приоритетное развитие индустриального сельскохозяйственного производства, животноводческих комплексов и птицефабрик;
формирование рыночной инфраструктуры.
Выполнение государственных целевых программ намечается обеспечить за счет бюджетного финансирования, внебюджетных средств, собственных средств товаропроизводителей, частичного отечественного и зарубежного капитала, централизованных кредитных ресурсов.
С целью повышения эффективности инвестиционного стимулирования будут осуществлены меры по:
сокращению инвестиционного цикла за счет снижения сроков продолжительности проектирования и строительства, совмещения проектных и строительных работ, деятельности подрядных организаций на конкурсной основе;
ускорению научно-технического прогресса на основе применения новейших технологических процессов, высокоэффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий, новой техники и автоматизации производственных процессов;
преимущественному использованию местных строительных материалов, унифицированных деталей и блоков;
сокращению сроков ввода в эксплуатацию новых и незавершенных строительных объектов и удешевлению стоимости строительства;
ускорению сроков освоения производственных мощностей и выведения их на проектную мощность.
Инвестиции по наращиванию производственного потенциала в агропромышленном комплексе будут направлены в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий по производству и переработке маслосемян, сахарной свеклы, молока, мяса и другой сельскохозяйственной продукции.
В целях преодоления локального монополизма в сфере переработки сельскохозяйственного сырья, сокращения потерь и увеличения выхода конечной продукции намечается переориентация в инвестиционной политике на сочетание крупнотоварных современных перерабатывающих предприятий с предприятиями средней мощности, а также строительство перерабатывающих цехов в отдаленных районах сельской местности для использования сырья, не требующего глубокой переработки.
Сохранятся инвестиции на мероприятия по повышению плодородия почв, в том числе на мелиорацию. Работы по мелиорации земель предполагается проводить комплексно, увязывая их с планами развития районов, хозяйств, а также с сельскохозяйственным обустройством территории, дорожным, жилищным и культурно-бытовым строительством, предусматривая сбалансированный по срокам ввод мелиорированных площадей и объектов производственного и непроизводственного назначения, развития фермерских хозяйств.
За счет конверсии оборонных отраслей предусматривается увеличение производства современного технологического оборудования в перерабатывающих отраслях, машин и приборов для нужд сельскохозяйственной науки и производства.
На период становления рынка средств производства на федеральном уровне сохраняются функции выявления и учета потребности агропромышленного комплекса в материально-технических ресурсах.
Областное (краевое, республиканское) звено службы снабжения агропромышленного комплекса выявляет потребность своего региона в ресурсах, оформляет договорные отношения с поставщиками, заключает прямые договоры с заводами-изготовителями и другими поставщиками по обеспечению материально-техническими ресурсами своего региона.
Районное звено службы снабжения выявляет потребность и платежеспособность обслуживаемых предприятий, составляет годовые заявки на снабжение, заключает с потребителями договоры на поставку, получение, хранение и доставку товаров.
Реализацию и фирменное обслуживание наиболее сложной техники и оборудования обеспечивают заводы-изготовители или их ассоциации сетью своих филиалов (дилерских пунктов).
Лизинговые операции осуществляются специализированными лизинговыми компаниями путем сдачи во временное пользование сельскохозяйственным товаропроизводителям имущества с периодической оплатой его стоимости. Лизинговые компании по договоренности с потребителем закупают необходимое оборудование, машины и предоставляют их в аренду потребителю.
10. Внешнеэкономическая деятельность
Основные направления внешнеэкономической деятельности предусматривают:
совершенствование структуры импорта и экспорта товаров и государственную поддержку экспорта;
тарифное регулирование импортно-экспортных операций;
развитие интеграционных и кооперационных внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами на основе межгосударственных программ, в том числе международного научно-технического сотрудничества.
Для реализации указанных направлений предусматривается:
последовательное сокращение импорта сельскохозяйственной продукции и сырья, которые могут производиться в России ;
переход от импорта сельскохозяйственной продукции на импорт товаров производственно-технического назначения, включая новые технологии, "ноу-хау" и лицензии на производство машин, оборудования, материалов.
Для выработки механизма стимулирования экспорта основных видов продукции агропромышленного комплекса, согласования единой политики на внешнем рынке и защиты интересов отечественных товаропроизводителей могут быть созданы объединения экспортеров.
Предусматривается в случае необходимости привлечение российскими партнерами под свою ответственность целевых иностранных кредитов, в том числе международных финансовых организаций, частных предприятий и лиц, для оплаты продовольствия, полученного в результате совместного (кооперированного) производства с иностранными партнерами, а также продукции материально-технического назначения, производимой с их участием и используемой непосредственно в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.
Развитие сотрудничества с государствами-участниками СНГ осуществляется путем участия Российской Федерации в работе Межправительственного Совета по вопросам агропромышленного комплекса, разработке организационных основ создания общего аграрного рынка, механизмов межгосударственного регулирования и реализации совместных программ, создании межотраслевых корпораций, объединяющих предприятия всех форм собственности государств - участников СНГ в сфере производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.
11. Реформирование системы управления
В основу совершенствования системы управления агропромышленным комплексом в условиях рыночной экономики заложены следующие принципы:
управление агропромышленным комплексом и регулирование его развития осуществляется как единым целым;
соблюдение положений Федеративного договора во взаимоотношениях между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
управление государственным имуществом предприятий и организаций, утверждение уставов этих предприятий, заключение контрактов с их руководителями;
государственное обеспечение деятельности сельскохозяйственных инспекций по заготовкам и качеству продукции, семян и посадочного материала, защите и карантину растений, ветеринарии, племенному делу, химизации, техническому надзору за состоянием самоходных машин и оборудования, охране труда и технике безопасности.
Ведущим федеральным органом исполнительной власти в агропромышленном комплексе является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, на которое возлагаются функции управления агропромышленным комплексом и ответственность совместно с другими федеральными органами управления агропромышленного комплекса за проведение государственной политики по его развитию.
Государственное управление агропромышленным комплексом в республиках, краях и областях Российской Федерации осуществляется министерствами сельского хозяйства республик, управлениями (департаментами) сельского хозяйства краев, областей и автономных образований, комитетами (департаментами) продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, районными управлениями (отделами) сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные товаропроизводители и предприятия перерабатывающих и обслуживающих отраслей создают на добровольных началах кооперативные и акционерные агропромышленные объединения, фирмы, комбинаты, а также концерны, корпорации и другие формирования, функционирующие на принципах хозяйственного самоуправления. Эти органы могут во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации координировать деятельность хозяйств и предприятий-учредителей, представлять и защищать их интересы.
12. Социальная политика
Социальная политика на селе направлена на повышение жизненного уровня сельского населения, ускоренное развитие социальной сферы на селе в целях сокращения разрыва в условиях жизни людей в городах и сельских населенных пунктах.
Основой этой политики должно стать создание благоприятных экономических условий для повышения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, укрепление экономического и социального положения сельской семьи (двора).
Особенностями социальной политики на селе являются:
сохранение гарантий социальной защищенности сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования;
передача объектов социальной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий муниципалитетам и органам местного самоуправления и обеспечение бесперебойного функционирования школ, домов культуры, медицинских учреждений и других социальных объектов. По решению трудового коллектива отдельные объекты социальной инфраструктуры могут оставаться на балансе сельскохозяйственных предприятий;
формирование стабильных финансовых ресурсов, обеспечивающих содержание и развитие социальной инфраструктуры села, строительство на селе дорог, объектов связи, электрификации и газификации;
механизация сельского хозяйства, внедрение передовых технологий в сельскохозяйственное производство, обеспечивающих улучшение и облегчение условий труда.
Предусматривается сокращение разрыва в оплате труда работников сельского хозяйства по сравнению с работниками отраслей промышленности, обеспечение гарантированности оплаты труда работников государственных сельскохозяйственных предприятий на базе Единой тарифной сетки, носящей рекомендательный характер, и тарификации работников массовых профессий, а также льготное пенсионное обеспечение отдельных категорий работников сельского хозяйства.
Развитие сельских населенных пунктов намечается осуществлять в гармоничном сочетании всех традиционно сложившихся форм расселения - сел, деревень, поселков, поселений, станиц, хуторов и других - при полном равноправии каждой из них. На селе и в малых городах, интегрированных с селом, обеспечиваются опережающие темпы строительства жилых домов, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, объектов культуры, здравоохранения, коммунально-бытового назначения, благоустройства дорог, а также развития связи, радиофикации, медицинского, бытового и других видов обслуживания.
Государственная социальная политика на федеральном и региональном уровнях направлена на обеспечение строительства, реконструкции и улучшения содержания автомобильных дорог, объектов газификации, электрификации, связи и водоснабжения, разработку генеральных планов комплексного развития территорий сельскохозяйственных предприятий, проектов новых типов жилых домов и общественных зданий, землеустройство и противоэпизоотические мероприятия.
Муниципальная социальная политика реализуется за счет образования фондов сельскохозяйственных предприятий и органов местного самоуправления, которые используются для строительства и содержания жилых домов, местных систем газоснабжения, водо- и теплоснабжения и других объектов.