"Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 3. Башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, краны-лесопогрузчики. РД 10-112-3-97" (утв. Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краност стр. 6

оценке остаточного ресурса крана;
решении вопроса об использовании кранов с отступлением от паспортных данных по температуре эксплуатации;
определении температурных ограничений для кранов, получаемых по импорту (при отсутствии этих сведений в эксплуатационной документации).
3.10.2. Порядок отбора проб (образцов) для определения химсостава и механических свойств применительно к конструкциям башенных кранов приведен в Приложении К3.
Способ отбора проб для химического анализа и проверки механических свойств не должен приводить к снижению несущей способности крана.
3.10.3. При несоответствии химсостава и механических свойств металла паспортным данным решение о допустимости дальнейшего использования крана должна принимать головная организация на основании анализа расчета крана, данных о фактическом использовании крана и с учетом требований РД 22-16-96.
3.10.4. Решение о допустимости применения металлов в кранах исполнения "У", работающих в зоне "ХЛ", по результатам анализа химсостава и механических свойств должно приниматься в соответствии с ВРД 22-28-25.

3.11. Составление ведомости дефектов

3.11.1. Ведомость дефектов составляется в соответствии с требованиями раздела 3.11 РД 10-112-96, часть 1.
3.11.2. При несоответствии установленного электро- и гидрооборудования, а также приборов и устройств безопасности паспортным данным в ведомости дефектов должно быть указано на необходимость замены оборудования или проведения реконструкции с разработкой новой принципиальной схемы <1> применительно к имеющемуся на кране оборудованию.
--------------------------------
<1> Необходимая помощь в разработке принципиальных схем под существующее оборудование может быть оказана СКТБ БК.
3.11.3. Если срок поверки приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране, истек, это также должно быть занесено в ведомость дефектов.
3.11.4. Дефекты, препятствующие проведению статических и динамических испытаний, должны быть устранены в процессе обследования, ремонта или реконструкции до завершения работы комиссии по обследованию.
3.11.5. Дефекты, которые целесообразно устранить при очередном техническом обслуживании или текущем ремонте, заносятся в ведомость дефектов с указанием срока их устранения.

3.12. Проведение статических и динамических испытаний

3.12.1. Статические и динамические испытания должны проводиться после выполненного капитально-восстановительного или полнокомплектного ремонта (реконструкции) и оценки комиссией качества выполненного ремонта. При проведении испытаний ограничитель грузоподъемности должен быть отключен.
3.12.2. При оценке качества проведенного ремонта (реконструкции) комиссия должна убедиться, что:
ремонт был выполнен в соответствии с проектом производства ремонтных работ (ППРР);
после ремонта (реконструкции) электрооборудования крана обеспечивается нормальное функционирование всех механизмов;
организации, выполнявшие ППРР и собственно ремонт (реконструкцию), имеют лицензию соответственно на проектирование (разработку ремонтной документации) и на реконструкцию и капитальный ремонт крана с применением сварки (под капитальным ремонтом в лицензии понимаются все виды ремонтов с применением сварки);
качество сварки соответствует нормативной документации и при необходимости проверено методами неразрушающего контроля;
при ремонте были применены сварочные материалы, предусмотренные РД 22-16-96;
сведения по ремонту (реконструкции) занесены в паспорт крана.
В случае если на кране были предварительно выполнены ремонты, по которым отсутствует документация, требуемая Правилами и нормативными документами, то дальнейшая эксплуатация такого крана может быть допущена только после положительных результатов экспертизы качества выполненного ремонта.
3.12.3. В целях сокращения объема испытаний целесообразно испытания, проводимые комиссией в рамках обследования крана, совмещать с техническим освидетельствованием, проводимым предприятием - владельцем крана, и приемосдаточными испытаниями, проводимыми ОТК ремонтного предприятия.
3.12.4. Статические испытания следует проводить с 25%-ной перегрузкой на наибольшем вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности. Стрела должна быть расположена в сторону наименьшей устойчивости, а при равенстве базы и колеи крана - вдоль пути.
3.12.5. Динамические испытания следует проводить с грузом, соответствующим 110% максимальной грузоподъемности. При этом следует провести 5-кратный подъем (опускание) груза на половину высоты подъема для конкретного исполнения крана, а также все другие движения (поворот, передвижение, изменение вылета) в пределах, допустимых для работы с максимальной грузоподъемностью.

3.13. Оценка остаточного ресурса

--------------------------------
<1> Раздел подлежит корректировке по мере накопления материалов обследований.
3.13.1. Оценку остаточного ресурса помимо случаев, указанных в п. 3.13.1 РД 10-112-96, часть 1, необходимо проводить также:
при достижении краном предельных значений по группе классификации (по режиму), заложенной в паспорте крана;
для кранов повышенного риска - по дополнительным требованиям, разрабатываемым для конкретных типов кранов головной организацией;
при эксплуатации кранов в условиях, не соответствующих паспортным данным;
по заданию госгортехнадзора для выявления надежности конкретного типа кранов.
3.13.2. Оценка остаточного ресурса должна включать:
анализ имеющейся конструкторской, эксплуатационной и ремонтной документации (в том числе и материалов по предыдущей оценке остаточного ресурса, если она проводилась) и, в первую очередь, по элементам, которые могут лимитировать ресурс крана;
анализ технической информации по отказам, имевшим место по аналогичным элементам и кранам;
анализ особенностей нагружения крана и фактической нагруженности элементов с учетом данных инструментальных испытаний (если они проводились);
анализ механизма образования и развития дефектов и повреждений узлов, лимитирующих долговечность крана с учетом примененных в несущих конструкциях материалов;
определение параметров предельных состояний элементов с учетом их реальной нагруженности, отклонений от заданной геометрической формы, размеров и механических свойств металла;
выявление запасов прочности расчетных металлоконструкций по РД 22-16-96 с проведением при необходимости расчетов на усталость;
возможность и сроки дальнейшей эксплуатации крана.
3.13.3. В случае если кран не достиг предельных значений по группе классификации (по режиму), заложенной в паспорте крана, оценку возможности дальнейшей эксплуатации крана рекомендуется принимать в соответствии с табл. 6.
Таблица 6
БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНОК ДЕФЕКТОВ
И ПОВРЕЖДЕНИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
Наименование дефекта, повреждения Оценка, n баллов
Дефекты и повреждения,  возникшие
при монтаже,  перевозке при работе  крана
в поясах, коробчатых конструкциях 1,25 2,5
в связях <1>, ребрах 0,5 1,0
2. Первичная трещина по основному  металлу:
в поясах, коробчатых конструкциях 1,75 3,5
в связях, ребрах 0,75 1,5
3. Первичная деформация элементов,  превышающая нормативные данные:
стрелы или башни (в сборе), пояса 2,5 5,0
связи 0,5 1,0
листовой конструкции 1,25 2,5
4. Выработка (износ, смятие) отверстий  сверх предельных значений по настоящему  РД 1,0 2,0
5. Коррозия:
50 - 95% предельной величины по Приложению Г3, п. Г3-7.1- 1,0
при достижении предельной величины - Свыше 5,0
6. Расслоение металла Свыше 5,0 Свыше 5,0
7. Повторные дефекты по п. п. 1 - 5 настоящей таблицы 1,3n 2n
--------------------------------