2.5.2. Водный транспорт. Санитарные нормы СН 2.5.2.047-96 "Уровни шума на морских судах" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 21 февраля 1996 г. N 3) стр. 4

Для рабочей зоны механика, включающей три точки в ЭО, а также ЦПУ, поправки у главного дизеля - 10,7 дБА; у ВДГ - 13,8 дБА; в сепараторной - 9 дБА; в ЦПУ - 1,2 дБА (все поправки с минусом).
После суммирования значений, скорректированных уровней (с учетом знака поправки) определены следующие эквивалентные уровни:
у главного двигателя - 89,3 дБА;
у ВДГ - 89,2 дБА;
в сепараторной - 81 дБА;
в ЦПУ - 68,8 дБА.
Энергетическое суммирование полученных уровней звука в соответствии с таблицей 2п, дает эквивалентный за 8 часов уровень шума, воздействующий на механика в рабочее время.
Lэкв(8) = L(89,3; 89,2; 81; 68,8) = 93,5 дБА,
при допустимой величине Lдоп(8) = 80 дБА.
5. По разности уровней
Lэкв(8)-Lдоп(8) = 93,5-80,0 = 13,5 дБА по таблице 3п определяется парциальная доза воздействия, За рабочий период ДШрп = 20,0, т.е. воздействие шума на механика за время двух вахт превышает допустимую дозу в 22 раза.
6. Парциальные дозы за внепроизводственный период (активный отдых) и период сна.
Для периодов активного отдыха и сна в общественных помещениях и в каюте поправки за 8 часов воздействия, определяемые по таблице 1п равны нулю. Поэтому эквивалентные уровни будут равны измеренным значениям:
для периода активного отдыха - Lэкв(8) = 63 дБА;
для периода сна - Lэкв(8) = 50 дБА.
Разность между измеренными и допустимыми уровнями:
для периода активного отдыха 63-60 = 3 дБ;
для периода сна 50 - 55 = -5 дБА.
Парциальные дозы шума, определяемые по таблице 3п равны:
для периода активного отдыха (разность 3 дБА) - ДШотд - 2,0;
для периода сна (разность - 5 дБА) - ДШ сон = 0,3.
Среднесуточная доза шума определяется делением суммы парциальных доз на 3 (число отдельных периодов в течение суток).
ДШрп + ДШотд + ДШсон 22 + 2,0 + 0,3
ДШ(24) = ───────────────────── = ──────────────── = 8,1
3 3
Среднесуточная доза шума при отсутствии средств индивидуальной защиты органа слуха у механика, посещавшего во время вахты шумное энергетическое отделение, превышена в 8,1 раза.
Приложение 2
(обязательное)
к нормам СН 2.5.2.047-96
от 21 февраля 1996 г. N 3

1. Инструкции для членов экипажа.

1.1. Члены экипажа должны быть проинструктированы относительно опасности высоких уровней шума, продолжительности их воздействия и возможной потери слуха в связи с этим. Инструктаж должен проводиться вначале для всех членов команды и затем, периодически, не реже одного раза в год, для тех, кто регулярно работает в помещениях с уровнями шума, превышающими 80 дБА. Инструктаж должен включать указания:
- о пределах воздействия шума, приведенных в табл.1, и применяемых предупреждающих надписях и знаках безопасности;
- о типах средств индивидуальной защиты органов слуха, их приблизительной эффективности, правилах использования, особенностях подгонки и возможных осложнениях, возникающих при первоначальном применении;
- о программе по защите органа слуха, которая может применяться при работе в помещениях с предупреждающими надписями;
- о некоторых возможных признаках потери слуха, как, например, звон в ушах, глухота, чувство заложенности в ушах.
1.2. Члены экипажа должны быть проинструктированы относительно правильной эксплуатации и ремонта механизмов, глушителей и других устройств, снижающих шум, для того, чтобы исключить возможность возникновения дополнительного шума.

2. Ответственность судовладельца.

2.1. Судовладелец несет ответственность за обеспечение судна средствами снижения шума, содержанием их в исправности и проведение мер по ограничению вредного воздействия шума таким образом, чтобы удовлетворялись требования Санитарных норм.
2.2. В тех случаях, когда уровни шума в каких-либо помещениях превосходят предел 85 дБА, судовладелец должен убедиться в том, что:
- помещение четко обозначено и имеет предупреждающие надписи и знаки безопасности в соответствии с ГОСТ-ом 12.4.026-76;
- капитан и старшие офицеры проинструктированы в важности контроля за посещением шумных помещений и использования соответствующих СИЗ;
- необходимые средства для индивидуальной защиты органа слуха подготовлены в достаточном количестве для снабжения ими каждого члена экипажа;
- передана инструкция капитану, старшим офицерам и офицеру, ответственному за технику безопасности на судне, в которой дана рекомендация о доведении до сведения членов экипажа указаний, приведенных в разделах 4, 5, 6 и 9.

3. Ответственность членов экипажа.

3.1. Член экипажа должен отвечать за то, чтобы:
- применялись предусмотренные меры по снижению вредного воздействия шума;
- о дефектах противошумового оборудования было сообщено ответственному лицу;
- соответствующие средства индивидуальной защиты, как правило, одевались при входе в помещения, в которых их применение оговорено предупредительными надписями, и чтобы они не снимались даже на короткие периоды;
- используемые средства индивидуальной защиты не были повреждены, применялись правильно и содержались в чистом виде.