В Российской Федерации на попечении государства находится 17,7 тыс. детей в возрасте до 4-х лет, которые содержатся в 257 домах ребенка системы здравоохранения. Основной контенгент составляют больные дети, неудовлетворительное здоровье которых является ведущим фактором помещения их в интернатные учреждения.
За последние 5 лет отмечается ухудшение состояния здоровья детей, направляемых в дома ребенка. По данным научных исследований в структуре заболеваемости воспитанников превалируют врожденные и перинатальные поражения нервной системы - 80% детей страдают психо-неврологическими заболеваниями, из них 30% имеют тяжелые органические поражения центральной нервной системы и пороки развития (детский церебральный паралич, микроцефалия, синдром Дауна, спинномозговая грыжа и др.). В связи с этим 177 домов ребенка (14 тыс. детей) специализированы для содержания и оказания медико-педагогической помощи детям с данной патологией. Значительный удельный вес занимают заболевания органов дыхания, расстройства питания, врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Выборочные исследования состояния здоровья детей свидетельствуют о более высокой частоте соматических заболеваний среди воспитанников домов ребенка по сравнению с домашними сверстниками, т. к. эти заболевания формируются, как правило, на фоне поражения нервно-психической сферы, а также в условиях длительного пребывания ребенка в коллективе, приводящих к срыву адаптационных возможностей.
За период с 1985 г. в России осуществлена система государственных мер, направленных на укрепление материально-технической базы домов ребенка, совершенствование нормативов обеспечения воспитанников питанием, одеждой, медикаментами, укрепление кадрами специалистов, внедрение современных медико-педагогических технологий, разукрупнение групп и т. д.
Однако эти меры были направлены, в основном, на улучшение условий содержания и воспитания детей и в меньшей степени повлияли на решение проблем восстановления здоровья. Материалы проверок подтверждают, что при организации медицинской помощи не учитывается социальный и биологический анамнез семьи, родителей, близких родственников; для установления диагноза и лечения ребенка не используются возможности ведущих клиник страны, региона, территории; дети крайне редко госпитализируются для проведения углубленного обследования. Вследствие этого поддающиеся воздействию лечебных мероприятий в раннем возрасте и на ранних стадиях заболевания принимают необратимый характер и приводят к инвалидизации детей. Это резко ограничивает возможность возвращения ребенка в семью или передачи его на усыновление.
В связи с изложенным Управлением охраны здоровья матери и ребенка, отделом медицинской статистики, Главным вычислительным центром Минздрава Российской Федерации, Российской медицинской академией последипломного образования создана автоматизированная информационно-справочная система "Дом ребенка" (сертификат N 87 Минздрава Российской Федерации от 30.06.93), позволяющая формировать базу данных о состоянии здоровья детей, решать вопросы управления и слежения за здоровьем воспитанников, своевременно проводить коррегирующие лечебно-восстановительные мероприятия с привлечением при необходимости ведущих специалистов.
В целях совершенствования системы организации и повышения качества медицинской помощи воспитанникам домов ребенка Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить регистрационную карту воспитанника дома ребенка, кодировочный талон состояния здоровья воспитанника, карту выбытия воспитанника из дома ребенка, инструкцию по заполнению регистрационных документов в доме ребенка (приложение 1-4).
2. Руководителям органов управления здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, гг. Санкт-Петербурга и Москвы:
2.1. Ввести в домах ребенка регистрационные документы на воспитанников, представлять информацию в Минздрав в соответствии с инструкцией (приложение 1-4).
2.2. Организовать диагностику состояния здоровья воспитанников домов ребенка в клинических, областных (краевых, республиканских) лечебно-профилактических учреждениях.
2.3. Обеспечить квалифицированную медицинскую помощь каждому ребенку в соответствии с индивидуальными программами оздоровления и реабилитации; в течение 1993-1994 гг. направить в Минздрав Российской Федерации медицинские документы детей, которым невозможно оказать необходимую медицинскую помощь на территории.
2.4. Принять меры по внедрению автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".
3. Главному вычислительному центру (Тимонин В.М.) с 1 января 1994 г. создать Федеральный регистр на воспитанников домов ребенка на базе автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".
4. Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей (Окутин В.М.):
4.1. Организовать отдел автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.
4.2. Создать банк данных о состоянии здоровья детей домов ребенка Российской Федерации.
4.3. Представлять ежегодно к 01.02 в Минздрав анализ состояния здоровья детей.
5. Российской медицинской академии последипломного образования (Гаврюшов В.В.) обеспечить методическое руководство и совместную работу с отделом автоматизированной системы управления и контроля по анализу банка данных о состоянии здоровья детей домов ребенка.
6. Отделу медицинской статистики (Погорелова Э.И.) выделить централизованно Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей до 01.01.94 средства вычислительной техники для оснащения отдела автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.
7. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):
7.1. Обеспечить консультативную и лечебную помощь воспитанникам домов ребенка в профильных лечебно-профилактических учреждениях по медицинским показаниям.
7.2. В течение 1994 г. в установленном порядке пересмотреть положение и рекомендательные нормативы деятельности домов ребенка.
Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Ваганова Н.Н.
Министр | Э.А.Нечаев |
Приложение 1 Регистрационная карта воспитанника дома ребенка
Приложение 1
к приказу Минздрава РФ
от 28 сентября 1993 г. N 227
452 × 82 пикс.   Открыть в новом окне |
655 × 76 пикс.   Открыть в новом окне |
Регистрационная карта воспитанника дома ребенка
Сведения об учреждении | N стро- ки | Фрагмент 1 |
Город | 1 | |
Область | 2 | |
Дом ребенка N | 3 | |
Тип учреждения: физиологический (1), специализированный (2) | 4 | |
Адрес дома ребенка | 5 | |
Дата заполнения карты | 6 | |
Сведения о ребенке | N стр. | Фрагмент 2 |
Фамилия | 1 | |
Имя | 2 | |
Отчество | 3 | |
Национальность | 4 | |
Дата рождения | 5 | |
Пол: мужской (1), женский (2) | 6 | |
Дата поступления в дом ребенка | 7 | |
Юридический статус ребенка: полный сирота (1), неполный сирота (2), юридический отказ по заявлению родителей, (3), подкидыш (4), от родителей, лишенных родительских прав (5), временно находящийся в доме ребенка (6) | 8 | |
Ребенок поступил в дом ребенка из: родильного дома(1), отделения для выхаживания недоношенных(2), соматического стационара (3), инфекционного стационара (4), неврологического стационара (5), другого дома ребенка (6), карантинного распределителя (7), дома (8), милиции (9), подкинут (10), другое* (11) | 9 | |
Причины направления в дом ребенка: тяжелые материальные условия (1), мать в заключении (2), отец в заключении (3), ребенок-инвалид (4), проведение курса реабилитационного лечения (5), мать-одинокая (6), студентка (7), многодетная семья (8), мать находится в стационаре (9), мать в длительной командировке (10), отец - в армии(11), бомж (12), беженцы (13), другое* (14) | 10 | |
Сведения о родителях и других родственниках | N стр | Фрагмент 3 |
Сведения о родителях нет (1), есть (2) | 1 | |
Сведения о матери: Фамилия | 2 | |
Имя | 3 | |
Отчество | 4 | |
Дата рождения | 5 | |
Место рождения | 6 | |
Национальность | 7 | |
Работа, учеба (есть - 1, нет - 2) | 8 | |
Место работы, учебы | 9 | |
Профессия | 10 | |
Сведения об отце: Фамилия | 11 | |
Имя | 12 | |
Отчество | 13 | |
Дата рождения | 14 | |
Место рождения | 15 | |
Национальность | 16 | |
Работа, учеба (есть - 1, нет - 2) | 17 | |
Место работы, учебы | 18 | |
Профессия | 19 | |
Братья: возраст | 20 | |
место нахождения | 21 | |
возраст | 22 | |
место нахождения | 23 | |
возраст | 24 | |
место нахождения | 25 | |
Сестры: возраст | 26 | |
место нахождения | 27 | |
возраст | 28 | |
место нахождения | 29 | |
возраст | 30 | |
место нахождения | 31 | |
Вредные привычки матери: наркомания (1), токсикомания (2), алкоголизм (3), курение (4), другие* (5) | 32 | |
Вредные привычки отца: наркомания (1), токсикомания (2), алкоголизм (3), курение (4), другие* (5) | 33 | |
Анамнез заболеваний родителей | N стр | Фрагмент 4 |
Нет сведений о заболеваниях матери (1), отца(2), отца и матери (3) | 1 | |
Заболевания матери | 2 | |
3 | ||
4 | ||
Заболевания отца | 5 | |
6 | ||
7 | ||
Биологический анамнез | N стр | Фрагмент 5 |
Сведения о биологическом анамнезе: есть (1), нет(2) | 1 | |
Неблагополучие антенатального периода: нет (1), да* (2) | 2 | |
Неблагополучие интранатального периода: нет (1), да* (2) | 3 | |
Оценка по шкале АПГАР в баллах | 4 | |
Гестационный возраст | 5 | |
Вес при рождении | 6 | |
Длина при рождении | 7 | |
Заболевания периода новорожденности есть (1), нет (2) | 8 | |
Заболевания периода новорожденности | 9 | |
10 | ||
11 | ||
Перенесенные заболевания с момента рождения до момента заполнения карты (включая все острые заболевания) шифр по МКБ-1Х | N стро- ки | Фрагмент 6 |
Первый год жизни | 1 | |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
Второй год жизни | 7 | |
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
Третий год жизни | 13 | |
14 | ||
15 | ||
16 | ||
17 | ||
18 | ||
Четвертый год жизни | 19 | |
20 | ||
21 | ||
22 | ||
23 | ||
24 | ||
Профилактические прививки | N стр | Фрагмент 7 |
БЦЖ: есть (проставить дату), нет (1) | 1 | |
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ) | 2 | |
Срок отвода прививки в неделях | 3 | |
Полиомиелит: есть (проставить дату), нет (1) | 4 | |
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ) | 5 | |
Срок отвода прививки в неделях | 6 | |
Коклюш, дифтерия, столбняк: есть (проставить дату), нет (1) | 7 | |
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ) | 8 | |
Срок отвода прививки в неделях | 9 | |
Паротит: есть (проставить дату), нет (1) | 10 | |
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ) | 11 | |
Срок отвода прививки в неделях | 12 | |
Корь: есть (проставить дату), нет (1) | 13 | |
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ) | 14 | |
Срок отвода прививки в неделях | 15 |
"_______"________________ 199 __ г. ___________________________
Подпись главного врача
______________________________________________
Фамилия, телефон исполнителя
Приложение 2 Кодировочный талон состояния здоровья воспитанника дома ребенка
Приложение 2
к приказу Минздрава РФ
от 28 сентября 1993 г. N 227
652 × 193 пикс.   Открыть в новом окне |
Кодировочный талон состояния здоровья воспитанника дома ребенка
Сведения о ребенке | N стр. | Фрагмент 1 |
Фамилия | 1 | |
Имя | 2 | |
Отчество | 3 | |
Национальность | 4 | |
Дата рождения | 5 | |
Пол: мужской (1), женский (2) | 6 | |
Дата поступления в дом ребенка | 7 | |
Антропометрические данные | N стро- ки | Фрагмент 2 |
Рост | 1 | |
Вес | 2 | |
Окружность головы | 3 | |
Окружность грудной клетки | 4 | |
Размер большого родничка | 5 | |
Зубная формула | 6 | |
7 | ||
8 | ||
9 | ||
Физическое развитие | N стр. | Фрагмент 3 |
Развитие нормальное (1), развитие с отклонением(2), оценке не подлежит (3) | 1 | |
Отклонения в физическом развитии из-за: высокой длинны тела (1), низкой длины тела (2), дефицита массы (3), избыточной массы (4) | 2 | |
Стигмы эмбриогенеза | N стр | Фрагмент 4 |
Форма черепа: брахицефалия - увеличение поперечного диаметра черепа с уплощенным лицом (1), долихоцефалия - башенный череп (2), другие*(3) | 1 | |
Пороки развития глаза: анофтальм - полное отсутствие одного или обоих глазных яблок (1), криптофтальм - отсутствие глазной щели, век, недоразвитие глазного яблока (2), эпикант - вертикальная полулунная кожная складка, спускающаяся с верхнего века у внутреннего края глаза (3), птоз (4), гипертелоризм - широко расставленные глаза (5), гипотелоризм - узко расставленные глаза (6), монголоидный разрез глаз - приподнятые латеральные углы глазных щелей (7), другие* (8) | 2 | |
Аномалии строения носо-губной области и рта: переносица запавшая (1), выступающая (2), широкая (3), колобома крыльев носа - поперечная щель свободного края крыла носа (4); средняя, одно-двусторонняя полная или частичная расщелина верхней губы (5); расщелина неба полная (6), неполная (7), односторонняя (8), двусторонняя(9), другие* (10) | 3 | |
Аномалии строения органов слуха: гипоплазия отдельных структур раковины уха (1), гиперплазия отдельных структур раковины уха (2), другие деформации раковины уха* (3), отсутствуют (4) | 4 | |
Аномалии развития моче-половой системы: эписпадия - верхняя расщелина уретры с различным смещением наружного отверстия (1), гипоспадия - нижняя расщелина уретры с различным смещением наружного отверстия (2), крипторхизм - отсутствие одного или обоих яичек в мошенке (3), другие аномалии развития уретры* (4), атрезия влагалища (5), другие аномалии строения влагалища* (6) | 5 | |
Деформации грудной клетки: сколиоз (1), кифоз(2), кифосколиоз (3) | 6 | |
Аномалии развития конечностей: фокомелия - отсутствие отдела или всей конечности (1), брахимелия - укорочение конечности (2), брахидактелия - укорочение пальцев кисти (3), синдактилия - сращение пальцев кисти (4), полидактилия - увеличение числа пальцев кисти (5), другие аномалии развития кисти* (6); плоскостопие (7), косолапость (8), полидактилия- увеличение числа пальцев стопы (9), другие аномалии развития стопы* (10) | 7 | |
Другие множественные пороки развития: есть* (1), нет (2) | 8 | |
Физиологический статус | N стр | Фрагмент 5 |
Поведение: без отклонений (1), с отклонениями (2) | 1 | |
Эмоциональное состояние: отрицательное (1), мало эмоциональное (2), неустойчивое (3), нормальное(4) | 2 | |
Засыпание: быстрое (1), медленное (2), неспокойное (3), нормальное (4) | 3 | |
Сон: глубокий (1), неглубокий (2), прерывистый (3) | 4 | |
Аппетит: хороший (1), плохой (2), повышенный (3), избирательный (4), отказ от пищи (5) | 5 | |
Энурез: постоянно (1), ситуативно (2), дневной (3), ночной (4), нет (5) | 6 | |
Энкопрез: постоянно (1), ситуативно (2), дневной(3), ночной (4), нет (5) | 7 | |
Индивидуальные особенности: страхи (1), навязчивые действия (2), автоматизмы (3), отрицательные привычки (4), другие* (5), нет (6) | 8 | |
Характер бодрствования: активный (1), пассивный(2), неустойчивый (3) | 9 | |
Взаимоотношения со взрослыми: неконтактен (1), только ответные (2), негативные (3), навязчивые(4), контактен (5) | 10 | |
Взаимоотношения с детьми: неконтактен (1), только ответные (2), груб (3), жесток (4), контактен (5) | 11 | |
Другие особенности личности: жесток с животными(1), некритичен к своим поступкам (2), другие* (3) | 12 | |
Нервно-психическое развитие | N стр | Фрагмент 6 |
Зрительный анализатор: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 1 | |
Сенсорное развитие: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 2 | |
Слуховой анализатор: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 3 | |
Эмоции и поведение: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 4 | |
Действие с предметами: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 5 | |
Игра: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 6 | |
Движения общие: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков(1, 2, 3, 4, 5, более) | 7 | |
Понимание речи: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков(1, 2, 3, 4, 5, более) | 8 | |
Активная речь: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков(1, 2, 3, 4, 5, более) | 9 | |
Изобразительная деятельность: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 10 | |
Конструктивная деятельность: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 11 | |
Мышление: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 12 | |
Внимание: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 13 | |
Память: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) | 14 | |
Результаты профилактического осмотра и исследования | N стро- ки | Фрагмент 7 |
Осмотр хирурга (диагноз по МКБ) | 1 | |
Осмотр ортопеда (диагноз по МКБ) | 2 | |
Осмотр невропатолога (диагноз по МКБ) | 3 | |
Осмотр психиатра (диагноз по МКБ) | 4 | |
Осмотр офтальмолога (диагноз по МКБ) | 5 | |
Осмотр отолоринголога (диагноз по МКБ) | 6 | |
Осмотр стоматолога (диагноз по МКБ) | 7 | |
Осмотр логопеда (диагноз по МКБ) | 8 | |
Проведенное обследование и лечение | N стр | Фрагмент 8 |
Обследование не проводилось (1), лечение не проводилось (2) | 1 | |
Проведено обследование по диагнозу заболевания(указать шифр по МКБ) | 2 | |
3 | ||
4 | ||
5 | ||
Проведено лечение: консервативное (1), профилактическое (2), хирургическое (3) Диагноз заболевания по МКБ-1Х | 6 | |
7 | ||
8 | ||
9 | ||
Заключение о состоянии здоровья ребенка на момент заполнения карты | N стро- ки | Фрагмент 9 |
Физическое развитие: соответствует норме (1), не соответствует (2) | 1 | |
Нервно-психическое развитие: соответствует норме(1), не соответствует (2) | 2 | |
Поведение: соответствует норме (1), не соответствует (2) | 3 | |
Диагнозы по МКБ | 4 | |
5 | ||
6 | ||
7 | ||
Группа здоровья (указать цифрой) | 8 |
"_______"________________ 199 __ г. ___________________________
Подпись главного врача
______________________________________________
Фамилия исполнителя, телефон