Утверждена
Приказом Минздрава России
от 25 декабря 1997 г. N 380
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА"
(ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)
 1. Общие знания:
 - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
 - организация лабораторной службы в стране, ее задачи, структура и перспективы развития;
 - директивные документы, определяющие деятельность клинико-диагностической лаборатории;
 - основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
 - основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;
 - современные методы лабораторной диагностики;
 - виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований;
 - причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
 - основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;
 - инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;
 - правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований, сбора биоматериала, его транспортировки и хранения;
 - основы здорового образа жизни;
 - Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;
 - основы медицины катастроф.
 2. Специальные знания:
 - основы анатомии и физиологии;
 - структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
 - структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;
 - сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях;
 - лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
 - общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека;
 - клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;
 - основы функционирования здорового организма и факторы риска;
 - основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
 - правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований;
 - основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций;
 - основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
 - организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;
 - влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований;
 - влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований;
 - влияние терапии на лабораторные показатели.
 По гематологическим исследованиям:
 - теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);
 - морфология клеток гемопоэза в норме;
 - понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;
 - понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;
 - изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
 - изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях;
 - причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
 - особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и других заболеваниях);
 - понятия о миелоидной дисплазии;
 - изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения;
		