3.5.6.1. Определение степени коррозии металла должно проводиться прямыми измерениями с помощью ультразвуковых толщиномеров или путем засверливания.
3.6. Проверка состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов
3.6.1. При проверке механизмов, канатно-блочных систем и других узлов следует особое внимание обращать на следующие возможные дефекты:
трещины в рамах, корпусах редукторов или рычагах тормозов, в тормозных шкивах и подобных узлах;
поломка тормозных пружин;
износ зубчатых зацеплений;
износ ходовых колес;
выработка (износ) шарнирных соединений, тормозных шкивов, обкладок тормозов, дорожек качения опорно-поворотного устройства (ОПУ), крюка и т.п.;
ослабление болтовых соединений;
нарушение соосности валов, соединенных зубчатой или втулочно-пальцевой муфтой;
неудовлетворительная балансировка тормозного шкива или барабана;
износ или разрушение уплотнений.
3.6.2. Для блоков канатной системы характерны следующие повреждения, которые могут привести к обрыву или перетиранию каната:
трещины или сколы реборды;
износ по ручью или реборде блока;
отсутствие смазочного материала в подшипниках и, как следствие, их поломка, стопорение блока.
3.6.3. Для оценки норм браковки канатов по числу оборванных проволок рекомендуется пользоваться табл. 4.
Таблица 4
НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ ПО ЧИСЛУ ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК
Стандарт (тип, конструкция каната) <*> | Группа классификации механизма | |||||||
М1 - М4 | М5 - М8 | |||||||
вид свивки | ||||||||
крестовая | односторонняя | крестовая | односторонняя | |||||
число обрывов на участке длиной: | ||||||||
6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | |
ГОСТ 2688 | 5 | 10 | 2 | 5 | 10 | 19 | 5 | 10 |
ГОСТ 3066 | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 | 8 | 2 | 4 |
ГОСТ 3069 | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 | 8 | 2 | 4 |
ГОСТ 3077 | 3 | 6 | 2 | 3 | 6 | 12 | 3 | 6 |
ГОСТ 3079 | 9 | 18 | 4 | 9 | 18 | 38 | 9 | 18 |
ГОСТ 3081 | 3 | 6 | 2 | 3 | 6 | 12 | 3 | 6 |
ГОСТ 3083 | 7 | 14 | 4 | 7 | 14 | 29 | 7 | 14 |
ГОСТ 3088 | 9 | 18 | 4 | 9 | 18 | 38 | 9 | 18 |
ГОСТ 3097 (ТК) | 6 | 11 | 3 | 6 | 11 | 22 | 6 | 11 |
ГОСТ 3077 (ЛК) | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 | 8 | 2 | 4 |
ГОСТ 7665 | 5 | 10 | 2 | 5 | 10 | 19 | 5 | 10 |
ГОСТ 7667 | 5 | 10 | 2 | 5 | 10 | 19 | 5 | 10 |
ГОСТ 7668 | 7 | 14 | 4 | 7 | 14 | 29 | 7 | 14 |
ГОСТ 7669 | 7 | 14 | 4 | 7 | 14 | 29 | 7 | 14 |
ГОСТ 7670 | 6 | 11 | 3 | 6 | 11 | 22 | 6 | 11 |
ГОСТ 7681 | 4 | 8 | 2 | 4 | 8 | 16 | 4 | 8 |
ГОСТ 14954 | 4 | 8 | 2 | 4 | 8 | 16 | 4 | 8 |
--------------------------------
<*> Тип и конструкция каната приведены в Приложении А3 в названиях стандартов.
Примечания.
1. При использовании канатов, не приведенных в настоящей таблице, следует пользоваться данными по браковке канатов, приведенными в Правилах.
2. Один обрыв проволок может иметь два видимых конца.
3. d - номинальный диаметр каната.
Наиболее опасными местами по обрыву проволок являются те участки каната, которые за период работы проходят по большому числу блоков.
Кроме того, контролируются места крепления каната на барабанах и на конструкциях крана.
Опасными местами, где может появиться коррозия, являются места, в которых скапливается влага и где канат редко или совсем не перемещается по блокам (например, на нижних обоймах стреловых полиспастов кранов-погрузчиков, кранов с балочной стрелой или на уравнительных блоках стрелового расчала). В этих случаях канат бракуется раз в 5 лет независимо от числа обрывов проволок.
3.6.4. Основные характерные дефекты и повреждения механизмов, канатно-блочных систем, других узлов и конкретные места их возможного появления приведены в Приложении Е3.
3.6.5. Обследование состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов, помимо указанных в п. 3.6.1 РД 10-112-96, часть 1, должно включать также проверку работоспособности механизмов под нагрузкой.
3.6.6. Проверку работоспособности механизмов рекомендуется совмещать с аналогичной проверкой электрооборудования. Проверка проводится при поочередной работе всех механизмов с грузом на крюке, соответствующим 30 - 100% грузового момента. При работе обращается внимание на плавность пуска и торможения механизмов, отсутствие биения тормозных шкивов и барабанов, состояние креплений, характер шума в редукторах и ОПУ, правильность намотки канатов на барабан.
3.6.7. Необходимость измерения износа, выявления наличия поломок зубчатых передач и износа подшипников в редукторах может быть определена по появлению повышенного неравномерного шума при работе механизма.
Решение о необходимости разборки узла, редуктора принимает комиссия.
3.6.8. Проверка состояния креплений механизмов осуществляется в процессе работы крана. При резком пуске и торможении механизмы должны быть неподвижны (кроме элементов подвижного крепления - опоры трехопорных лебедок, амортизаторы привода передвижения).
3.6.9. Проверка состояния крепления и правильности монтажа трехопорной лебедки должна производиться путем измерения перемещения наружного торца фланцевого электродвигателя в вертикальной плоскости. Перемещение определяется на лебедке в сборе как разность между крайними верхним и нижним положениями любой точки торца двигателя во время прокручивания барабана лебедки без нагрузки вручную за тормозной шкив на полный оборот. Величина перемещения не должна превышать d / 900 (рис. 6). При этом опоры лебедки должны быть закреплены согласно эксплуатационной документации, обеспечивая предусмотренные конструкцией степени свободы.
Проверку правильности затяжки болтов опор легко проверять по вертикальному перемещению лап редуктора и выносной опоры барабана при подъеме краном груза. При нормальной затяжке перемещение лапы в опоре не должно превышать 2 мм (рис. 7).
3.6.10. Обследование ОПУ должно включать измерение перекоса фи и оценку состояния болтовых соединений.
Измерение перекоса поворотной опоры должно производиться в соответствии с Приложением И3 или другим аналогичным способом.
Обследование болтовых соединений ОПУ должно включать визуальный осмотр, остукивание болтов, проверку затяжки. При визуальном осмотре устанавливается наличие всех болтов, стопорных планок (контровки). В случае обнаружения обрыва 1 - 2 болтов необходимо провести контроль затяжки всех болтов.
При наличии оборванных болтов более 2 шт. производится замена всех болтов соединения.
При обнаружении ослабленных болтов этот недостаток должен быть отражен в ведомости дефектов, а затем устранен владельцем путем затяжки динамометрическим или специальным ключом с контролем крутящего момента. Момент затяжки принимается по эксплуатационной документации.
![]() | |
543 × 57 пикс.   Открыть в новом окне |
3.6.11. Проверка работоспособности всех шарнирных соединений (у штоков гидротолкателей, в шарнирах элементов тормозов и т.п.) должна производиться при работе крана либо при неработающем кране путем проверки легкости перемещения элементов вручную.
3.7. Проверка состояния электро- и гидрооборудования
3.7.1. При осмотре электрооборудования необходимо обращать особое внимание на возможные дефекты и повреждения, приведенные в Приложении Ж3.
3.7.2. Визуальный осмотр электрооборудования должен проводиться при полностью снятом с крана напряжении, для чего необходимо отключить вводной рубильник на портале и автоматический выключатель на панели. Кроме того, необходимо отключить рубильник на пункте питания крана.
3.7.3. При проверке работы схемы управления необходимо включением вводного рубильника и рубильника на пункте питания подать напряжение на кран. При этом переключатель проверки на панели управления должен быть установлен в положение "Проверка", а переключатель постов - в положение "Кабина".
Переводя рукоятки командоконтроллеров по позициям, следует убедиться, что аппараты на панели включаются в заданной последовательности в соответствии с принципиальной схемой и таблицами включений, приведенными в эксплуатационной документации <1>.
--------------------------------