях решением Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России они могут быть присвоены воздушному судну на этапе его выпуска с завода-изготовителя по письменному заявлению покупателя, согласованному с заводом, и с указанием заводского номера воздушного судна. Если в течении двух месяцев указанное воздушное судно не представляется к регистрации - опознавательный знак (бортовой номер) аннулируется и может быть присвоен другому ВС.
2. При поступлении ВС от другого государства или ведомства с нанесенным пятизначным регистрационным знаком (бортовым номером), вопрос его сохранения для регистрации в России в обязательном порядке должен быть согласован с Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России.
8.3.3 Опознавательные знаки гражданских воздушных судов наносятся черным цветом на светлом фоне и белым цветом на темном фоне. Все символы наносятся влагостойкой краской, не меняющей цвета от воздействия атмосферных условий в процессе эксплуатации ВС.
8.3.4 Опознавательные знаки должны быть четкими и видными как на земле, так и в воздухе.
Примечание: Выполнение полетов на воздушных судах, опознавательные знаки которых трудно различимы или не соответствуют требованиям настоящих Правил, запрещается.
8.3.5 Опознавательные знаки, нанесенные на элементы конструкции воздушных судов, должны быть идентичны знакам, указанным в Свидетельстве о регистрации данного судна.
8.4 При нанесении опознавательных знаков на элементы конструкции гражданских воздушных судов следует руководствоваться рекомендациями об относительных размерах символов, приведенными ниже:
8.4.1 Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа самолета (хвостовой балки вертолета), не занятых элементами конструкции воздушного судна. При этом регистрационный знак от государственного отделяется знаком тире;
8.4.2 Опознавательные знаки, наносимые на обеих сторонах фюзеляжа, должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм и быть сориентированы в одном направлении со строительной горизонталью фюзеляжа, причем буквы и цифры должны наноситься строго перпендикулярно горизонтали.
8.4.3 Изображение Государственного Флага Российской Федерации наносится на киле или фюзеляже воздушного судна. Его форма, размеры и место расположения должны соответствовать требованиям Закона о Государственном Флаге Российской Федерации и Указаниям ДВТ от 24.03.92 г. N 6.1-7 (Приложение 11).
8.4.4 Символы, наносимые на крыло и относящиеся к одной группе знаков, должны иметь высоту не менее 400 и не более 1500 мм и быть направлены своей верхней частью к передней кромке крыла;
8.4.5 Группа цифр регистрационного знака должна располагаться посередине поверхности плоскости крыла, занимая примерно 1/3 его размаха, свободного от гондол двигателей или основных стоек шасси;
8.4.6 В случае недостатка свободного места на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа опознавательные знаки могут быть нанесены на боковых поверхностях нижней части киля;
8.4.7 Опознавательные знаки наносятся на обеих боковых поверхностях киля в одну сторону параллельно строительной горизонтали воздушного судна, а на многокилевых воздушных судах - на внешних сторонах крайних килей;
8.4.8 Символы, наносимые на киле ВС должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм;
8.4.9 Опознавательные знаки на дирижабле наносятся на его оболочке в трех местах: сверху - вдоль образующей, полученной сечением вертикальной продольной плоскостью, и по бокам - под наибольшим горизонтальным сечением оболочки;
8.4.10 Символы, наносимые на оболочку дирижабля, должны иметь высоту не менее 1000 и не более 2000 мм. Символы, наносимые вдоль верхней образующей, должны быть направлены своей верхней частью в сторону правого борта дирижабля;
8.4.11 Каждый знак, наносимый на оболочку дирижабля, должен занимать, примерно, 0,1 длины оболочки;
8.4.12 Опознавательные знаки на сферическом аэростате наносятся на его оболочке под наибольшим горизонтальным ее сечением, в двух диаметрально противоположных местах;
8.4.13 Символы, наносимые на оболочку сферического аэростата, должны иметь высоту не менее 1500 и не более 2000 мм. Опознавательный знак должен занимать, примерно, 0,12 длины окружности, образованной горизонтальным сечением оболочки;
8.4.14 Опознавательные знаки на несферическом аэростате наносятся как на дирижабле, если ось наибольшей длины аэростата расположена в горизонтальном полете под углом не более 45 град. к горизонту. Если названная ось в горизонтальном полете расположена под углом более 45 град. к горизонту или вертикально - знаки на оболочку несферического аэростата наносятся как и на сферическом аэростате;
8.4.15 Опознавательные знаки наносятся на наружной поверхности борта корзины (гондолы) свободного аэростата с двух противоположных сторон;
8.4.16 Символы, наносимые на корзину (гондолу), должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм.
9. Внешняя раскраска гражданских воздушных судов
9.1 Все гражданские воздушные суда, принадлежащие юридическому или физическому лицу, должны иметь внешнюю раскраску, утвержденную Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ.
9.2 Для утверждения внешней раскраски воздушного судна, фирменных знаков и надписей, эксплуатант ВС представляет в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России заявление произвольной формы и к нему в двух экземплярах цветное изображение ВС с элементами раскраски на листе плотной бумаги, размером 208 х 300 мм с указанием масштаба изображения. В правом верхнем углу листа должна располагаться утверждающая подпись начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России, в нижней части листа подпись руководителя эксплуатирующей организации (эксплуатанта).
9.3 На воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов по оказанию медицинской помощи населению и проведению санитарных мероприятий, наносится изображение Красного креста в соответствии с ГОСТ 18715-74.
9.4 Изображение Красного креста наносится на крыло и киль.