"Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 3. Башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, краны-лесопогрузчики. РД 10-112-3-97" (утв. Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краност стр. 3

техническим описанием (ТО), инструкцией по эксплуатации (ИЭ) и инструкцией по монтажу крана (ИМ);
вахтенным (крановым) журналом;
актами нивелировки и сдачи-приемки кранового пути;
журналом осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (журналом периодических осмотров) кранов (крановых путей);
актами проверки сопротивления изоляции и заземления;
актами поверки приборов устройств безопасности и измерительных приборов;
справкой о характере выполненных краном работ (форма справки дана в Приложении Б3);
проектом кранового пути [при его устройстве для специальных условий эксплуатации, в том числе на вечномерзлых грунтах (ВМГ)];
проектом ранее проведенного ремонта или реконструкции крана;
актом предыдущего обследования крана (в случае повторных обследований);
материалами по оценке остаточного ресурса (при ее проведении);
имеющимися информационными письмами или предписаниями органов госгортехнадзора, предприятий-изготовителей, проектных организаций.
3.4.2. В процессе ознакомления с эксплуатационной документацией по крану уточняется рабочая карта обследования, приведенная в Приложении В3. При этом из формы рабочей карты исключаются все лишние узлы, которых нет на кране, или вводятся недостающие, не предусмотренные картой. Особое внимание необходимо уделять узлам и элементам, работающим на усталость.
3.4.3. При ознакомлении с паспортом должны быть выявлены:
проведенные на кране ремонты (замены узлов);
наличие проектов (технической документации) на ремонт и сертификатов свариваемых металлов и присадочных материалов (металлопроката, электродов, сварочной проволоки и др.), использованных при ремонте, а также соответствие их требованиям РД 22-16-96;
соответствие климатического, ветрового, сейсмического исполнения крана зоне (району) его эксплуатации.
3.4.4. При ознакомлении с актами предыдущих обследований, материалами по оценке остаточного ресурса и информационными письмами выявляется выполнение записанных в этих документах предписаний.
3.4.5. Ознакомление с прочей документацией должно проводиться в целях выявления характера использования крана, уровня его обслуживания и проведенного ремонта (реконструкции), соответствие нормативным данным параметров крана, его пути, приборов безопасности, сопротивления изоляции и заземления.
В целях облегчения оценки условий использования крана по группе классификации (режиму работы) в табл. 3 дается перевод режимов работы кранов, записанных в паспортах ранее выпущенных кранов, в группы классификации, принятые в настоящее время в Правилах (ПБ 10-14-92) (ИСО 4301).
Таблица 3
ПЕРЕВОД РЕЖИМОВ РАБОТЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ КРАНОВ
И МЕХАНИЗМОВ В ГРУППЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПО ПРАВИЛАМ
Классификация (по режиму)   крана Классификация (по режиму)   механизма
режим по  паспорту   крана  <*> режим  по ГОСТ  25546 группа  классификации  по ПБ 10-14-92режим по паспорту  крана  <*> режим  по ГОСТ  25835 группа  классификации  по ПБ 10-14-92
Л А1 М1
А2 М2
А3 Л М3
А4 М4
С А5 М5
Т А6 С М6
А7 Т М7
ВТ А8 ВТ М8
--------------------------------
<*> Обозначение режимов по Правилам Госгортехнадзора России до 1992 г., по которым изготовлялись краны: Л - легкий, С - средний, Т - тяжелый, ВТ - весьма тяжелый режим.

3.5. Проверка состояния металлических конструкций

3.5.1. При проверке состояния металлических конструкций следует руководствоваться указаниями раздела 3.5 РД 10-112-96, часть 1.
3.5.2. Основные конкретные места возможного появления характерных повреждений металлических конструкций приведены в Приложении Г3.
3.5.3. При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают в первую очередь у концентраторов местных напряжений. На рис. 1 - 5 (здесь и далее рисунки не приводятся) стрелками показаны места наиболее вероятного возникновения усталостных трещин. К типичным концентраторам относятся:
а) элементы с резким перепадом поперечных сечений (рис. 1);
б) узлы прикрепления раскосов, стоек, диагоналей, связей косынок к поясам (рис. 2);
в) места окончания накладок, ребер (проушин) (рис. 3);
г) отверстия: с необработанными кромками, прожженные, заваренные;
д) места пересечения сварных швов и их окончания (рис. 4, а), начало и окончание прерывистых швов (рис. 4, б);
е) перепады в толщинах (высотах) стыкуемых листов (элементов) (рис. 4, в);
ж) технологические дефекты сварных (и в первую очередь ремонтных) швов: подрезы, прожоги, перерывы в швах, незаваренные кратеры, резкие переходы от наплавленного металла к основному, чрезмерное усиление сварного шва (валика), незаполненность (неполномерность) шва (рис. 5);
з) места повторной заварки трещин в сварных швах или по основному металлу.
3.5.4. При оценке погнутостей металлических конструкций необходимо обращать внимание на следующие основные дефекты, приводящие к снижению несущей способности:
а) отклонение от прямолинейности оси башни;
б) отклонение от прямолинейности оси стрелы;
в) отклонение от прямолинейности элементов решетки башен и стрел.
Методика измерения указанных дефектов приведена в Приложении Д3.
При наличии значительных величин этих дефектов они измеряются и при превышении нормативных величин заносятся в ведомость дефектов.
3.5.5. В замкнутых элементах (например, ходовая рама, поворотная платформа) необходимо проверять наличие отверстий для стока воды во избежание вздутия и разрыва стенок при замерзании зимой попавшей внутрь воды. При отсутствии этих отверстий они должны быть просверлены (силами владельца крана) диаметром 9 - 16 мм в самой нижней точке, но не ближе 50 мм от сварных швов.
3.5.6. В металлических конструкциях следует обращать внимание на те элементы, в которых задерживается влага, скапливается грязь, в местах слабо вентилируемых, что способствует появлению коррозии. Возможными местами появления коррозии являются:
замкнутые пространства (коробки) ходовых рам, кольцевых балок, пояса и стойки порталов;
опорные узлы башен, стрел;
зазоры и щели, образующиеся вследствие неплотного прилегания сопрягаемых элементов;
соединения (сварные), выполненные прерывистыми швами.