"Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 3. Башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, краны-лесопогрузчики. РД 10-112-3-97" (утв. Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краност стр. 7

<1> Под "связями" понимаются элементы, связывающие пояса между собой в решетчатых конструкциях (раскосы, диагонали, стойки, связи).
3.13.3.1. На основании приведенной балльной оценки дефектов и повреждений (табл. 6) может быть принято одно из следующих решений:
при сумме дефектов более 5 баллов по несущим элементам сборочной единицы или секции - они подлежат списанию;
при сумме дефектов более 5 баллов у двух базовых сборочных единиц или секций одного узла - подлежит списанию весь узел (выбраковка башни производится при выбраковке не менее 30% ее секций);
при сумме дефектов более 5 баллов у каждого из двух и более основных узлов крана (ходовая рама, поворотная платформа, портал, башня, стрела) - подлежит списанию весь кран.
3.13.3.2. В виде исключения допускается дальнейшая эксплуатация кранов с дефектами, превышающими указанные в п. 3.13.3 пределы, по заключению головной организации.
3.13.4. Оценка остаточного ресурса должна проводиться по методике, разработанной или согласованной с СКТБ БК.

3.14. Оформление результатов обследования

3.14.1. В случае проведения работы в два этапа (см. п. 3.2.2) обследование на первом этапе заканчивается составлением акта, но без указания возможности продления срока эксплуатации [в случае необходимости проведения ремонта (или реконструкции) либо с записью о списании крана (в случае невозможности или нецелесообразности продления срока службы крана)]. Форма акта дана в Приложении Л3.
Работа на втором этапе заканчивается подписанием акта с указанием срока проведения следующего обследования.
3.14.2. Если кран эксплуатируется в условиях, указанных в п. 3.1.7, возможность дальнейшей эксплуатации крана должна быть подтверждена экспертным заключением головной организации.
3.14.3. Период, на который дается рекомендация о продлении срока службы крана, определяется техническим состоянием крана, с учетом оценки остаточного ресурса, интенсивности использования крана, состояния рельсового пути и эффективности действующей на предприятии - владельце крана системы ТОиР.
3.14.3.1. Оценка функционирования системы ТОиР должна включать:
проверку наличия и состояния выполнения существующего порядка ТОиР крана, а также журнала осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (в соответствии с требованиями п. 7.3.25 ПБ 10-14-93);
проверку своевременности проведения технических обслуживаний и ремонтов;
своевременность и правильность заполнения эксплуатационных форм паспорта по проведенным ремонтам, в том числе:
по замене канатов, механизмов, включая проверку наличия имеющихся сертификатов (на использованные материалы, узлы), заключения о качестве сварки (которые должны храниться наравне с паспортом);
по записи результатов технического освидетельствования, включая запись о проведенных предшествующих обследованиях;
по назначению работников, ответственных за содержание крана в исправном состоянии;
оценку проведенных ТОиР непосредственно на кране (состояние со смазыванием узлов крана, состояние болтовых соединений, окраски, регулировки механизмов и др.).
3.14.4. В отдельных случаях могут приводиться ограничения по использованию кранов (изменение грузовых характеристик, сокращение периодичности ТОиР, установление и периодичность контроля за конкретными элементами). Ограничения должны быть записаны в п. 7 акта обследования.
3.14.4.1. В обязательном порядке эти ограничения должны составляться в случае эксплуатации кранов с отступлением от паспортных данных при работе:
кранов исполнения "У" в зоне "ХЛ" (с учетом требований ВРД 22-28-25);
в сейсмически опасных районах;
в районах с повышенными ветровыми нагрузками;
с группой классификации выше паспортной и др.;
на вечномерзлых грунтах и др.
3.14.5. Один экземпляр акта обследования (вместе с ведомостью дефектов) должен быть направлен в СКТБ БК для анализа состояния с башенными кранами и разработки предложений Госгортехнадзору России по совершенствованию системы безопасной эксплуатации кранов.

3.15. Требования к организации и составу комиссии, проводящей обследование

3.15.1. Аттестация специалистов, проводящих обследование, осуществляется в соответствии с РД РосЭК 01-013-97, а специалистов головных организаций - в соответствии с п. 3.15.4 РД 10-112-96, часть 1.

3.16. Требования безопасности при проведении обследований

3.16.1. Общие требования безопасности при проведении обследований регламентируются разделом 3.16 РД 10-112-96, часть 1.
3.16.2. При проведении обследований кранов, указанных в настоящем РД, помимо указанных в РД 10-112-96, часть 1, должны соблюдаться требования безопасности, предусмотренные также и следующими документами:
Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей;
Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
СНиП III-4;
эксплуатационной документацией на кран (ТО, ИЭ и ИМ).

Приложение А3 Перечень использованной нормативной документации

Приложение А3
Справочное
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В настоящих Методических указаниях использованы ссылки на следующие стандарты:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора России (ПБ 10-14-92).
Правила устройства электроустановок.
Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
ГОСТ 1497-84. Металлы. Методы испытаний на растяжение.
ГОСТ 2688-80*. Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6 х 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3066-80*. Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6 х 7 (1 + 6) + 1 х 7 (1 + 6). Сортамент.