Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" стр. 176

11. Осколкова М.К., Куприянова О.О. Электрокардиограмма у детей. М., Медицина, 1986.
12. Детская артрология (под ред. Студеникина М.Я., Яковлевой А.А.). М., Медицина, 1982.
13. Бисярина В.П., Беляев С.Е. Особенности течения ревматизма у детей при этапном лечении. М., Медицина, 1983.
14. Моизич П.С., Сидельников В.М., Кривченя Д.Ю. Кардиология детского возраста. - Киев: "Здоров'я", 1986.
15. Парийская Т.В., Орлова Н.В. Первая врачебная помощь при острых соматических заболеваниях у детей раннего возраста. Л., Медицина, 1983.

57. Квалификационная характеристика специалиста врача-психиатра детского

В соответствии с требованиями специальности врач-психиатр детский должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; психиатрической службы, правовые вопросы;
- общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи психически больным детям;
- закономерности нормального психофизического развития детей, формирование их личности;
- основные вопросы синдромогенеза и его нозологической специфичности, основные вопросы учения о дизонтогезене психики ребенка;
- причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления (роль наследственных, конституциональных, экзогенно-органических и психогенных факторов в возникновении и течении психических заболеваний);
- основы биологии психозов, нарушений обмена при них;
- патофизиологию основных нервно-психических расстройств;
- патогенез психогенных заболеваний (неврозы, реактивные психозы, нарушение поведения и личности);
- общие и функциональные методы обследования психически больного;
- возможности инструментальных и специальных методов диагностики;
- вопросы психопатологического обследования, составление психического статуса, диагностического и терапевтического обоснования;
- принципы, приемы и методы психофармакотерапии, вопросы интенсивной терапии психозов в детском возрасте;
- основы фармакотерапии при эпилепсии, пограничных заболеваниях, психических нарушениях, при мозговых инфекциях и черепно-мозговых травмах;
- основы рентгенологии, краниографии, томографии;
- основы медико-генетического консультирования;
- клиническую симптоматику основных психических заболеваний у детей, их профилактику, диагностику и лечение;
- клиническую симптоматику пограничных состояний детской психиатрии (неврозы, патология личности);
- принципы подготовки больных детей к пребыванию в специализированных учреждениях для предупреждения нарушений адаптаций;
- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации и реабилитации психически больных детей;
- применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к пребыванию в специализированных учреждениях (санатории для нервных детей, спец. детских садах и др.);
- основы рационального питания больного с психическими нарушениями, вследствие расстройств обмена, при фенилкетонурии;
- оборудование палат интенсивной терапии психозов, технику безопасности при работе с аппаратурой, инструментарий, применяемый при интенсивной терапии;
- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и врача в военно-полевых условиях.

2. Общие умения:

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки нервно-психического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной или интенсивной терапии (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, суицидально-агрессивное поведение);
- оценить тяжесть состояния больного, его причину и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; определить объем и последовательность терапевтических и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет);
- оказать необходимую срочную первую помощь, при психомоторном возбуждении (выбор психотропных препаратов, способа введения);
- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, потапсихологических, медико-генетических), организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты;
- провести дифференциальную диагностику основных нервно-психических заболеваний у детей, обосновать клинический диагноз;
- обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к применению психофармакотерапии, психотерапии, лечебной педагогики;
- разработать план подготовки больного к терапии, определить соматические противопоказания, уровень содержания лития в сыворотке крови:
- обосновать наиболее целесообразную тактику при лечении психозов с гипертоксическими проявлениями;
- определить показания к переводу из отделений для больных с острыми психозами в отделение для спокойных больных;
- разработать схему амбулаторного ведения больного, профилактику обострений после выписки из стационара; обосновать медикаментозную терапию, определить показания и длительность курса лечения;
- определить показания и противопоказания к отбору и пребыванию больных детей в специализированных учреждениях;
- решить вопрос о возможности обучения больного и профиле обучения;
- провести диспансеризацию и оценить ее эффективность;
- оформить медицинскую документацию.

3. Специальные знания, умения:

Специалист-психиатр детский должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих заболеваниях и состояниях:
- психомоторное возбуждение;
- эпилептический статус;