Приказ от 28.09.1993 N 227 "О совершенствовании системы организации медицинской помощи воспитанникам домов ребенка Российской Федерации" стр. 3

Количественная оценка развития детей

Группы развития
I
II
III
IV
V Развитие, характеризующее пограничное состояние нормы с патологией и патологию
1. Опережение:
Отставание
Отставание
Отставание
Отставание
а) на 2 эпи- кризных срока - высокое развитие
на 1 эпи- кризный срок
на 2 эпикри- зных срока
на 3 эпикри- зный срока
на 4-5 эпи- кризных сро- ков
б) на 1 эпи- кризный срок - ускоренное разви- тие
1.1-я сте- пень 1/4-1/3 показателей
1.1-я сте- пень 1/4-1/3 показателей
1.1-я сте- пень 1/4-1/3 показателей
1.1-я сте- пень 1/4-1/3 показателей
2-я степень- по 1/2 по- казателей
2-я степень- по 1/2 по- казателей
2-я степень - по 1/2 по- казателей
2-я степень - по 1/2 по- казателей
3-я степень- по 3/4 или по всем по- казателям
3-я степень- по 3/4 или по всем по- казателям
3-я степень- по 3/4 или по всем по- казателям
3-я степень- по 3/4 или по всем по- казателям
2. Опережение: негармоничное, верхнегармонич- ное развитие (на разное количество эпикризных сро- ков)
2. Негармо- ничное раз- витие, ати- ничное - часть пока- зателей вы- ше, часть ниже нормы
2.а)Негармо- ничное раз- витие, ати- ничное - часть пока- зателей вы- ше, часть ниже нормы
2. Нижне- гармоничное развитие - отставание по всем или части пока- зателей на разные сро- ки
2. Нижне- гармоничное развитие - отставание по всем или части пока- зателей на разные сро- ки
б) Нижне- гармоничное развитие - отставание по всем или части пока- зателей на разные сро- ки
3. Нормальное развитие

Контроль за динамикой нервно-психического развития

Контроль за нервно-психическим развитием детей осуществляется по принятым в нашей стране стандартам (показателям), разработанным на кафедре физиологии развития и воспитания детей ЦОЛИУВ. Показатели развития отражают последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе.
Для детей раннего возраста характерны очень быстрый темп и неравномерность, скачкообразность развития. Это приводит к необходимости выделить возрастные периоды, а в каждом из них определить линии развития, формирующиеся впервые, наиболее быстро влияющие на последующее развитие ребенка; именно эти линии должны быть под контролем прежде всего.
Такими значимыми линиями развития в первые три месяца являются зрительные слуховые и эмоциональные реакции; к 5-6 месяцам - движения руки; во втором полугодии - общие движения, действия с предметами и понимание речи; на 2-ом году жизни - это движения, игра и действия с предметами, понимание речи. На 3-ем году жизни все линии развития приобретают одинаковую значимость (приложение - показатели нервно-психического развития детей).
Контроль за нервно-психическим развитием детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, на 2 году - один раз в квартал, на 3 году - один раз в полугодие. Оценку нервно-психического развития приводят в эпикризные сроки или близкие ко дню рождения ребенка (2-3 дня на 1 году жизни, 5 дней - на 2 и 3 году жизни).
На 1 году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений с отклонениями от сроков в пределах 15 дней. Умения, сформированные на 16 дней и более раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение умениями с задержкой по одному или нескольким показателям на 1 месяце (т. е. ниже допустимой степени отклонений) свидетельствует о замедлении темпов развития. Оно может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Отставание ребенка в развитии больше чем на 2 месяца свидетельствует о неблагополучии и требует консультации специалиста (психиатра, невропатолога, психолога и т. д.) для определения причин отставания и своевременной коррекции.
На 2 году жизни нормальным считается развитие, при котором умения формулируются в пределах 3 месяцев. Раннее развитие - это овладение умениями на один квартал (и более) раньше срока. Позднее развитие - овладение умениями по одному или нескольким показателям после срока, принятого за средний, 3 месяца, позже - замедление темпов развития, позже на 6 месяцев - отставание в развитии, на 3 квартала и больше - значительное, глубокое отставание.
На 3 году жизни нормальным развитием принято считать такое, при котором формирование умений происходит в пределах одного полугодия; раннее развитие предполагает овладение умениями на одно полугодие и больше раньше срока; при позднем развитии ребенок овладевает умениями значительно позже срока, принятого за норму; если задержка развития равна 6 месяцам, у ребенка отставание в развитии, если умения формируются позже на один год и более - значительное или глубокое отставание.
Выделяются пять групп развития. В 1 группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы. Во 2-5 группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные сроки (т.е. на 1 году жизни - на 1, 2 или более месяцев, на 2 году - на 1, 2, 3 и более кварталов, на 3 году жизни - на 1 полугодие, год и больше.
1