Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" стр. 188

- область применения разъяснительной и рациональной психотерапии;
- эмоционально-стрессовые варианты рациональной психотерапии (сократический диалог, эвристическая рациональная психотерапия);
- библиотерапию;
- теоретические принципы коллективной психотерапии;
- специфику и механизм групповой психотерапии;
- особенности групповой эмоционально-стрессовой психотерапии;
- принципы подбора психотерапевтических групп;
- виды музыкотерапии и арттерапии;
- виды семейной психотерапии;
- принципы эмоционально-стрессового воздействия как системы психотерапии и ее виды;
- основные виды игровой психотерапии (имаготерапия, лечебная драматическая студия);
- роль осознаваемых и неосознанных конфликтов в патогенезе неврозов;
- роль исходного функционирования биологических систем организма и дискордантно-нормальных черт личности в возникновении невроза;
- роль сознания и бессознательного в патогенезе и механизмах невротических расстройств;
- современную классификацию неврозов;
- клинику, динамику клинических проявлений, этиологию, патогенез, дифференциальную диагностику невроза тревоги (страха), истерического, фобического, обсессивного, депрессивного, ипохондрического неврозов и неврастении;
- стратегические задачи и преимущества отдельных психотерапевтических методик при каждом из неврозов;
- преимущество применения отдельных препаратов из группы седативных, снотворных, транквилизаторов, нейролептиков, антидепрессантов, стимуляторов при каждой из форм неврозов;
- роль патогенической и эмоционально-стрессовой психотерапии в лечении и профилактике неврозов;
- особенности физиотерапевтического и санаторно-курортного лечения в системе профилактики, лечения и реабилитации неврозов;
- особенности трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы неврозов;
- основные принципы психотерапии психогенных реакций и психозов;
- основные этапы становления учения о психопатиях;
- виды психопатий; современная классификация;
- клинические варианты, клиническая динамика, этиология, патогенез, дифференциальный диагноз психопатий;
- психотерапевтическую стратегию и выбор психотерапевтических средств воздействия в зависимости от клинического варианта и особенности психодинамических расстройств (декомпенсация, реакция, фаза, развитие);
- преимущества применения отдельных лекарственных препаратов из группы: седативных, снотворных, транквилизаторов, нейролептиков, антидепрессантов, психостимуляторов в зависимости от варианта психопатии, характера декомпенсации, реакции, фазы или развития при психопатии;
- варианты эмоционально-стрессовой психотерапии, применяемой при психопатиях;
- роль физических и курортных факторов в комплексе лечебных и профилактических мероприятий, направленных на устранение психопатических расстройств;
- клинику, этиологию и патогенез патологических развитий личности и невротических развитий;
- основные задачи и преимущества психотерапевтических методик в зависимости от вариантов и клинических проявлений невротических и патологических развитий;
- преимущества назначения отдельных медикаментозных средств с целью профилактики и лечения различных вариантов невротического и патологического развития;
- медико-педагогическая работа в системе профилактики невротических и патологических развитий;
- трудовую, военную и судебно-психиатрическую экспертизу больных психопатиями, невротическим и патологическим развитием;
- особенности клиники, течения, этиологии, патогенеза и дифференциальной диагностики при: травматической болезни, церебральном атеросклерозе, внутричерепных инфекциях, атрофических, дегенеративных мозговых нарушениях, опухолях головного мозга, неврозоподобной и психопатоподобной шизофрении, аффективных психозах, эпилепсии и основные задачи и методы психотерапевтического воздействия в комплексе лечебных и профилактических мероприятий, проводимых этим больным;
- клинику, этиологию и паготегенез алкоголизма, наркомании и токсикомании, основные задачи и виды психотерапевтического воздействия в системе лечения и профилактики этих заболеваний;
- общие принципы психотерапии детей и подростков;
- особенности методов психотерапии в младшем детском, среднем детском и подростковом возрасте;
- основы лечебной педагогики и специальной психотерапии при психопатологических расстройствах в детском и подростковом возрасте;
- наркопсихотерапия и наркогипноз;
- основные принципы и методики проведения поведенческой психотерапии;
- основные этапы формирования учения о психопатологических закономерностях в советской и зарубежной психиатрии;
- современное состояние проблемы общей психопатологии;
- принципы классификации психопатологических симптомов и синдромов;
- типичные и атипичные психопатологические синдромы;
- синдромообразование и дефицитарные расстройства;
- регистры психических нарушений и уровни дефицитарных расстройств;
- основные этапы в установлении клинического диагноза;
- астенический синдром и его варианты;
- аффективные синдромы и их варианты;