Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения РД 10-112-96 (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 28 марта 1996 г. N 12) стр. 3

некачественного исполнения ремонтных сварных соединений;
люфтов шарнирных соединений, просла,ления болтовых и заклепочных соединений.
3.5.5. При обнаружении признаков наличия трещин в металлической конструкции или сварном шве подозрительные места подвергают обязательной дополнительной проверке одним из видов неразрушающего контроля.
Выбор технических средств для проведения неразрушающего контроля определяет комиссия, проводящая обследование.
Указания по выбору технических средств и методик выполнения различных видов неразрушающего контроля устанавливаются нормативными документами, согласованными с Госгортехнадзором России.
3.5.6. При обнаружении механических повреждений металлической конструкции (вмятин, изгиба, разрывов и т.п.) замеряются их размеры (длина, ширина, высота или глубина). Затем размеры повреждения следует сравнить с предельными размерами подобного дефекта для металлической конструкции грузоподъемной машины данного типа и в случае превышения нормативных значений повреждения зафиксировать в ведомости дефектов.
3.5.7. При обнаружении расслоения металла (например, при осмотре на торцевых поверхностях поясов балочных металлических конструкций или при проведении их ультразвуковой толщинометрии) должна быть определена ультразвуковыми методами зона распространения дефекта по площади листа.
3.5.8. Контроль состояния заклепочных и болтовых соединений следует осуществлять визуально и остукиванием молотком. Ослабление заклепки (болта) можно определить по более глухому звуку удара и по характеру отскока молотка.
В сомнительных случаях проверку заклепки производят двумя молотками: одним выполняют удар по внешней головке, а другой держат прижатым к противоположной головке заклепки. Если заклепка ослаблена, то при ударе первым молотком по головке происходит резкий отскок второго молотка.
Обычно ослабленные заклепки имеют ободок или подтеки ржавчины вокруг головки.
У болтовых соединений при визуальном контроле следует установить наличие проектного количества болтов в соединении, а так же их явные дефекты (трещины, смятия, отрыв головки и т.п.).
При визуальном контроле обычных болтовых соединений следует осмотреть состояние пружинных шайб, которые должны быть затянуты.
У высокопрочных и других видов болтов, для которых в эксплуатационной документации указано усилие затяжки, дополнительно контролируется усилие затяжки. Количество контролируемых болтов в каждом соединении устанавливают в соответствии с последующими частями настоящего РД.
3.5.9. Контроль соединительных элементов металлической конструкции (осей, пальцев и т.п.) следует начинать с осмотра состояния фиксирующих их элементов. При выявлении повреждений фиксирующих элементов, свидетельствующих о наличии осевых или крутящих усилий в соединении, ось (палец) демонтируют и замеряют. Аналогичному осмотру и замерам при этом следует подвергать и посадочное гнездо оси.
Наличие люфтов в шарнирных соединениях предварительно определяют визуально в процессе эксплуатации крана по характерным признакам (толчки, резкие удары, болтанка и т.п.).
При наличии характерных признаков точную количественную оценку люфта и его допустимость в сомнительных случаях следует устанавливать выполнением измерений разобранного шарнирного соединения.
3.5.10. Измерение остаточных деформаций балок, стрел, ферм и оценку степени коррозии элементов металлических конструкций следует выполнять в соответствии с рекомендациями других частей настоящего РД.

3.6. Проверка состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов

3.6.1. Работы по проверке состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов должны включать следующее:
внешний осмотр в целях анализа общего состояния, работоспособности и необходимости проведения дальнейших измерений;
проведение необходимых измерений.
3.6.2. Перед проведением обследования механизмы и другие подвергаемые осмотру узлы грузоподъемной машины должны быть очищены от грязи, коррозии, снега, избытка влаги и смазки.
3.6.3. При внешнем осмотре особое внимание следует обратить на места, указанные в п. 3.5.3 настоящего нормативного документа.
3.6.4. При внешнем осмотре выявляют:
общее состояние всех механизмов и наличие повреждений их отдельных узлов и деталей;
отсутствие деформаций, коррозии и необходимость их устранения;
отсутствие вытекания смазки из редукторов;
качество затяжки элементов крепления механизмов;
соответствие регулировки узлов механизмов (например, тормозов механизма передвижения и т.п.) требованиям эксплуатационной и нормативной документации.
Необходимость разборки механизмов при осмотре определяет комиссия.
3.6.5. Повреждения, близкие к предельным, выявленные в результате внешнего осмотра, должны быть измерены.
Результат измерения, например, по износу сравнивают либо с размером, где износ практически отсутствует, либо с размером, указанным в чертеже.
3.6.6. Необходимость измерения износа и степени выкрашивания зубьев шестерен и колес зубчатых передач редукторов может быть определена по появлению повышенного шума при работе механизма и (или) повышении температуры нагрева корпуса (последнее в ряде случаев может свидетельствовать и об отсутствии смазки).
Наличие смазки в редукторах проверяется с помощью щупа, маслоуказательных пробок, глазков либо проверкой через люк в крышке. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками маслоуказателя.
3.6.7. Критерии браковки зубчатой передачи по износу и выкрашиванию зубьев определяются ее назначением и типом. Они указаны в других частях настоящего нормативного документа.
Безусловной выбраковке подлежат зубчатые колеса, имеющие трещины у основания зуба, в спицах или на ступице, а также при ослаблении посадки венца, что определяется при разборке механизма.
3.6.8. Состояние подшипников следует проверять при наличии характерного шума и (или) повышенного нагрева их посадочных мест.
При обнаружении указанных признаков дефектов необходимо выполнить частичную разборку механизма.
Подшипники качения должны выбраковываться при наличии следующих дефектов:
цветов побежалости в любом месте;
сколов и трещин любых размеров и расположения;
отпечатков шариков или роликов на дорожках качения;
отслаивания или раковин усталостного выкрашивания в шариках, роликах или дорожках качения колец;
забоин и вмятин в сепараторе, препятствующих плавному вращению подшипника;
недопустимого увеличения радиального или осевого зазора вследствие износа.
3.6.9. Проверка состояния крепления механизмов и других узлов должна осуществляться в процессе работы грузоподъемной машины.
Более подробно об этом сказано в других частях настоящего нормативного документа.
3.6.10. Канаты, блоки, барабаны и крюки следует проверять, используя предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин, приведенные в эксплуатационной документации, а при их отсутствии - приведенные в Правилах.
Несущие и вантовые канаты следует проверять одним из способов неразрушающего контроля по методикам, изложенным в других частях настоящего нормативного документа.
Предельные нормы браковки иных элементов грузоподъемных машин приведены в других частях настоящего нормативного документа.