4. В.А.Соколов. Генераторы короткоживущих радиоактивных изотопов. М., 1975.
5. В.М.Боголюбов. Радиоизотопная диагностика заболеваний сердца и легких. М., 1975.
6. Н.А.Лопаткин, Ю.Я.Глейзер. Радиоизотопная диагностика в уронефрологии. М., 1977.
7. А.Ф.Меленченко. Радиоизотопные методы исследования в эндокринологии. Минск, 1976.
8. Л.С.Петелин, Ю.Н.Касаткин. Радиоизотопная диагностика заболеваний головного мозга. М., 1976.
9. В.Н.Славнов. Радиоизотопные и радиоиммунологические методы исследования функции эндокринных желез. Киев, 1978.
10. А.И.Ишмухамедов. Радиоизотопные методы исследования всасывания жиров, белков и витамина В-12 при заболеваниях органов пищеварения. М., 1970.
25. Квалификационная характеристика специалиста врача-стоматолога
В соответствии с требованиями специальности врач-стоматолог должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- правовые вопросы;
- общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной стоматологической помощи взрослому и детскому населению;
- топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию зубо-челюстной области и основные нарушения эмбриогенеза;
- основные вопросы нормальной и патологической физиологии при патологии челюстно-лицевой области; взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
- биологическую роль зубо-челюстной области, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;
- роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта; методы и средства гигиены полости рта;
- этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма человека;
- роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний;
- принципы обследования больных врачом-стоматологом, значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний; показания и противопоказания к рентгенологическому исследованию;
- клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение;
- основы фармакотерапии в терапевтической стоматологии;
- применение физиотерапии в терапевтической стоматологи;
- принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области;
- принципы, приемы и методы обезболивания в терапевтической стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации у взрослых и детей;
- особенности проведения стоматологических манипуляций при пограничных состояниях;
- показания и противопоказания к удалению зубов в различных возрастных группах, методы ортопедического лечения и показания к протезированию;
- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы;
- организацию и проведение диспансеризации населения и стоматологических больных;
- формы и методы санитарного просвещения;
- принципы устройства и эксплуатации зубо-врачебной аппаратуры;
- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.
2. Общие умения:
- получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии; оказать необходимую срочную помощь;
- провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы; зондирование зубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей и протоков слюнных желез; перкуссию и термодиагностику зубов; электроодонтодиагностику; определение степени тяжести изменения слизистой полости рта, ее подвижности и податливости, а также степени подвижности зубов и атрофии тканей при заболеваниях пародонта;
- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др.), интерпретировать их результаты;
- провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний, обосновать клинический диагноз; составить план обследования, лечения больного;
- выполнить местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание и определить показания к общему обезболиванию при стоматологических заболеваниях;
- проводить профилактику кариеса и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей и заболеваний пародонта; удалять зубные отложения, осуществлять кюретаж, орошение и аппликацию медикаментов, покрытие зубов фторлаком и пришлифование тканей зуба;
- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;
- составить отчет о своей работе и дать анализ ее;
- проводить санитарно-просветительную работу среди населения, стоматологических больных;
- проводить диспансеризацию здорового населения, стоматологических больных.
3. Специальные знания, умения:
Специалист стоматолог-терапевт должен оказывать медицинскую помощь при следующих состояниях:
- травматический шок;
- острый сосудистый коллапс;
- острая кровопотеря;
- острая сердечная и дыхательная недостаточность.
Врач-стоматолог-терапевт должен уметь установить диагноз и провести необходимую профилактику и лечение при следующих заболеваниях: