для новых месторождений материалы предварительных согласований с землепользователями, для действующих карьеров или отходов горнодобывающих и перерабатывающих предприятий - с администрацией.
2.44. На основании собранных материалов с учетом результатов работы трассировочной дорожной и геологической партий варианты проложения трассы дороги следует рассматривать с участием главного инженера проекта, главного геолога экспедиции и автора проекта организации строительства (ПОС). На основании технико-экономического сравнения выбирают оптимальный вариант проложения трассы и определяют перечень тяготеющих к выбранному варианту месторождений и карьеров, материалы из которых могут быть использованы при строительстве дороги. При этом уточняют потребности в запасах и необходимость в дополнительных поисково-разведочных работах на выбранном варианте трассы.
Детальная разведка месторождений на выбранном варианте трассы
2.45. Маршрутные поисково-разведочные работы вдоль выбранного варианта трассы необходимо проводить лишь при необходимости изысканий новых месторождений с целью выявить грунты для земляного полотна и материалы для дорожной одежды и укрепительных работ.
Конкретные задачи дополнительных поисковых работ формулируются в задании главного геолога экспедиции.
2.46. Детальная разведка месторождений на выбранном варианте трассы имеет своей целью окончательно решить все вопросы обеспечения строительства грунтом для земляного полотна и материалами для дорожной одежды и укрепительных работ.
Детальную разведку следует производить только после предварительного согласования вопроса об отводе земель.
2.47. Месторождения строительных песков и материалов для сооружения дорожной одежды разведывают и опробуют с детальностью, отвечающей категории B. Применительно к требованиям дорожного строительства к этой категории могут быть отнесены, запасы при соблюдении действующих норм разведки:
густота разведочной сети соответствует требованиям;
по данным разведочных выработок и ВЭЗ детально выявлены элементы залегания полезной толщи;
определены границы кровли и подошвы или возможная глубина разработки, а также состав и мощность вскрышных пород;
выявлено наличие в полезной толще разнородных по составу, крупности и механическим характеристикам линз и прослоев некондиционных пород, характер их распространения и объем в общей массе полезной толщи;
качество материалов изучено по пробам, отобранным из выработок в количестве, обеспечивающем гарантированную характеристику материалов по всем требуемым показателям;
топогеодезическая съемка месторождений выполнена в масштабе не менее 1:2000;
при наличии разнородных слоев каждый слой охарактеризован в отдельности;
при необходимости рассчитаны осредненный зерновой состав и выход кондиционного материала;
объем вскрышных пород и запасы полезной толщи подсчитаны в контуре, ограниченном периферийными выработками разведочной сети с учетом последующей рекультивации;
условия разработки месторождения выяснены достаточно подробно, что обеспечивает разработку проекта горных работ и рекультивации карьера;
гидрологические условия месторождения выяснены с детальностью, обеспечивающей их влияние на условия разработки месторождения;
подъезды к проектируемой дороге протрассированы и обследованы, что позволяет предусмотреть в проекте меры по их улучшению и устройству дополнительных инженерных сооружений;
суммарный запас месторождений полностью обеспечивает потребности строительства и превышает заявленную потребность не менее чем в 1,2 раза с учетом потерь запасов при рекультивации.
2.48. Месторождения грунтов, предназначенных для сооружения земляного полотна, разведывают с детальностью, обеспечивающей отнесение запасов к категории C. К этой категории могут быть отнесены запасы при соблюдении действующих норм разведки:
контуры месторождений полностью покрыты сетью разведочных выработок, размещенных согласно требованиям п. 2.50-2.53;
на участке месторождения выполнена топогеодезическая съемка в масштабе не менее 1:2000;
условия залегания полезной толщи и вскрышных пород установлены по данным разведочного бурения;
грунтовые воды изучены с детальностью, полностью обеспечивающей прогноз их влияния на разработку месторождения;
подсчет запасов проведен в контуре, ограниченном сетью разведочных выработок на глубину, ограниченную глубиной бурения или горизонтом грунтовых вод;
подъезд к автомобильной дороге протрассирован в натуре или по крупномасштабной карте;
грунты месторождения опробованы;
качество материала установлено в соответствии со СНиП 2.05.02-85.
2.49. Количество разведанных месторождений вдоль трассы автомобильной дороги должно обеспечивать минимальное расстояние грузоперевозок.
Суммарные запасы всех месторождений грунта на проектируемом участке дороги должны превышать заявленную потребность в 1,5 раза, что позволит проектировщикам наиболее оптимально разместить земляные объемы по трассе.
2.50. Топографическую инструментальную съемку месторождений в поисках грунтов для земляного полотна следует производить в масштабе 1:2000-1:5000, дренирующих грунтов и материалов для дорожной одежды - в масштабе от 1:1000 до 1:2000 (в зависимости от размеров контура месторождения и сложности рельефа местности). Месторождения привязывают к пикетажу трассы в точках примыкания к ней подъездных путей. В том же масштабе снимают прилегающие участки, намечаемые для размещения механизмов, отвалов вскрышных пород и складов готовой продукции, строительства временных сооружений, а также для выезда из карьера и въезда в него. Площади под вышеупомянутый объект вне контура разведанного месторождения следует предварительно согласовывать с землепользователями.
2.51. При детальной разведке месторождений песка и гравия, а также скальных и крупнообломочных пород для дорожной одежды следует руководствоваться данными, приведенными в табл. 2.
Таблица 2
┌───────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ Тип месторождения по │ Среднее расстояние, м, между │
│ табл. 1 ├───────────┬─────────┬─────────────┬───────────┤
│ │разведочны-│ точками │разведочными │выработками│
│ │ми линиями │ ВЭЗ │ линиями │ │
│ │ точек ВЭЗ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────────┼───────────┤
│а. Рыхлые осадочные│ │ │ │ │
│породы: │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────────┼───────────┤
│ 1а │ 100 │ 100 │ 100-200 │ 100 │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────────┼───────────┤
│ 2а │ 50 │ 50 │ 100-250 │ 50-100 │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────────┼───────────┤
│ 3а │ 50 │ 25 │ 50-100 │ 25-50 │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────────┼───────────┤
│б. Скальные и крупно│ │ │ │ │
│обломочные породы: │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────┴─────────┼─────────────┴───────────┤
│ 1б │ До 10 точек │ 5 выработок (конвертом) │
├───────────────────────┼───────────┬─────────┼─────────────┬───────────┤
│ 2б │ 100 │ 50 │ 100 │ 50 │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────────┼───────────┤
│ 3б │ 50 │ 50 │ 50 │ 25-50 │
└───────────────────────┴───────────┴─────────┴─────────────┴───────────┘
2.52. Поскольку сеть геофизических точек (электрозондирование и сейсмика) позволяет исследовать в основном лишь формы залегания полезной толщи и вскрышных пород, ее следует рассматривать как вспомогательный метод обследования месторождений. Основным методом является вскрытие и проходка на всю мощность полезной толщи разведочными выработками, что позволит оценить месторождение не только с количественной, но и с качественной стороны.
2.53. При размещении сети выработок следует учитывать размеры месторождения и полезной толщи. Допускается разрежать разведочную сеть при больших площадях разведки и однородности полезных ископаемых и, наоборот, сгущать - при малой площади месторождения, особенно в условиях нехватки требуемого для строительства материала. При этом особенно плотно следует размещать выработки по контуру месторождения, где проходят границы исследуемого геологического образования.
При неоднородном составе пород полезной толщи количество выработок внутри контура может быть увеличено по усмотрению геолога-производителя работ.
2.54. Разведку следует вести до подошвы полезной толщи или до глубины, обеспечивающей возможность разработки карьера. В скальных породах, где разработка осуществляется взрывным способом, глубина бурения определяется, в основном, размерами будущего открытого карьера, с тем чтобы обеспечить безопасность работ и размещение по контурам полок для погрузки и вывоза материала.
При достаточно большой площади месторождений глубина бурения и соответственно расчетная мощность полезной толщи определяются положением уровня грунтовых вод с учетом прогнозируемого на период разработки.
2.55. В песчаных аллювиальных месторождениях, подлежащих разработке способом гидромеханизации, мощность полезной толщи определяется техническими возможностями земснаряда. Глубина разведочных скважин принимается равной 15 м от низшего уровня воды в водоеме. При разведке песчаных месторождений в водоемах, где вопрос об отводе земель обычно не имеет большого значения, следует еще на стадии поисков выделять участки с минимальным содержанием прослоев глинистых грунтов. Суммарная мощность пластов глинистых грунтов в пределах разведываемых 15 м от горизонта воды по возможности не должна превышать 2-3 м, в противном случае экономическая эффективность гидромеханизации резко снижается.
2.56. Во всех случаях разведки строительных материалов следует определять группу пород в соответствии со СНиП IV-5-82 для выбора способов их разработки.
2.57. Если скальные породы предстоит рыхлить взрывным способом, то для обоснования проекта буро-взрывных работ следует выполнить сейсмические исследования (25 точек на 1 км разведочной линии) и пройти опорные выработки по разрешенной сети, из которой извлекают полный колонковый керн и подсчитывают число расколов, приходящихся на 1 м проходки, для установления показателя разрыхляемости пород, подлежащих разработке.
На основании результатов сейсмических исследований и данных обследования керна устанавливают:
наименование пород и их распространение в плане и разрезе;
мощность вскрышных пород и зоны выветривания;
относительную нарушенность массива по площади и глубине и азимуты простирания и углы падения господствующих направлений трещиноватости;
свойства пород в соответствии с "Техническими указаниями по проектированию и производству буровзрывных работ при сооружении земляного полотна" ВСН 178-74 (М.: Минтрансстрой, 1974).
2.58. В районах распространения вечномерзлых пород для сооружения земляного полотна и дорожной одежды следует использовать разрыхленные скальные, породы, мерзлые дренирующие грунты, а также глинистые талые или мерзлые грунты, подвергнутые оттаиванию и подсушиванию, с выполнением специальных конструктивных и технологических мероприятий.