- фабический синдром и его варианты;
- обсессивный синдром и его варианты;
- синдромы деперсонализации и дереализации;
- сенестопатический и ипохондрический синдром;
- истерические синдромы;
- синдром сверхценных идей и паранояльный синдром;
- галлюцинаторный, галлюцинаторно-параноидный, парафренный, кататонический, помраченного сознания, судорожные, корсаковский, психоорганический, псевдопаралитический и паралитический синдромы;
- нозологические особенности астенизации личности;
- нозологические особенности дисгармонии психического склада;
- нозологические особенности падения психического энергетического потенциала;
- нозологические особенности снижения уровня личности, регресса поведения больного, характера слабоумия;
- основные этапы формирования научных представлений о неврозе и психогениях;
- исторические и диалектические аспекты этиологии, патогенеза, клиники и классификации неврозов;
- основы психотерапии в клинике внутренних болезней, в хирургии, при нарушениях сексуальной сферы, в спортивной медицине, в промышленной гигиене и профпатологии;
- особенности психотерапии соматогений.
2. Общие умения:
- получить информацию о заболевании, на основании имеющейся информации, сопоставления дефицитарных и позитивных расстройств, последовательности их возникновения и степени выраженности, обосновать и сформулировать клинический диагноз;
- определить основные психопатологические феномены ("мишени"), дезадаптирующие больного;
- определить особенности внутренней картины болезни, мешающие правильному лечению или психопрофилактике;
- выявить особенности конфликта "личность и среда" и его роль в этиологии, патогенезе и течении заболевания;
- выявить дискордантные черты личности и их роль в развитии заболевания;
- с учетом нозологической принадлежности, психопатологических феноменов ("мишеней"), внутренней картины болезни, дискордантных черт личности, особенностей конфликта со средой выбрать правильную стратегию (определение основных целей и задач) и тактику (выбор оптимальных приемов) психотерапии;
- на основании анализа ведущих психопатологических расстройств и планируемых психотерапевтических воздействий назначить медикаментозное лечение с учетом особенностей действия препарата на определенные психопатологические феномены ("мишени") и их синергического действия с проводимой психотерапией;
- решить вопрос о преимуществе стационарного или амбулаторного лечения больного, степени его трудоспособности, необходимости дополнительных методов обследования и лечения, консультации у других специалистов и осуществления психопрофилактических мероприятий;
- провести диспансеризацию и оценить ее эффективность;
- оформить необходимую медицинскую документацию.
3. Специальные знания и умения:
Специалист-психотерапевт должен знать клинику, уметь диагностировать и оказывать психотерапевтическую и лечебно-профилактическую помощь при следующих заболеваниях и состояниях:
- неврозы, невротические развития, психогенные реакции и психозы;
- психопатии и патологические развития личности;
- нарушения физиологических функций психогенной этиологии;
- специфические синдромы и симптомы, в том числе: нервная (психическая) анорексия, заикание и запинки, тики, стереотипно повторяющиеся движения, специфические нарушения сна, энурез, психалгии;
- острые реакции на стресс;
- хроническая алкогольная интоксикация и хронический алкоголизм;
- наркомания и токсикомания;
- травматическая болезнь;
- церебральный атеросклероз;
- непсихотические психические расстройства в результате внутричерепной инфекции, атрофических и дегенеративных мозговых нарушений, опухолей головного мозга;
- неврозоподобные и психопатоподобные формы шизофрении;
- неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при эпилепсии;
- циклотимия.
Специалист-психотерапевт должен знать клинику, диагностику, лечение и профилактику:
- шизофрении, маникально-депрессивного психоза, эпилепсии, психических расстройств при атрофических процессах, органических и сосудистых заболеваниях головного мозга, психических расстройств при инфекционно-органических заболеваниях и опухолях головного мозга, при психозах позднего возраста;
- основных заболеваний сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, почек, эндокринной системы, крови и кроветворных органов, центральной и периферической нервной системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани;
- основных профессиональных заболеваний и жизнеопасной лекарственной патологии, вызывающей анафилактический шок, отек Квинке, сывороточную болезнь, лекарственную болезнь, кандидомикоз и дисбактериоз.
4. Психотерапевтические методики, которыми должен владеть специалист-психотерапевт:
Специалист-психотерапевт должен уметь владеть следующими психотерапевтическими методиками:
- внушение и опосредованная психотерапия;
- гипно-суггестивная психотерапия;
- удлиненные сеансы гипноза по В.Е.Рожнову;