Приказ от 28.09.1993 N 227 "О совершенствовании системы организации медицинской помощи воспитанникам домов ребенка Российской Федерации"

В Российской Федерации на попечении государства находится 17,7 тыс. детей в возрасте до 4-х лет, которые содержатся в 257 домах ребенка системы здравоохранения. Основной контенгент составляют больные дети, неудовлетворительное здоровье которых является ведущим фактором помещения их в интернатные учреждения.
За последние 5 лет отмечается ухудшение состояния здоровья детей, направляемых в дома ребенка. По данным научных исследований в структуре заболеваемости воспитанников превалируют врожденные и перинатальные поражения нервной системы - 80% детей страдают психо-неврологическими заболеваниями, из них 30% имеют тяжелые органические поражения центральной нервной системы и пороки развития (детский церебральный паралич, микроцефалия, синдром Дауна, спинномозговая грыжа и др.). В связи с этим 177 домов ребенка (14 тыс. детей) специализированы для содержания и оказания медико-педагогической помощи детям с данной патологией. Значительный удельный вес занимают заболевания органов дыхания, расстройства питания, врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Выборочные исследования состояния здоровья детей свидетельствуют о более высокой частоте соматических заболеваний среди воспитанников домов ребенка по сравнению с домашними сверстниками, т. к. эти заболевания формируются, как правило, на фоне поражения нервно-психической сферы, а также в условиях длительного пребывания ребенка в коллективе, приводящих к срыву адаптационных возможностей.
За период с 1985 г. в России осуществлена система государственных мер, направленных на укрепление материально-технической базы домов ребенка, совершенствование нормативов обеспечения воспитанников питанием, одеждой, медикаментами, укрепление кадрами специалистов, внедрение современных медико-педагогических технологий, разукрупнение групп и т. д.
Однако эти меры были направлены, в основном, на улучшение условий содержания и воспитания детей и в меньшей степени повлияли на решение проблем восстановления здоровья. Материалы проверок подтверждают, что при организации медицинской помощи не учитывается социальный и биологический анамнез семьи, родителей, близких родственников; для установления диагноза и лечения ребенка не используются возможности ведущих клиник страны, региона, территории; дети крайне редко госпитализируются для проведения углубленного обследования. Вследствие этого поддающиеся воздействию лечебных мероприятий в раннем возрасте и на ранних стадиях заболевания принимают необратимый характер и приводят к инвалидизации детей. Это резко ограничивает возможность возвращения ребенка в семью или передачи его на усыновление.
В связи с изложенным Управлением охраны здоровья матери и ребенка, отделом медицинской статистики, Главным вычислительным центром Минздрава Российской Федерации, Российской медицинской академией последипломного образования создана автоматизированная информационно-справочная система "Дом ребенка" (сертификат N 87 Минздрава Российской Федерации от 30.06.93), позволяющая формировать базу данных о состоянии здоровья детей, решать вопросы управления и слежения за здоровьем воспитанников, своевременно проводить коррегирующие лечебно-восстановительные мероприятия с привлечением при необходимости ведущих специалистов.
В целях совершенствования системы организации и повышения качества медицинской помощи воспитанникам домов ребенка Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить регистрационную карту воспитанника дома ребенка, кодировочный талон состояния здоровья воспитанника, карту выбытия воспитанника из дома ребенка, инструкцию по заполнению регистрационных документов в доме ребенка (приложение 1-4).
2. Руководителям органов управления здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, гг. Санкт-Петербурга и Москвы:
2.1. Ввести в домах ребенка регистрационные документы на воспитанников, представлять информацию в Минздрав в соответствии с инструкцией (приложение 1-4).
2.2. Организовать диагностику состояния здоровья воспитанников домов ребенка в клинических, областных (краевых, республиканских) лечебно-профилактических учреждениях.
2.3. Обеспечить квалифицированную медицинскую помощь каждому ребенку в соответствии с индивидуальными программами оздоровления и реабилитации; в течение 1993-1994 гг. направить в Минздрав Российской Федерации медицинские документы детей, которым невозможно оказать необходимую медицинскую помощь на территории.
2.4. Принять меры по внедрению автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".
3. Главному вычислительному центру (Тимонин В.М.) с 1 января 1994 г. создать Федеральный регистр на воспитанников домов ребенка на базе автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".
4. Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей (Окутин В.М.):
4.1. Организовать отдел автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.
4.2. Создать банк данных о состоянии здоровья детей домов ребенка Российской Федерации.
4.3. Представлять ежегодно к 01.02 в Минздрав анализ состояния здоровья детей.
5. Российской медицинской академии последипломного образования (Гаврюшов В.В.) обеспечить методическое руководство и совместную работу с отделом автоматизированной системы управления и контроля по анализу банка данных о состоянии здоровья детей домов ребенка.
6. Отделу медицинской статистики (Погорелова Э.И.) выделить централизованно Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей до 01.01.94 средства вычислительной техники для оснащения отдела автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.
7. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):
7.1. Обеспечить консультативную и лечебную помощь воспитанникам домов ребенка в профильных лечебно-профилактических учреждениях по медицинским показаниям.
7.2. В течение 1994 г. в установленном порядке пересмотреть положение и рекомендательные нормативы деятельности домов ребенка.
Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Ваганова Н.Н.
Министр
Э.А.Нечаев

Приложение 1 Регистрационная карта воспитанника дома ребенка

Приложение 1
к приказу Минздрава РФ
от 28 сентября 1993 г. N 227
452 × 82 пикс.     Открыть в новом окне
655 × 76 пикс.     Открыть в новом окне
Регистрационная карта воспитанника дома ребенка
Сведения об учрежденииN стро- киФрагмент 1
Город1
Область 2
Дом ребенка N3
Тип учреждения: физиологический (1), специализированный (2)4
Адрес дома ребенка 5
Дата заполнения карты 6
Сведения о ребенкеN стр.Фрагмент 2
Фамилия1
Имя2
Отчество3
Национальность4
Дата рождения5
Пол: мужской (1), женский (2)6
Дата поступления в дом ребенка 7
Юридический статус ребенка: полный сирота (1), неполный сирота (2), юридический отказ по заявлению родителей, (3), подкидыш (4), от родителей, лишенных родительских прав (5), временно находящийся в доме ребенка (6)8
Ребенок поступил в дом ребенка из: родильного дома(1), отделения для выхаживания недоношенных(2), соматического стационара (3), инфекционного стационара (4), неврологического стационара (5), другого дома ребенка (6), карантинного распределителя (7), дома (8), милиции (9), подкинут (10), другое* (11)9
Причины направления в дом ребенка: тяжелые материальные условия (1), мать в заключении (2), отец в заключении (3), ребенок-инвалид (4), проведение курса реабилитационного лечения (5), мать-одинокая (6), студентка (7), многодетная семья (8), мать находится в стационаре (9), мать в длительной командировке (10), отец - в армии(11), бомж (12), беженцы (13), другое* (14)10
Сведения о родителях и других родственниках N стрФрагмент 3
Сведения о родителях нет (1), есть (2)1
Сведения о матери:
Фамилия
2
Имя3
Отчество4
Дата рождения 5
Место рождения 6
Национальность7
Работа, учеба (есть - 1, нет - 2)8
Место работы, учебы 9
Профессия 10
Сведения об отце:
Фамилия
11
Имя12
Отчество13
Дата рождения14
Место рождения 15
Национальность16
Работа, учеба (есть - 1, нет - 2)17
Место работы, учебы18
Профессия19
Братья: возраст20
место нахождения 21
возраст22
место нахождения 23
возраст24
место нахождения25
Сестры: возраст26
место нахождения 27
возраст28
место нахождения 29
возраст30
место нахождения31
Вредные привычки матери: наркомания (1), токсикомания (2), алкоголизм (3), курение (4), другие* (5)32
Вредные привычки отца: наркомания (1), токсикомания (2), алкоголизм (3), курение (4), другие* (5)33
Анамнез заболеваний родителейN стрФрагмент 4
Нет сведений о заболеваниях матери (1), отца(2), отца и матери (3)1
Заболевания матери
2
3
4
Заболевания отца
5
6
7
Биологический анамнезN стрФрагмент 5
Сведения о биологическом анамнезе: есть (1), нет(2) 1
Неблагополучие антенатального периода: нет (1), да* (2)2
Неблагополучие интранатального периода: нет (1), да* (2)3
Оценка по шкале АПГАР в баллах 4
Гестационный возраст5
Вес при рождении6
Длина при рождении7
Заболевания периода новорожденности есть (1), нет (2)8
Заболевания периода новорожденности
9
10
11
Перенесенные заболевания с момента рождения до момента заполнения карты (включая все острые заболевания) шифр по МКБ-1ХN стро- киФрагмент 6
Первый год жизни
1
2
3
4
5
6
Второй год жизни
7
8
9
10
11
12
Третий год жизни
13
14
15
16
17
18
Четвертый год жизни
19
20
21
22
23
24
Профилактические прививкиN стрФрагмент 7
БЦЖ: есть (проставить дату), нет (1)1
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)2
Срок отвода прививки в неделях3
Полиомиелит: есть (проставить дату), нет (1)4
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)5
Срок отвода прививки в неделях6
Коклюш, дифтерия, столбняк: есть (проставить дату), нет (1)7
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)8
Срок отвода прививки в неделях9
Паротит: есть (проставить дату), нет (1)10
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)11
Срок отвода прививки в неделях 12
Корь: есть (проставить дату), нет (1) 13
Причина медицинского отвода прививки (по МКБ)14
Срок отвода прививки в неделях15
"_______"________________ 199 __ г. ___________________________
Подпись главного врача
______________________________________________
Фамилия, телефон исполнителя

Приложение 2 Кодировочный талон состояния здоровья воспитанника дома ребенка

Приложение 2
к приказу Минздрава РФ
от 28 сентября 1993 г. N 227
652 × 193 пикс.     Открыть в новом окне
Кодировочный талон состояния здоровья воспитанника дома ребенка
Сведения о ребенкеN стр. Фрагмент 1
Фамилия1
Имя2
Отчество 3
Национальность4
Дата рождения5
Пол: мужской (1), женский (2)6
Дата поступления в дом ребенка7
Антропометрические данныеN стро- киФрагмент 2
Рост1
Вес 2
Окружность головы 3
Окружность грудной клетки 4
Размер большого родничка5
Зубная формула
6
7
8
9
Физическое развитиеN стр.Фрагмент 3
Развитие нормальное (1), развитие с отклонением(2), оценке не подлежит (3)1
Отклонения в физическом развитии из-за: высокой длинны тела (1), низкой длины тела (2), дефицита массы (3), избыточной массы (4)2
Стигмы эмбриогенезаN стрФрагмент 4
Форма черепа: брахицефалия - увеличение поперечного диаметра черепа с уплощенным лицом (1), долихоцефалия - башенный череп (2), другие*(3)1
Пороки развития глаза: анофтальм - полное отсутствие одного или обоих глазных яблок (1), криптофтальм - отсутствие глазной щели, век, недоразвитие глазного яблока (2), эпикант - вертикальная полулунная кожная складка, спускающаяся с верхнего века у внутреннего края глаза (3), птоз (4), гипертелоризм - широко расставленные глаза (5), гипотелоризм - узко расставленные глаза (6), монголоидный разрез глаз - приподнятые латеральные углы глазных щелей (7), другие* (8)2
Аномалии строения носо-губной области и рта: переносица запавшая (1), выступающая (2), широкая (3), колобома крыльев носа - поперечная щель свободного края крыла носа (4); средняя, одно-двусторонняя полная или частичная расщелина верхней губы (5); расщелина неба полная (6), неполная (7), односторонняя (8), двусторонняя(9), другие* (10)3
Аномалии строения органов слуха: гипоплазия отдельных структур раковины уха (1), гиперплазия отдельных структур раковины уха (2), другие деформации раковины уха* (3), отсутствуют (4)4
Аномалии развития моче-половой системы: эписпадия - верхняя расщелина уретры с различным смещением наружного отверстия (1), гипоспадия - нижняя расщелина уретры с различным смещением наружного отверстия (2), крипторхизм - отсутствие одного или обоих яичек в мошенке (3), другие аномалии развития уретры* (4), атрезия влагалища (5), другие аномалии строения влагалища* (6) 5
Деформации грудной клетки: сколиоз (1), кифоз(2), кифосколиоз (3)6
Аномалии развития конечностей: фокомелия - отсутствие отдела или всей конечности (1), брахимелия - укорочение конечности (2), брахидактелия - укорочение пальцев кисти (3), синдактилия - сращение пальцев кисти (4), полидактилия - увеличение числа пальцев кисти (5), другие аномалии развития кисти* (6); плоскостопие (7), косолапость (8), полидактилия- увеличение числа пальцев стопы (9), другие аномалии развития стопы* (10) 7
Другие множественные пороки развития: есть* (1), нет (2)8
Физиологический статус N стрФрагмент 5
Поведение: без отклонений (1), с отклонениями (2)1
Эмоциональное состояние: отрицательное (1), мало эмоциональное (2), неустойчивое (3), нормальное(4)2
Засыпание: быстрое (1), медленное (2), неспокойное (3), нормальное (4)3
Сон: глубокий (1), неглубокий (2), прерывистый (3) 4
Аппетит: хороший (1), плохой (2), повышенный (3), избирательный (4), отказ от пищи (5)5
Энурез: постоянно (1), ситуативно (2), дневной (3), ночной (4), нет (5)6
Энкопрез: постоянно (1), ситуативно (2), дневной(3), ночной (4), нет (5)7
Индивидуальные особенности: страхи (1), навязчивые действия (2), автоматизмы (3), отрицательные привычки (4), другие* (5), нет (6)8
Характер бодрствования: активный (1), пассивный(2), неустойчивый (3)9
Взаимоотношения со взрослыми: неконтактен (1), только ответные (2), негативные (3), навязчивые(4), контактен (5)10
Взаимоотношения с детьми: неконтактен (1), только ответные (2), груб (3), жесток (4), контактен (5)11
Другие особенности личности: жесток с животными(1), некритичен к своим поступкам (2), другие* (3)12
Нервно-психическое развитиеN стрФрагмент 6
Зрительный анализатор: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)1
Сенсорное развитие: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) 2
Слуховой анализатор: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)3
Эмоции и поведение: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)4
Действие с предметами: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)5
Игра: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)6
Движения общие: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков(1, 2, 3, 4, 5, более)7
Понимание речи: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков(1, 2, 3, 4, 5, более)8
Активная речь: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков(1, 2, 3, 4, 5, более) 9
Изобразительная деятельность: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)10
Конструктивная деятельность: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) 11
Мышление: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)12
Внимание: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)13
Память: соответствует возрасту (0), отстает - указать на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, 4, 5, более)14
Результаты профилактического осмотра и исследования N стро- киФрагмент 7
Осмотр хирурга (диагноз по МКБ)1
Осмотр ортопеда (диагноз по МКБ) 2
Осмотр невропатолога (диагноз по МКБ) 3
Осмотр психиатра (диагноз по МКБ) 4
Осмотр офтальмолога (диагноз по МКБ)5
Осмотр отолоринголога (диагноз по МКБ)6
Осмотр стоматолога (диагноз по МКБ)7
Осмотр логопеда (диагноз по МКБ)8
Проведенное обследование и лечениеN стрФрагмент 8
Обследование не проводилось (1), лечение не проводилось (2)1
Проведено обследование по диагнозу заболевания(указать шифр по МКБ)
2
3
4
5
Проведено лечение: консервативное (1), профилактическое (2), хирургическое (3) Диагноз заболевания по МКБ-1Х
6
7
8
9
Заключение о состоянии здоровья ребенка на момент заполнения карты N стро- ки Фрагмент 9
Физическое развитие: соответствует норме (1), не соответствует (2)1
Нервно-психическое развитие: соответствует норме(1), не соответствует (2)2
Поведение: соответствует норме (1), не соответствует (2)3
Диагнозы по МКБ
4
5
6
7
Группа здоровья (указать цифрой)8
"_______"________________ 199 __ г. ___________________________
Подпись главного врача
______________________________________________
Фамилия исполнителя, телефон

Приложение 3 Карта выбытия воспитанника дома ребенка