Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения РД 10-112-96 (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 28 марта 1996 г. N 12)

Введены в действие 15 апреля 1996 г.

1. Область применения

Настоящий документ подготовлен в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором России 30.12.92 г., и Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), утвержденными Госгортехнадзором России 19.11.92 г. (далее - Правила*), устанавливает общие требования к периодичности, организации и методам обследования машин с истекшим нормативным сроком службы для определения возможности их дальнейшей эксплуатации и распространяется на организации, имеющие на балансе грузоподъемные машины, а также на организации, осуществляющие обследование грузоподъемных машин.

2. Термины и определения

Применительно к настоящим Методическим указаниям используются термины и определения, приведенные в Правилах, а также специальные термины и определения:
Дефекты - каждое отдельное несоответствие грузоподъемной машины, узла, элемента требованиям, приведенным в рабочей или нормативной документации.
Исправное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неисправное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Работоспособное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неработоспособное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего ее способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Предельное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Критерий предельного состояния - признак или совокупность признаков предельного состояния грузоподъемной машины, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Документация эксплуатационная - техническая документация (часть общей конструкторской или проектной документации), которая поставляется заводом-изготовителем вместе с грузоподъемной машиной, включающая паспорт, техническое описание и инструкцию по эксплуатации, инструкцию по монтажу и т.п.
Обследование (экспертное обследование) - комплекс работ по техническому диагностированию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, в целях выдачи заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации на определенный период.
Обследование первичное - обследование, проводящееся по истечении нормативного срока службы грузоподъемной машины.
Обследование повторное - обследование, проводящееся по истечении срока, установленного по результатам первичного или предыдущего повторного обследования.
Обследование внеочередное - обследование, проводящееся при возникновении значительных дефектов или неисправностей (или признаков появления этих неисправностей), создающих угрозу для дальнейшей эксплуатации, проводящееся по требованиям, изложенным в информационных письмах заводов-изготовителей или органов госгортехнадзора, либо по просьбе владельца грузоподъемной машины.
Ресурс - суммарная расчетная наработка грузоподъемной машины от начала ее эксплуатации или от возобновления ее эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.
Срок службы нормативный - календарная (или определенная по счетчику моточасов) продолжительность эксплуатации до достижения ресурса базовыми частями (несущими металлическими конструкциями) грузоподъемной машины, записанная в ее паспорте либо установленная в нормативных документах по расчету и проектированию.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности грузоподъемной машины и (или) восстановлению ресурса грузоподъемной машины или отдельных ее составных частей.
Ремонт капитальный - ремонт (в пределах срока службы грузоподъемной машины), выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса грузоподъемной машины с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые (при необходимости).
Ремонт полнокомплектный - ремонт, выполняемый для грузоподъемных машин с истекшим сроком службы для восстановления их исправности и ресурса в целях продления их эксплуатации до очередного обследования.
Ремонт текущий - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузоподъемной машины и состоящий в устранении неисправности путем замены и (или) ремонта отдельных частей.
Ресурс остаточный - расчетная величина наработки грузоподъемной машины (с момента проведения обследования) до достижения предельного состояния ее базовых частей (несущих металлических конструкций) по критериям усталости.
Специалист-обследователь 1-го уровня - специалист, имеющий право на проведение обследования грузоподъемных машин.
Специалист-обследователь 2-го уровня - специалист, имеющий право на проведение обследования и принятие решения о продлении срока службы грузоподъемной машины.
Специалист-обследователь 3-го уровня - специалист, имеющий права специалистов-обследователей 1-го и 2-го уровня, а также имеющий право на оценку остаточного ресурса грузоподъемной машины.
Эксплуатация - стадия жизненного цикла грузоподъемной машины до ее списания, на которой реализуются, поддерживаются и восстанавливаются ее качества и которая включает использование грузоподъемной машины по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание, монтаж (демонтаж) и ремонт.

3. Общие требования

3.1. Виды и периодичность обследования

3.1.1. Обследование грузоподъемных машин в целях продления срока дальнейшей эксплуатации необходимо проводить по истечении нормативного срока службы.
3.1.2. Предусматриваются следующие виды обследования грузоподъемных машин с истекшим нормативным сроком службы:
первичное;
повторное;
внеочередное.
Внеочередное обследование выполняется вне зависимости от срока эксплуатации грузоподъемной машины.
3.1.3. Период, на который продляется срок службы, устанавливается соответствующими нормативными документами.
3.1.4. Количество повторных обследований определяется типом, назначением и условиями эксплуатации грузоподъемной машины и может быть ограничено либо ее техническим состоянием, требованиями безопасности либо экономическими факторами.

3.2. Организация обследования

3.2.1. Обследования грузоподъемных машин должны осуществлять организации, имеющие лицензию (разрешение) Госгортехнадзора России или территориальных органов госгортехнадзора**. Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу изложены в разд. 3.15 настоящего нормативного документа.
3.2.2. В случае переноса лицензионной деятельности из региона, где получена лицензия, в регионы, обслуживаемые другими региональными органами Госгортехнадзора России, следует руководствоваться п. 4.5 Методических указаний по выдаче специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности при эксплуатации объектов котлонадзора и подъемных сооружений (РД 10-49-94)***, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.01.94 N 6.
3.2.3. Обследованию должны подвергаться грузоподъемные машины, находящиеся в рабочем состоянии. Разрешается проведение обследования грузоподъемной машины, находящейся в неработоспособном состоянии, с последующим окончанием обследования и проведением испытаний после приведения ее в работоспособное состояние.
3.2.4. Обследование на предмет продления срока службы рекомендуется совмещать с перемонтажом грузоподъемной машины, проведением текущего ремонта или технического освидетельствования (для стреловых самоходных кранов - с техническим осмотром), желательно в летний период времени. С этой целью сроки до начала проведения обследований грузоподъемных машин, установленных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, могут увеличиваться до трех месяцев.
3.2.5. Организация, осуществляющая обследование грузоподъемных машин, проводит в установленном законодательством порядке страхование своей ответственности на случай возникновения аварии (поломки, трещин, изгиба, требующих выполнения ремонта или замены) несущих элементов металлических конструкций в период, на который продлен срок службы грузоподъемной машины.
Страхование ответственности на случай возникновения аварии несущих элементов металлических конструкций должно проводиться на основании разрабатываемых положений (правил) страхования.
3.2.6. Передача грузоподъемной машины с истекшим нормативным сроком службы на первичное, повторное или внеочередное обследование должна оформляться приказом по организации, являющейся ее владельцем.
Приказ может оформляться на один или сразу на группу грузоподъемных машин. Форма приказа приведена в приложении А.
3.2.7. Организация, проводящая обследование, должна издать приказ о назначении персонального состава комиссии, которая будет проводить обследование грузоподъемных машин конкретного заказчика, в приказе следует указать председателя комиссии, одновременно отвечающего за технику безопасности при проведении обследования, и членов комиссии. Минимальный состав комиссии - 3 человека. Рекомендованная форма приказа приведена в приложении Б.