Статья 21. Обязанности народных дружинников
Народный дружинник независимо от местонахождения и времени обязан:
- в своей деятельности по обеспечению правопорядка строго соблюдать требования действующего законодательства, проявлять корректность и выдержку в обращении с гражданами, не допускать необоснованного ограничения их гражданских прав и свобод;
- оказывать содействие работникам правоохранительных и иных государственных органов в предупреждении и пресечении правонарушений;
оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;
в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения дружинником таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию правонарушителей, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайший орган милиции;
- постоянно совершенствовать свои правовые знания, методы борьбы с правонарушениями, физическую подготовку;
- не допускать разглашения ставших ему известными в связи с осуществлением деятельности по охране правопорядка сведений, относящихся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если исполнение правовых обязанностей не требует иного, а также оперативной и иной конфиденциальной информации;
- добросовестно работать на порученном участке деятельности дружины, выполнять решения и указания командиров и штабов дружин, распоряжение старшего наряда, а при совместном несении дежурства с сотрудниками правоохранительных органов - их указания и распоряжения;
- находясь на дежурстве, иметь при себе удостоверение дружинника, другие необходимые элементы символики и атрибутики дружины, при обращении к гражданам или должностным лицам представляться и предъявлять по их требованию удостоверение (жетон) дружинника.
Статья 22. Права народных дружинников
Для обеспечения выполнения стоящих перед народными дружинниками задач дружинникам при исполнении возложенных на них обязанностей по охране правопорядка представляется право:
- требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушения либо действий, препятствующих осуществлению полномочий народного дружинника, пресекать преступления и иные правонарушения;
- требовать от правонарушителей предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
- составлять в отсутствие работников милиции и иных уполномоченных на это лиц протокол об административном правонарушении, причинении имущественного или иного ущерба гражданам или юридическим лицам, получать у граждан и должностных лиц необходимые объяснения с последующей передачей материалов о правонарушении командиру (в штаб) дружины для направления органам (должностным лицам), уполномоченным рассматривать дело о правонарушении;
- доставлять в штаб милиции или штаб народной дружины лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры взаимодействия, а также для установления личности правонарушителя и составления протокола, если нет возможности составить его на месте нарушения. При этом время нахождения доставленного лица в штабе дружины не должно превышать одного часа;
- при пресечении правонарушений изымать у правонарушителей предметы, являющиеся орудием, средством или непосредственным объектом правонарушения, документы, имеющие явные признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, с последующей незамедлительной передачей их органам (должностным лицам), уполномоченным рассматривать дело о правонарушении;
- входить беспрепятственно на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности (кроме мест, где распоряжениями органов государственной власти и управления, установлен специальный пропускной режим), в другие общественные места при преследовании скрывающегося правонарушителя, либо в целях пресечения возникших там правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, а также с согласия администрации этих мест - для выполнения обязанностей по охране общественного порядка;
- отдавать распоряжения о порядке движения транспортных средств и пешеходов; в случае нарушения правил дорожного движения или иных действующих на транспорте правил останавливать механические и иные транспортные средства, проверять у водителей документы на право владения, пользования, распоряжения и управления ими, а также регистрационные документы на транспортное средство, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз; осматривать транспортные средства и перевозимые грузы с участием водителей или лиц, сопровождающих грузы; отстранять от управления транспортными средствами и доставлять в органы милиции водителей, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов, предусмотренных правилами дорожного движения;
- производить по решению начальника органа внутренних дел или иных уполномоченных на это лиц оцепление (блокирование) участков местности, отдельных строений, и других объектов, запрещение или ограничение движения транспорта и пешеходов, осуществлять пропускной режим при действиях в условиях правового режима чрезвычайного положения, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств, а также при проведении массовых мероприятий;
- использовать транспортные средства предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским или иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
- пользоваться бесплатно для связи с органами милиции или штабом дружины телефонами и иными средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности (за исключением имеющих дипломатический иммунитет) и общественным объединениям;
- пользоваться правом бесплатного проезда по предъявлении удостоверения дружинника всеми видами городского общественного транспорта (кроме такси), а также в пригородных поездах и на речных судах местного сообщения в пределах границ города, на территориях, административно подчиненных городу Москве и при следовании для обеспечения общественного порядка в зонах отдыха, закрепленных за административно-территориальными структурами г. Москвы;
-применять к правонарушителям по основаниям и в порядке, установленном действующими законодательными и нормативными актами, физическую силу и специальные средства.
Раздел VI. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников
Статья 23. Обязательность исполнения законных требований народного дружинника
1. Законные требования народного дружинника обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
2. Неисполнение законных требований народного дружинника и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную Законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Необходимая оборона и крайняя необходимость применительно к деятельности дружинника
На деятельность народного дружинника распространяется Законодательство Российской Федерации о необходимой обороне и крайней необходимости.
Статья 25. Недопустимость вмешательства в действия народного дружинника, посягательства на его жизнь, здоровье и достоинство
1. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и находится под защитой государства.
2. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дружинника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Положением. Никто не имеет право принуждать дружинника исполнять обязанности, которые не возложены действующим законодательством и настоящим Положением на народные дружины.
При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом.
3. Посягательство на жизнь, здоровье и достоинство народного дружинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка влечет уголовную ответственность, установленную Законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Показания народного дружинника
В соответствии с действующим законодательством показания народного дружинника по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
Статья 27. Гарантии социальной защиты народных дружинников
1. Государственные гарантии социальной защиты народных дружинников установлены Законодательством Российской Федерации.
2. В случае временной нетрудоспособности народного дружинника, наступившей в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности независимо от стажа работы в размере 100 процентов заработка.
3. В случае постоянной или длительной потери трудоспособности, связанной с увечьем, полученным при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, дружиннику назначается пенсия в размере, установленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
4. Члены семьи дружинника, погибшего либо умершего в течение года с момента получения увечья, ранения или контузии при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца в размере, установленном для семей рабочих и служащих, умерших от трудового увечья или профессионального заболевания.
5. Ущерб, причиненный народному дружиннику в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, возмещается в полном объеме из средств бюджета г. Москвы с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
6. Органы государственной власти и управления города Москвы и его административно-территориальных единиц могут устанавливать и дополнительные, не предусмотренные настоящим Положением, гарантии социальной защиты народных дружинников.
Статья 28. Обеспечение правового статуса, гарантий правовой и социальной защиты дружинников и ответственность за их несоблюдение
1. Правовой статус и государственные гарантии правовой и социальной защиты, предоставленные народным дружинам действующим законодательством и настоящим Положением, не распространяются на иные предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и формирования, привлекаемые к работе по охране правопорядка, но не входящие в систему народных дружин, а также на работников этих предприятий, учреждений, организаций, членов общественных объединений и формирований и иных граждан, не являющихся народными дружинниками.
2. В случае несоблюдения государственных гарантий правовой и социальной защиты дружинников, виновные в этом должностные лица несут ответственность, установленную Законодательством Российской Федерации.
Раздел VII. Оплата работы народных дружинников. Меры поощрения и взыскания
Статья 29. Оплата работы народных дружинников
1. Народные дружинники выполняют возложенные на них обязанности преимущественно в свободное от основной работы время как на возмездной, так и на безвозмездной основе.