Приказ от 25.12.1997 N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" стр. 27

- физиология иммунного ответа и иммунологическая толерантность;
- трансплантационный иммунитет;
- возрастные особенности иммунного статуса;
- иммунодефицитные состояния;
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;
- аллергия и атопические заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета;
- изоантигены системы крови;
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;
- механизмы функционирования природных экосистем;
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;
- представление о гигиене как основе профилактической медицины;
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств;
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований;
- представление о видах катастроф, их причинах, последствиях;
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;
- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного исследования;
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;
- организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории;
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;
- произвести дезинфекцию биоматериала;
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;
- регистрировать проведенные исследования;
- вести учетно-отчетную документацию;
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов;
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований;
- на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований;
- участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа;
- на основании результатов дать качественную и количественную оценку объекта исследований;
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;
- строить калибровочные графики;
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов;