Производственные и обслуживающие подразделения коллективных предприятий не имеют статуса юридического лица и осуществляют свою производственную деятельность на принципах внутрихозяйственного расчета.
Кооперативный сектор включает предприятия, созданные путем добровольного объединения на основе членства сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и юридических лиц независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования) и формирования общего имущества с целью обеспечения своих хозяйственных потребностей или совместного сельскохозяйственного производства.
По видам деятельности кооперативы разделяются на производственные, обслуживающие, кредитные и страховые.
Акционерный сектор представляют предприятия, созданные на основе объединения вкладов участников акционерного общества (акционеров) с целью осуществления производственной деятельности и извлечения прибыли.
Фермерский сектор создается путем безвозмездной передачи крестьянам земли и имущества в собственность, а также в аренду. Государством создаются соответствующие экономические, материальные и социальные условия жизнедеятельности фермерских хозяйств. При это учитывается низкий стартовый уровень их материально-технической базы, необходимость поддержания фермерских доходов на определенном уровне.
Мелкотоварный сектор включает сельскохозяйственное производство, имущество и произведенная продукция которых принадлежат гражданам на правах индивидуальной частной собственности. В мелкотоварном секторе функционируют индивидуальные семейные сельскохозяйственные предприятия, личные подсобные хозяйства, собственники коллективных садов и огородов, животноводческие товарищества и другие.
Личные подсобные хозяйства являются экономически самостоятельной, равноправной формой хозяйствования в системе многоукладной аграрной экономики. Они могут вступать в договорные отношения с предприятиями и организациями, кооперироваться в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции или иных видов предпринимательской деятельности. Они могут быть формой вторичной занятости населения или основным (единственным) местом работы.
В целях дальнейшего развития мелкотоварного сектора предусматривается:
увеличение земельного фонда владельцев личных подсобных хозяйств, членов садоводческих и огородных товариществ, животноводческих кооперативов;
расширение сети репродукторных хозяйств, обеспечивающих население семенами, саженцами, молодняком скота и птицы;
принятие законодательных актов о порядке зачета трудового стажа, назначении пенсий, социальных пособий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство и другие.
Во всех секторах аграрной экономики производство должно ориентироваться на применение индустриальных технологий.
В целях обеспечения необходимых условий для производства, заготовки, транспортировки, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции создаются разнообразные типы агропромышленных формирований на основе вертикальной кооперации и агропромышленной интеграции путем объединения в единый производственный комплекс взаимосвязанных сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий.
Основными организационными формами агропромышленной интеграции являются объединения, ассоциации, союзы с полным циклом агропромышленного производства. Они могут создаваться по отраслевому и территориальному признакам.
В качестве участников кооперации на всех уровнях могут выступать сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому и иному обслуживанию, материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, промышленные предприятия, коммерческие банки, иностранные и другие инвесторы.
6.3. Демонополизация предприятий агропромышленного комплекса
Предприятия по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса в большинстве случаев занимают монопольное положение по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Ограничение монополистической деятельности этих предприятий предусматривает решение следующих задач:
предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям контрольного пакета акций приватизированных предприятий промышленности и агросервиса путем расширения льгот на приобретение акций сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также преобразования акционерных перерабатывающих и обслуживающих предприятий в кооперативные;
развитие предпринимательских структур на базе инфраструктурных объектов реформируемых колхозов и совхозов;
сокращение системы государственного распределения материально-технических ресурсов и переход к рыночным принципам организации обращения товаров;
увеличение числа конкурентоспособных производств, запрещение перепрофилирования предприятий переработки и агросервиса;
обеспечение правовых и экономических условий для выделения структурных подразделений из состава предприятий-монополистов, сдерживающих развитие конкуренции и ограничивающих их самостоятельность;
коммерциализация оптовой, розничной торговли и общественного питания и лицензирование их деятельности;
создание информационной базы данных об уровне концентрации производства в основных отраслях агропромышленного комплекса;
разработка и реализация федеральной и региональных программ по демонополизации экономики в агропромышленном комплексе.
7. Государственная продовольственная политика в условиях аграрного рынка
Основными направлениями государственной политики в области формирования продовольственных ресурсов предусматривается:
предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям-собственникам всей произведенной продукции права самостоятельной ее реализации на свободном рынке или государственным заготовительным организациям по заключенным контрактам. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей создаются два основных направления реализации: свободная продажа по относительно высоким ценам, но с коммерческим риском и гарантированный сбыт по сравнительно низким ценам;
формирование для федеральных государственных нужд продовольственных фондов по зерну, мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам, яйцам, пищевой рыбной продукции, сахару, растительному маслу, картофелю и овощам для удовлетворения потребностей военнослужащих и приравненных к ним категорий потребителей, снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, частично городов Москвы и Санкт-Петербурга;
создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных продовольственных фондов в основном за счет собственных финансовых ресурсов;
формирование рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе;
уменьшение продовольственной и ресурсной зависимости от зарубежных стран.
Сельским товаропроизводителям в 30-дневный срок с момента заключения договора (контракта) на продажу в федеральные государственные ресурсы зерна, картофеля, овощей, сахарной свеклы и семян масличных культур для выработки сахара и растительного масла выплачивается аванс в размере 50 процентов стоимости законтрактованной продукции. Стартовые цены на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, определяются соглашением между государственными заказчиками, его уполномоченными представителями и поставщиками с последующей индексацией.
Залоговые операции осуществляются на коммерческих основах в соответствии с действующим законодательством.
Получат развитие торговля фьючерсными контрактами на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а также форвардные операции с указанной продукцией.
8. Развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе
Развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе осуществляется на кооперативной основе за счет расширения базы фирменной розничной торговли, создания системы торгово-закупочных фирм с индустрией сортировки, охлаждения, упаковки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в районах ее непосредственного производства и потребления, формирования оптовых продовольственных рынков по реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки, товарных бирж сельскохозяйственного сырья, обеспечения сельскохозяйственным товаропроизводителям беспрепятственного выхода на рынок, создания и применения автоматизированных информационных систем, охватывающих сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятия оптовой и розничной торговли и другие.
Перспективным направлением развития рыночной инфраструктуры является создание сети оптовых продовольственных рынков, которые позволяют:
сократить этапы движения сельскохозяйственных продуктов от товаропроизводителя до розничной торговли с минимальным количеством перевалок и посредников;
создать альтернативные каналы реализации продукции, упростить процедуру поиска покупателя и продавца.
Механизм распределения и перемещения сельскохозяйственной продукции от сельскохозяйственных товаропроизводителей до розничной торговли включает создание в крупных городах и промышленных центрах региональных, городских оптовых рынков по торговле скоропортящейся продукцией в форме акционерных предприятий, а также районных оптовых и сельских продовольственных рынков.
Намечается сформировать в крупных товарных зонах сельскохозяйственного производства ассоциации специализированных товарных сырьевых агробирж, осуществляющих торговлю зерном, маслосеменами, растительным маслом, сахаром, льноволокном, шерстью и рядом других продуктов и заключающих форвардные и фьючерсные контракты на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
9. Структурная реформа агропромышленного комплекса
Структурную перестройку АПК предусматривается осуществлять по следующим направлениям:
обеспечение сбалансированного развития всех сфер агропромышленного комплекса - сельского хозяйства, перерабатывающих, пищевых, ресурсо- и фондопроизводящих отраслей промышленности, производственной и социальной инфраструктуры на основе реализации приоритетных государственных целевых программ: "Хлеб России", "Повышение плодородия почв России", "Возрождение российского льна", "Сахар", "Масло", "Соя", "Рыба", "Детское питание", "Машиностроение для агропромышленного комплекса" и других;
технико-технологическое переоснащение агропромышленного производства, активизация инновационных процессов;
поддержка частных инвестиций;
распространение ресурсосберегающих технологий;
восстановление хозяйственных связей с государствами - участниками СНГ, Прибалтики и Восточной Европы;