Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" стр. 85

- массаж сердца;
- трахеотомия;
- промывание желудка.

5. Список обязательной литературы

1. Александрова Н.М., Аржацева П.Д. ред. Травма челнюстно-лицевой области, М., 1986.
2. Егоров Б.Г., Карапетян И.С. Нервно-мышечный дисбаланс височно-нижнечелюстного сустава. М., 1986.
3. Козлов В.А. Хирургическая стоматологическая помощь в поликлинике. М., 1985.
4. Пачек А.И. Опухоли головы и шеи. 1983.
5. Робустова Т.Г. Актиномикоз челюстно-лицевой области, 1983.
6. Шергородский А.Г. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи. 1985.

27. Квалификационная характеристика специалиста врача-стоматолога-ортопеда

В соответствии с требованиями специальности врач-стоматолог-ортопед должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;
- топографическую анатомию челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервацию и лимфоток, строение зубов и челюстей, зубочелюстно-лицевые аномалии;
- основные вопросы нормальной и патологической физиологии зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с функциональным состоянием других систем организма и уровни их регуляции;
- биомеханику жевания, возрастные изменения в челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;
- роль гигиенического состояния полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта, методы и средства гигиены полости рта;
- этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма, факторы риска возникновения злокачественных опухолей;
- клинику и методы ортопедического лечения патологии твердых тканей зуба, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава;
- принципы профилактики, диагностики и лечения при зубочелюстных деформациях и аномалиях зубов и челюстей;
- показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов специального обследования;
- принципы, приемы и методы обезболивания в ортопедической стоматологии, интенсивную терапию и реанимацию у взрослых и подростков;
- показания к зубному протезированию, принципы подготовки полости рта и зубочелюстного аппарата к ортопедическим вмешательствам;
- морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом вмешательствах; механизм действия, принципы конструирования и особенности технологии изготовления ортодонтических и ортопедических аппаратов и протезов;
- адаптацию к зубным протезам и протезам - аппаратам и принципы осуществления эстетической и фонетической коррекции;
- применение физиотерапии и миотерапии в ортопедической стоматологии;
- принципы диетотерапии при заболеваниях зубов полости рта;
- организацию диспансеризации;
- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны;
- формы и методы санитарного просвещения.

2. Общие умения:

- собрать информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, в случаях, требующих неотложной помощи и интенсивной терапии, оказать необходимую срочную помощь больному (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка кровотечения, перевязка и тампонада ран, транспортная иммобилизация, промывание желудка при отравлении, срочная трахеостомия);
- провести обследование челюстно-лицевой области: мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональных лимфатических узлов, степень подвижности и зондирования зубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей и протоков слюнных желез; произвести оценку окклюзионных контактов; электро- и термоодонтодиагностику, определить степень подвижности и податливости слизистой полости рта;
- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических и др.) и интерпретировать их;
- провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у взрослых и детей, обосновать клинический диагноз;
- выполнять местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание, новокаиновые блокады и определять показания к общему обезболиванию; снимать чувствительность зуба при его препарировании;
- провести подготовку к зубному протезированию и суметь осуществить его при дефектах и аномалиях зубов и челюстей, выбирая методы лечения и конструкции протезов;
- изготовить индивидуальные ложки, базисы, каппы, временные шины, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов (коронок, вкладок, штифтовых зубов, частичных и полных съемных протезов и протезов-аппаратов); снимать несъемные протезы, накладывать лигатуры и резиновые тяги;
- провести диспансеризацию больных;
- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по специальности;
- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- провести санитарно-просветительную работу.

3. Специальные знания и умения:

Специалист стоматолог-ортопед должен знать профилактику, диагностику, клинику, лечение и уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих состояниях:
- острый сосудистый коллапс;
- острая сердечная и дыхательная недостаточность;
- шок.
Специалист стоматолог-ортопед должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях (состояниях).