5. Двойников А.И., Синицын В.Д. Зубопротезная техника. М., Медицина, 1986.
6. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. Библ. практ. врача. М., 1986.
7. Калинина Н.В. Протезирование при полной потере зубов. Библ. практ. врача. М., 1979.
8. Криштаб С.И. Ортопедическая стоматология. Учебник для высш. мед. школы. Киев, Выща школа, 1986.
9. Прохончуков А.А. и др. Функциональная диагностика в стоматологической практике. М., Медицина, 1980.
10. Руководство по ортопедии. Руководство для врачей (под редакцией Ф.Я.Хорошилкиной). М., 1982.
27.1. Квалификационная характеристика специалиста врача стоматолога-ортодонта
В соответствии с требованиями специальности врач стоматолог-ортодонт должен знать и уметь:
1. Общие знания:
Врач стоматолог-ортодонт должен знать:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;
- правовые вопросы в стоматологии;
- этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма человека, клинические проявления патологии в полости рта и показания к применению различных методов лечения в стоматологии;
- принципы обследования больных врачом стоматологом, значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний;
- принципы, приемы и методы обезболивания в стоматологии;
- организацию диспансеризации взрослого и детского населения;
- эмбриологию и основные нарушения эмбриогенеза челюстно-лицевой области;
- взаимосвязь формирования и прорезывания зубов с развитием и ростом челюстей, основное направление роста челюстей;
- нормальное строение зубов и челюстей и нарушение этого строения при зубочелюстно-лицевых аномалиях;
- нормальное функционирование зубо-челюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса;
- взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата;
- классификацию зубо-челюстных аномалий;
- морфологические изменения в зубо-челюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении;
- показания и противопоказания к ортодонтическому лечению;
- механизм действия, принципы конструирования и особенности технологии изготовления ортодонтических аппаратов, основные технологические процессы при изготовлении ортодонтических конструкций;
- показания и противопоказания к применению методов измерения диагностических моделей челюстей, рентгенологического и других методов функционального и специального обследования и лечения;
- основные методы вспомогательного хирургического лечения больных с различными зубочелюстными аномалиями;
- организацию диспансеризации взрослого и детского населения;
- формы и методы санитарного просвещения;
- вопросы организации деятельности медицинской службы гражданской обороны.
В области педиатрической ортодонтии должен знать:
- анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового ребенка и его зубочелюстной системы;
- ее взаимосвязь с другими функциональными системами организма;
- причины возникновения патологических процессов в организме и зубочелюстной области, механизм их развития и клинические проявления;
- роль гигиенического состояния полости рта и предупреждение развития заболевания зубов и пародонта, методы и средства гигиены полости рта.
В области ортопедии должен знать:
- биомеханику жевания, возрастные изменения в челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;
- показания к зубному протезированию, принципы подготовки полости рта к ортопедическим вмешательствам;
- клинику и методы ортопедического лечения патологии твердых тканей, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава;
- адаптацию пациентов к зубным протезам и протезам-аппаратам и принципы осуществления эстетической и фонетической коррекции.
2. Общие умения:
- выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии, принять необходимые меры;
- провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы; зондирование зубов, патологических зубодесневых карманов, свищей и протоков слюнных желез; электродонтодиагностику;
- применить лабораторные и рентгенологические методы обследования, интерпретировать их результаты;
- выбрать и применить метод лечения: аппаратно-хирургический, аппаратно-протетический, аппаратно-миотерапевтический;
- обосновать схему, план и тактику ведения больных, провести подготовку к зубному протезированию и суметь осуществить его при дефектах и аномалиях зубов и челюстей, выбирая методы лечения и конструкции протезов, планировать объем и сроки ортодонтического лечения;
- провести ортодонтическое лечение до и после реконструктивных операций в челюстно-лицевой области;
- моделировать из воска и изготовлять индивидуальные ложки, производить снятие слепков, определять центральную окклюзию, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов;
- выполнять местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание, новокаиновые блокады и определять показания к общему обезболиванию, снимать чувствительность зуба при его обезболивании;