3.1.3. Нормативный срок службы крана следует принимать по данным эксплуатационной документации. При отсутствии в документации этих данных нормативный срок службы необходимо принимать по табл. 1.
Таблица 1
НОРМАТИВНЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ <2>
--------------------------------
<2> Нормативному сроку службы соответствует ресурс (в
моточасах), принимаемый согласно эксплуатационной документации
(ЭД) на кран. При отсутствии этих данных в ЭД ресурс за срок
службы рекомендуется принимать:
для кранов грузоподъемностью до 10 т вкл. 16500 м. ч.;
то же, св. 10 т 27000 м. ч.;
для переносных кранов 8600 м. ч.
Тип крана | Группа классификации (режим работы) | Нормативныйсрок службы<3>, лет | ||
по Правилам Госгортех- надзора 1969 г. | по ГОСТ 25546 | по ИСО 4301/1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кран башенный строительный грузоподъемностью: | ||||
до 10 т включительно | легкий | 4К | А4 | 10 |
свыше 10 т | легкий | 4К | А4 | 16 |
Кран башенный приставной | легкий | 4К | А4 | 16 |
Кран башенный для гидротех- нического строительства | тяжелый | 6К - 7К | А6 - А7 | 10 |
Кран-лесопогрузчик грузоподъемностью: | ||||
до 10 т включительно | средний | 5К | А5 | 10 |
свыше 10 т | средний | 5К | А5 | 16 |
Кран стреловой переносной (типа "Пионер", КЛ) | легкий | 1К - 3К | А1 - А3 | 8 |
Мачтовый кран | легкий | 4К | А4 | 10 |
Кран стреловой несамоходный грузоподъемностью: | ||||
до 10 т включительно | легкий | 4К | А4 | 10 |
свыше 10 т | легкий | 4К | А4 | 16 |
--------------------------------
<3> Нормативный срок службы для кранов с группой классификации А4 принят при 1,5-сменной работе.
При более интенсивной эксплуатации срок службы может быть скорректирован СКТБ БК на основании расчета, учитывающего реальную группу классификации крана (по режиму работы) за весь срок его службы.
3.1.4. Краны в процессе эксплуатации помимо полнокомплектных ремонтов, проводимых по результатам обследования, должны подвергаться и капитально-восстановительному ремонту. При этом ремонте в процессе разборки должна проводиться дефектация всех элементов с ремонтом тех из них, которые имеют дефекты, превышающие допустимые.
3.1.5. Периодичность обследования и сроки проведения капитально-восстановительного ремонта следует принимать согласно табл. 2.
Таблица 2
МАКСИМАЛЬНАЯ ПЕРИОДИЧНОСТЬ МЕЖДУ ОБСЛЕДОВАНИЯМИ
Проведение капремонта за срок службы | Максимальные сроки эксплуатации после очередного обследования, лет | Дальнейшее использование крана | ||||
первич- ного | повторного | |||||
1-го | 2-го | 3-го | 4-го | |||
Проводился | 3,0 | 2,0 <*> | 2,5 | 2,0 | 1,5 | Списание крана (возмож- ность дальнейшего прод- ления срока службы может приниматься только на основании расчета оста- точного ресурса крана) |
Не проводился | 2,0 <*> | 2,5 | 2,0 | 1,5 | - |
--------------------------------
<*> В период после указанного обследования и до следующего обследования должен быть проведен капитально-восстановительный ремонт (по техническим условиям СКТБ БК), о чем должна быть сделана запись в акте указанного обследования.
3.1.5.1. Максимальный срок допускается принимать в тех случаях, если по результатам обследования отсутствуют существенные замечания по техническому состоянию крана, по системе функционирования ТОиР и по состоянию крановых путей.
3.1.5.2. Периодичность между обследованиями для кранов повышенного риска устанавливается отдельными методиками, разрабатываемыми для конкретных типов кранов СКТБ БК, а для кранов, работающих в условиях агрессивной среды, принимаются на 0,5 года меньше, чем приведено в табл. 2.
3.1.5.3. Решение о досрочном проведении капитально-восстановительного ремонта может принять комиссия, проводящая обследование.
3.1.6. Капитально-восстановительный ремонт может быть совмещен с полнокомплектным ремонтом и перебазировкой крана.
3.1.7. Обследование кранов:
изготовленных по зарубежным нормам;
имеющих серьезные дефекты конструкции или изготовления, которые отражаются на их безопасности (кранов повышенного риска);
работающих в условиях агрессивной среды,
должно выполняться в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний и с учетом дополнительных требований, разрабатываемых для конкретных случаев СКТБ БК.
Эти же требования относятся и к кранам, при обследовании которых обнаружены отступления от паспортных данных [по температуре окружающей среды, ветровому или сейсмическому району, режиму работы, на вечномерзлых грунтах (ВМГ)]. При указанных отступлениях возможность дальнейшей эксплуатации должна быть подтверждена экспертным заключением головной организации.
3.1.8. Внеочередному обследованию подвергают краны в следующих случаях:
при возникновении в процессе эксплуатации повторных трещин в несущих металлических конструкциях;
при появлении деформаций металлических конструкций, возникающих в процессе перебазировки, монтажа, технического освидетельствования, в случае появления аварийных ситуаций и др.;
по требованию органов госгортехнадзора или по заявке владельца крана.
3.2. Организация обследования
3.2.1. Общие вопросы организации работ при обследовании изложены в разделе 3.2 РД 10-112-96, часть 1.
3.2.2. При определении возможности дальнейшей эксплуатации в зависимости от состояния крана обследование может проводиться в один или два этапа.
3.2.2.1. В один этап обследование должно проводиться в случае, если в процессе обследования не выявлено дефектов, препятствующих проведению статических и динамических испытаний. Обследование ограничивается одним этапом также и в случае принятия решения о списании крана.
3.2.2.2. В два этапа обследование проводится в случае, если по результатам обследования для устранения выявленных дефектов необходимо проведение ремонта или реконструкции. В этом случае второй этап, заключающийся в оценке качества проведенного ремонта, в проведении испытаний и составлении заключения о возможности продления срока службы, должен проводиться после выполнения ремонта (реконструкции) крана.
3.3. Основные работы при обследовании
3.3.1. Обследование кранов помимо работ, предусмотренных п. 3.3.1 РД 10-112-96, часть 1, должно включать:
3.3.1.1. Оценку качества проведенного ремонта (реконструкции) в случае его проведения.
3.3.1.2. Оценку состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта.
3.3.1.3. Разработку ограничений по дальнейшей эксплуатации кранов (при необходимости).
3.3.2. Все работы по обследованию должны проводиться в объемах, приведенных в п. п. 3.4 - 3.14 настоящих Методических указаний. Последовательность этих работ определяется комиссией.
3.4. Ознакомление с документацией
3.4.1. В процессе обследования комиссия должна ознакомиться со следующей документацией, предоставляемой владельцем крана:
паспортом (ПС), включая принципиальную электрическую схему;