Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" стр. 178

1. Антонов И.П., Шанько Г.Г. Гиперкинезы у детей. Минск, 1975.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. Руководство по неврологии раннего возраста, 1980.
3. Болдырев А.И. Эпилептические синдромы. М., Медицина, 1976.
4. Власова Н.А., Беккер К.П. (под ред.) Заикание. М., Медицина, 1983.
5. Вроно М.Ш. Руководство по психиатрии. т. 1, М., Медицина, 1983, с. 355-372.
6. Гиляровский В.А. Избранные труды. М., Медицина, 1973.
7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., Медицина, 1982.
8. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., Медицина, 1982.
9. Карлов В.А. Лечение нервных болезней. М., 1987.
10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
11. Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М., Медицина, 1970.
12. Пантюхина Г.В., Печора К.М., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. ЦОЛИУВ, М., 1979.
13. Психиатрическая помощь БМЭ, т. 21, с. 300, М., 1983.
14. Рожнов В.Е. (под ред.). Руководство по психиатрии. М., Медицина, 1985.
15. Снежневский А.В. (под ред.). Руководство по психиатрии, т. 1, 2. М., 1983.
16. Снежневский А.В. (под ред.). Справочник по психиатрии (ред. 2). М., 1985.
17. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. 1974.
18. Справочник детского психиатра и невропатолога. изд. "Здоровье", Киев, 1975.

58. Квалификационная характеристика специалиста врача-психиатра подросткового

В соответствии с требованиями специальности врач-психиатр подростковый должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи психически больным, принципы организации диспансерного учета;
- закономерности нормального психофизического развития детей и подростков, формирование их личности;
- основные вопросы синдромогенеза и его нозологической специфичности, основные вопросы учения о дизонтогенезе психики;
- причины возникновения патологических процессов в организме, механизм их развития и клинические проявления (роль наследственных, конституциональных, экзогенно-органических и психогенных факторов в возникновении и течении психических заболеваний);
- основы биологии психозов, нарушений обмена при них;
- патофизиологию основных нервно-психических расстройств (расстройства восприятия, бреда, навязчивых явлений и др.);
- психогенез психогенных заболеваний (неврозы, реактивные психозы, нарушения поведения и личности);
- общие и функциональные методы обследования психически больного;
- возможности инструментальных и специальных методов диагностики;
- вопросы психопатологического обследования, составление психического статуса, диагностического и терапевтического обоснования;
- принципы, приемы и методы психофармакотерапии, вопросы интенсивной терапии психозов в подростковом возрасте;
- основы фармакотерапии при эпилепсии, пограничных заболеваниях, психических нарушениях при мозговых инфекциях и черепно-мозговых травмах;
- основы рентгенологии, краниографии, томографии;
- основы медико-генетического консультирования;
- клиническую симптоматику основных психических заболеваний у подростков, их профилактику, диагностику и лечение;
- клиническую симптоматику пограничных состояний подросткового возраста (неврозы, патология личности);
- принципы подготовки больных подростков к пребыванию в специализированных учреждениях для предупреждения нарушений адаптации;
- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации и реабилитации психически больных подростков; принципы военной и судебно-психиатрической экспертизы подростков;
- применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к пребыванию в специализированных учреждениях;
- основы рационального питания больного с психическими нарушениями;
- оборудование палат интенсивной терапии психозов, технику безопасности при работе с аппаратурой, инструментарием, применяемыми при интенсивной терапии;
- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и врача в военно-полевых условиях;
- основы военно-психиатрической экспертизы.

2. Общие умения:

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки нервно-психического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной или интенсивной терапии (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, суицидально-агрессивное поведение);
- оценить тяжесть состояния больного, причину его состояния и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния;
- определить объем и последовательность терапевтических и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет);
- оказать необходимую срочную первую помощь при психомоторном возбуждении (выбор психотропных препаратов, способа введения);