3.10.2. В случае утери паспорта необходимость и порядок отбора проб для проверки химсостава и анализа механических свойств металла определяются в соответствии с требованиями, приведенными в других частях настоящего РД.
3.11. Составление ведомости дефектов
3.11.1. Дефекты, выявленные по результатам обследования грузоподъемных машин, их металлических конструкций, механизмов и отдельных узлов, должны быть занесены в ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении Г.
Ведомость дефектов передается владельцу крана.
3.11.2. Ведомость дефектов является официальным документом для направления грузоподъемной машины в ремонт.
3.12. Проведение статических и динамических испытаний
3.12.1. Статические и динамические испытания должны выполняться в соответствии с указаниями, записанными в эксплуатационной документации, а при отсутствии этих указаний - в соответствии с Правилами комиссией с участием инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин предприятия-владельца.
3.12.2. Величины перегрузок и методические указания по проведению испытаний приведены в других частях настоящего нормативного документа.
3.12.3. Грузоподъемная машина может быть подвергнута статическим и динамическим испытаниям только после устранения дефектов, обнаруженных комиссией, и перевода ее в работоспособное состояние.
3.13. Оценка остаточного ресурса
3.13.1. Оценку остаточного ресурса металлических конструкций грузоподъемных машин рекомендуется выполнять в следующих случаях:
при высокой степени коррозии (предельной или близкой к предельной) для несущих элементов металлических конструкций грузоподъемных машин данного типа (указанной в других частях настоящего нормативного документа);
при обнаружении многочисленных трещин, особенно в узлах, которые ранее подвергались ремонтам;
в соответствии с дополнительными рекомендациями головных организаций, относящимися к обследованию грузоподъемных машин данной конструкции;
по просьбе владельца для оценки предполагаемого срока до замены (списания) грузоподъемной машины.
3.13.2. Оценка остаточного ресурса грузоподъемных машин конкретного типа должна производиться по методикам головных организаций.
В качестве базовой концепции оценки используется подход, основанный на принципе безопасной эксплуатации по техническому состоянию, согласно которому оценка технического состояния грузоподъемной машины осуществляется по параметрам технического состояния, обеспечивающим ее надежную и безопасную эксплуатацию согласно нормативной и конструкторской документации, а остаточный ресурс - по параметрам технического состояния.
В качестве определяющих параметров технического состояния принимаются параметры, изменение которых (в отдельности или в некоторой совокупности) может привести грузоподъемную машину в неработоспособное, неисправное или предельное состояние.
3.13.3. Исходными данными для выполнения оценки остаточного ресурса являются:
результаты обследования грузоподъемной машины в соответствии с настоящим нормативным документом;
данные, характеризующие использование грузоподъемной машины за весь срок ее эксплуатации (число циклов, распределение транспортируемых грузов по массам, степень агрессивности среды и т.п.);
данные о химическом составе и механических свойствах металла расчетных элементов металлических конструкций в момент выполнения оценки остаточного ресурса;
расчет металлической конструкции грузоподъемной машины (если он сохранился);
данные о геометрии расчетных элементов металлической конструкции с учетом фактической коррозии;
руководящие документы и стандарты по оценке остаточного ресурса, по расчету металлических конструкций данного типа, в том числе на усталостную прочность (при наличии);
результаты тензометрирования оцениваемых металлических конструкций (при необходимости).
3.13.4. Результаты оценки остаточного ресурса следует оформлять в виде расчета, передаваемого владельцу грузоподъемной машины.
Расчет должен содержать заключение о возможности и условиях дальнейшей эксплуатации (с указанием перечня выполнения необходимых ремонтно-восстановительных работ).
3.14. Оформление результатов обследования
3.14.1. По результатам обследования грузоподъемной машины после проведения испытаний должен быть оформлен акт, форма которого приведена в приложении Д. В случае проведения внеочередного обследования форма акта не регламентируется.
3.14.2. Акт после его подписания всеми членами комиссии должен утверждаться руководителем организации, проводившей обследование.
3.14.3. Для грузоподъемных машин, находящихся при завершении работ по обследованию в работоспособном состоянии, комиссия устанавливает в акте срок, на время которого рекомендуется продление их дальнейшей эксплуатации. Заключение о возможности продления срока эксплуатации должно учитывать эффективность действующей у владельца системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Неудовлетворительное функционирование системы ТОиР может служить одним из оснований для снижения срока продления эксплуатации, особенно для грузоподъемных машин, находящихся на грани перехода из работоспособного в неработоспособное или неисправное состояние (например, имеющие дефекты элементов, близкие к предельно допустимым).
3.14.4. Один экземпляр акта (по приложению Д) с ведомостью дефектов (по приложению Г) передается владельцу крана и служит основанием для получения разрешения в органах госгортехнадзора на дальнейшую эксплуатацию грузоподъемной машины, проведение ее ремонта или списание.
Второй экземпляр акта с ведомостью дефектов, необходимыми справками и приложениями остается в архиве организации, выполнявшей обследование.
Третий экземпляр акта без приложений, но с ведомостью дефектов направляется в ИКЦ "Инжтехкран" для создания банка данных.
3.14.5. Одновременно с актом может оформляться отчет о проведенном обследовании (по произвольной форме).
Допускается отчет о проведенном обследовании делать сводным на группу обследованных грузоподъемных машин одной организации (участка, цеха и т.п.).
Отчет является внутренним документом организации, выполнявшей обследование, и владельцу грузоподъемной машины не передается.
3.14.6. После окончания работ по обследованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией данной грузоподъемной машины должен внести в раздел паспорта "Запись результатов технического освидетельствования" запись следующего содержания: "Организация _______________________________ (имеющая лицензию N _____ от ____________ 19___ года, выданную __________________ Госгортехнадзора России) провела ______________ обследование данной грузоподъемной машины. Акт обследования от ____________________ и ведомость дефектов прилагаются". Дата и Ф.И.О. сделавшего запись.
3.15. Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу
3.15.1. Организация, проводящая обследование кранов, должна:
быть независимой, чтобы ее персонал не подвергался какому-либо административному, финансовому или другому виду давления со стороны владельца грузоподъемной машины или контролирующих органов, способного повлиять на технические решения;
иметь полномочия, включающие наличие лицензии госгортехнадзора;
обладать квалифицированным кадровым персоналом, способным оценить работоспособность грузоподъемной машины, качество выполненного ремонта и уровень безопасности работ при ее дальнейшей эксплуатации;
обладать необходимыми техническими средствами для проведения обследования и оценки технического состояния грузоподъемной машины до и после ремонта;
иметь в пользовании учтенные РД и другие нормативные документы, относящиеся к обследованию конкретных типов грузоподъемных машин.
3.15.2. Организация, проводящая обследование, издает приказ, в котором назначаются председатель комиссии, ответственный за технику безопасности, и члены комиссии, принимающие участие в работах по обследованию на конкретном объекте. Форма приказа приведена в приложении Б.
3.15.3. Председателя комиссии рекомендуется назначать из лиц, имеющих высшее техническое образование, знания и практический опыт работы с грузоподъемными машинами не менее 5 лет, опыт работы по обследованию не менее 1 года, знающего возможные места повреждений и умеющего оценивать последствия этих повреждений, аттестованного как специалиста по обследованию 2-го уровня, имеющего право на принятие решения по вопросам, связанным с продлением срока службы, а также имеющего удостоверение о сдаче Правил как лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными машинами.
3.15.4. Все сотрудники - члены комиссии, принимающие участие в обследовании, должны пройти проверку знаний с участием инспектора Госгортехнадзора России и иметь на руках удостоверение специалиста по обследованию 1-го уровня, выданное инженерно-консультационным центром (ИКЦ) или головной организацией.
Выдача удостоверений специалистам головных организаций и ИКЦ проводится Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России.