рабочий период Т=8 часов в машинном отделении или в производственных
помещениях, не должен превышать Lэкв(8)=80 дБА. В случае превышения
нормы, время нахождения работающего в зоне или помещении с наибольшим
уровнем шума должно быть сокращено, в соответствии с формулой (1), на
величину, обеспечивающую выполнение Lэкв(8)=80 дБА.
4.4. Допустимые уровни шума устанавливаются в зависимости от назначения помещений, длительности воздействия шума, условий пребывания экипажа на судне соответственно классификации судов в санитарных правилах для морских судов.
4.5. Предельные величины допускаемых уровней шума в октавных полосах частот и по А-уровню устанавливаются согласно таблице 1.
Примечание: Форма предельных спектров (ПС) в октавных полосах частот принята в соответствии с рекомендациями ИСО R 1996, за исключением ПС в ЭО с периодическим и безвахтенным обслуживанием в октавах 31 и 63 Гц, где допустимый уровень ограничен 115 дБ. Номер ПС оценивается по числу дБ в октаве 1000 Гц.
4.6. Максимальный уровень звука в ЭО и на рабочих местах в других посещаемых помещениях не должен превышать 110 дБА. Запрещается нахождение людей в зонах с уровнями шума 120 дБА и выше даже при использовании СИЗ.
Примечание: Эпизодическая (случайная) работа в помещениях (зонах) с уровнями шума 110-119 дБА, например при устранении неполадок, допускается не более 4-х часов в сутки с применением одновременно противошумных наушников и противошумных вкладышей.
5. Дозная оценка шумового воздействия
5.1. Для оценки степени воздействия шума с разными уровнями следует производить расчет энергетической дозы шума или измерение ее с помощью дозиметров. На практике целесообразно использовать относительное значение дозы шума - ДШ в долях от допустимой дозы - Д доп.
Д
ДШ = ──────,
Д доп.
где Д - фактическое значение дозы.
5.2. Среднесуточная доза шума - ДШ (24), определяется по трем парциальным дозам, соответствующим трем восьмичасовым периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности плавсостава - труд, внепроизводственное время и сон. (см. приложение 1).
5.3. Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная категория плавсостава, с учетом применения средств индивидуальной защиты, при уровнях свыше 80 дБА, не должна превышать 1.
При ДШ (24) > 1 должны быть выполнены работы по снижению шума или изменен режим труда за счет сокращения времени воздействия в наиболее шумных помещениях, устанавливаемого расчетом дозы.
6. Защита органа слуха
6.1. Индивидуальные средства защиты должны применяться на рабочих местах во всех случаях, когда член экипажа подвергается воздействию шума с уровнем более 80 дБА.
Таблица 1
Предельные величины допустимых уровней шума на морских судах
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┬──────┐
│Наименование поме-│ Уровни звукового давления, дБ, в октавных │Уро- │
│щений и мест работы│ полосах частот, Гц │вень │
│и отдыха ├────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤звука,│
│ │ 31│ 63│ 125│ 250│ 500│1000│2000│4000│8000│ LA, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ дБА │
├───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┤
│ Энергетическое отделение │
├───────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬──────┤
│1. С постоянной│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│вахтой │ 109│ 99│ 92│ 87│ 83│ 80│ 78│ 76│ 74│ 85* │
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│2. С периодическим│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│обслуживанием │ 115│ 115│ 111│ 106│ 103│ 100│ 98│ 96│ 94│ 105**│
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│3. С безвахтенным│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│обслуживанием │ 115│ 115│ 114│ 111│ 108│ 105│ 103│ 101│ 99│ 110**│
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│4. Центральный пост│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│управления с энер-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│гетической установ-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│кой (ЦПУ) │ 103│ 92│ 82│ 77│ 73│ 70│ 68│ 66│ 64│ 75 │
├───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┤
│ Производственные помещения и рабочие места │
├───────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬──────┤
│5. Расположенные в│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│энергетическом от-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│делении │ 109│ 99│ 92│ 87│ 83│ 80│ 78│ 76│ 74│ 80 │
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│6. Расположенные│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│вне энергетического│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│отделения │ 103│ 92│ 82│ 77│ 73│ 70│ 68│ 66│ 64│ 75 │
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│7. Производственные│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│цеха и рабочие мес-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│та на палубах ры-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│бопромысловых судов│ 106│ 95│ 87│ 82│ 78│ 75│ 73│ 71│ 69│ 80 │
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│8. Рабочие места в │ 114│ 104│ 97│ 92│ 88│ 85│ 83│ 81│ 79│ 90**│
│трюмах │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┤
│ Служебные помещения │
├───────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬──────┤
│9. Ходовой мостик,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│штурманская рубка,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│посты управления│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│вне энергетического│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│отделения и др. │ 95│ 83│ 74│ 67│ 63│ 60│ 58│ 56│ 54│ 65 │
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│10. Крылья ходового│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│мостика и другие│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│посты прослушивания│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│звуковых сигналов │ 99│ 87│ 79│ 71│ 68│ 65│ 63│ 61│ 59│ 70 │
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│11. Радиорубка│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(операторная) с│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│включенным оборудо-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ванием не произво-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│дящим аудиосигналы │ 92│ 79│ 70│ 63│ 58│ 55│ 53│ 51│ 49│ 60 │
├───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┤
│ Общественные помещения │
├───────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬──────┤
│12. Кают-компания,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│столовая, салоны,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│кабинеты в каютах│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│комсостава, клубы,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│библиотека │ 92│ 79│ 70│ 63│ 58│ 55│ 53│ 51│ 49│ 60 │
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│13. Пассажирские│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│салоны, рестораны,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│буфеты, помещения│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│для любительских│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│занятий и занятий│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│спортом │ 95│ 83│ 74│ 67│ 63│ 60│ 58│ 56│ 54│ 65 │
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│14. Зоны отдыха на│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│открытых палубах │ 103│ 92│ 82│ 77│ 73│ 70│ 68│ 66│ 64│ 75 │
├───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┤
│ Жилые (спальные) помещения и помещения медицинского назначения │
├───────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬──────┤
│15. Для судов I и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│II категории │ 89│ 76│ 66│ 59│ 53│ 50│ 48│ 46│ 44│ 55 │
├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┤
│16. Для судов III и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│IV категории │ 92│ 79│ 70│ 63│ 58│ 55│ 53│ 51│ 49│ 60 │
└───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┘
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┬──────┐
──────────────────────────────
* Для вахтенного режима (две вахты в сутки по 4 часа с отдыхом 8 часов между ними).
** Применение индивидуальных средств обязательно.
Применение средств индивидуальной защиты органа слуха не должно рассматриваться при проектировании и строительстве судна как замена конструктивных мер по снижению шума.
6.2. Средства индивидуальной защиты должны отвечать требованиям ГОСТа 12.4.051-87 и обеспечивать в судовых условиях ослабление звука не ниже СИЗ класса "А".
6.3. Члены экипажа должны получить инструктаж относительно применения средств индивидуальной защиты органа слуха в соответствии с приложением 2.
7. Звукоизоляция между помещениями
7.1. Звукоизоляция ограждений между помещениями должна обеспечивать возможность отдыха членов экипажа даже в том случае, если в соседних помещениях идет активная жизнь (музыка, разговоры, просмотр фильмов, телепередач и др.).
7.2. Индекс изоляции по воздушному шуму Ja, дБ, не должен быть ниже:
между каютами Ja=30;
между медицинскими помещениями и каютами, а также между каютами и кают-компанией, столовой, спортзалом или другими шумными помещениями, в которых максимальный уровень может достигать 85 дБА, Ja=45;
между каютой и коридором Ja=30.
Примечание: Метод оценки звукоизоляции между судовыми помещениями см. РД 5.3107-77.
8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре
8.1. Измерения шума должны выполняться по возможности прецизионными шумомерами (1-го класса), отвечающими требованиям ГОСТа 17187-81, и октавными электрическими фильтрами по ГОСТу 17168-82. Непостоянный шум измеряется интегрирующим шумомером. Эквивалентный шум определяется индивидуальными дозиметрами или с помощью расчета.
8.2. Измерения шума выполняются по программе, содержащей основные характеристики судна, режимы испытаний на ходу и на стоянке, схемы расположения точек измерений, методические указания по проведению измерений и форму представления результатов в соответствии с ГОСТом 12.1.020-79 и/или Кодексом ИМО по контролю шума на судах, Резолюция А.468 (XII).
8.3. В программе испытаний ледоколов и судов ледового плавания должны быть предусмотрены измерения шума на ходовых испытаниях на чистой воде (спецификационном режиме) и во льдах. При испытаниях во льдах мощность энергетической установки должна быть 0,7-0,9 от номинальной мощности и скорость судна 0,4-0,6 от спецификационного полного хода на чистой воде. Во время измерений должна работать система пневмообмыва, если таковая имеется. При этом уровни шума в жилых, общественных и служебных помещениях не должны повышаться в сравнении с испытаниями на чистой воде более чем на 5 дБА.
9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и снижению вредного воздействия шума
9.1. На стадии проектирования судов должны производиться расчет ожидаемых уровней шума и среднесуточная дозная оценка шумового воздействия, подтверждающие выполнение требований настоящих норм. Точность расчета проверяется по результатам ходовых испытаний головного судна, результаты проверки вносятся в протокол ходовых испытаний.
9.2. Испытания головных судов должны организовываться верфью-строителем судна, производиться компетентными специалистами лабораторий (центров), аккредитованных Госстандартом, Госсанэпиднадзором и другими организациями, имеющими на это право.
9.3. Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по снижению шума на рабочих местах и в помещениях, где при испытаниях головного судна выявлено превышение санитарных норм, определяются Верфью совместно с Бюро-проектантом и согласовываются с органами Санэпиднадзора. После выполнения согласованных дополнительных мероприятий акустические испытания организовываются верфью повторно по согласованной программе.
9.4. В случае превышения санитарных норм шума после дополнительно проведенных мероприятий по их снижению, вопрос о приемке головного судна и строительства судов серии выносится на согласование в Госкомитет по Санэпиднадзору РФ.
9.5. Все суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на борту копию протокола результатов измерений уровней шума, с которыми судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год, знакомить экипаж судна и инструктировать о возможных неблагоприятных последствиях воздействия высоких уровней шума на организм и необходимости пользования и правильного применения средств защиты органов слуха, см. приложение 2.
9.6. Зоны с уровнями звука выше 80 дБА должны обозначаться знаками безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026-76. Работающих в этих зонах судовладелец обязан обеспечивать средствами индивидуальной защиты по ГОСТу 12.4.051-87 и периодически их обновлять.
9.7. Судовладелец и администрация судна несут ответственность за обеспечение судна средствами снижения шума, содержанием их в исправности и проведение мер по организации снижения вредного воздействия шума таким образом, чтобы удовлетворялись требования санитарных норм, см. приложение 2.