Приказ от 25.12.1997 N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" стр. 25

Утверждена
Приказом Минздрава России
от 25 декабря 1997 г. N 380
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА"
(ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- организация лабораторной службы в стране, ее задачи, структура и перспективы развития;
- директивные документы, определяющие деятельность клинико-диагностической лаборатории;
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;
- современные методы лабораторной диагностики;
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований;
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований, сбора биоматериала, его транспортировки и хранения;
- основы здорового образа жизни;
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;
- основы медицины катастроф.
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии;
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях;
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека;
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;
- основы функционирования здорового организма и факторы риска;
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований;
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций;
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;
- влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований;
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований;
- влияние терапии на лабораторные показатели.
По гематологическим исследованиям:
- теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);
- морфология клеток гемопоэза в норме;
- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
- изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях;
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и других заболеваниях);
- понятия о миелоидной дисплазии;
- изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения;