Ведомственные строительные нормы ВСН 182-91"Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства"(утв. Минтрансстроем СССР 16 мая 1991 г. N МО-72) стр. 3

пригодность материала для дорожной одежды, укрепительных работ и сооружения земляного полотна в особых условиях (мокрые выемки, насыпи на болотах и т.п.) определена на основе изучения отдельных проб в лаборатории или визуального обследования их в поле. Отмечено наличие или отсутствие прослоев и линз некондиционных материалов;
гидрологические и горнотехнические условия оценены приближенно: установлено наличие или отсутствие подземных вод;
произведена съемка в масштабе не менее 1:5000 или сделаны топографические планы по материалам аэрофотосъемки;
запасы подсчитаны по данным проходки выработок, электрозондирования и по геолого-геоморфологическим признакам. Установленные запасы должны превышать заявленную потребность не менее чем в 2 раза.
2.30. Качество материалов для дорожной одежды должно быть определено по основным показателям, предусмотренным СНиП 2.05.02-85, а также соответствующими ГОСТами.
2.31. В поисково-разведочных работах следует выделять три периода: подготовительный, полевой и камеральный.
В подготовительный период основной задачей является возможно более полное изучение района изысканий по материалам, указанным в п. 2.25, причем дешифрированию аэрофотоснимков должно быть уделено особое внимание. В процессе дешифрирования аэрофотоснимков, кроме решения общих инженерно-геологических вопросов, определяющих оптимальное проложение вариантов трассы, необходимо выделять наиболее перспективные для поисков месторождений геоморфологические элементы. На составленной по данным дешифрирования предварительной инженерно-геологической карте намечают маршруты поисков, а также предварительную сеть поисково-разведочных выработок и геофизических профилей. Наиболее удобные масштабы - 1:25000 и 1:50000.
На основе собранных материалов определяют необходимые объемы работ и в соответствии с пп. 2.37 и 2.38 составляют программу работ и смету.
В процессе составления программы на основе камеральной проработки вариантов заранее предусматривается полный объем детальных поисково-разведочных работ по избранному для разработки проекта варианту.
2.32. Перед развертыванием полевых работ непосредственно на объекте необходимо изучить материалы фондов местных организаций: плановых комиссий, дорожно-эксплуатационных управлений, бассейновых инспекций, горнодобывающих, обогатительных и перерабатывающих предприятий; уточнить сведения о карьерах, материалы из которых можно использовать для строительства дороги; выяснить сколько и каких материалов (и при каких условиях отпуска и транспортировки) можно получить при разработке карьера.
На основе полученных данных корректируют программу работ и направления намеченных маршрутов.
2.33. Поиски и разведку, как правило, проводят совместно с геологической рекогносцировкой или инженерно-геологической съемкой по каждому выбранному варианту.
Ширину полосы рекогносцировки или инженерно-геологической съемки следует определять в зависимости от характера рельефа, обнаженности и поисковой перспективности территории.
2.34. Основной метод поисковых работ - маршрутное геологическое обследование (рекогносцировка). Поисковые маршруты следует приурочивать к долинам рек и берегам озер, имея в виду нахождение залежей песчаного или гравийно-песчаного аллювия на террасах, в русле, сухих дельтах и конусах выноса, а также выходов скальных пород, слагающих цоколи древних террас или обрывы коренных берегов.
В области развития ледниковых отложений объектами поисков являются зандровые участки, моренные песчано-гравийные образования и валунные поля.
В горных районах необходимо выявлять выходы скальных пород в обнажениях и обрывах, глыбовые россыпи и курумы, осыпи, селевые образования, аллювиальные, элювиальные, делювиальные и пролювиальные рыхлые отложения.
В руслах рек и со дна озер можно получить высококачественный песчаный материал, который можно разрабатывать высокоэффективным способом гидромеханизации. Последнее очень важно при сооружении материалоемких насыпей подхода к мостовым проходам.
2.35. Поисковые маршруты, целью которых является обеспечение строительства материалами для земляного полотна, как правило, намечают в притрассовой 10-километровой полосе исходя из минимальной дальности доставки материала к трассе. В малообеспеченных подходящим грунтом районах или при отсутствии малопригодных для хозяйственного использования земель поисковые маршруты при соответствующем геологическом и экономическом обосновании могут закладываться на большем удалении от варианта проложения трассы.
Поисковые маршруты, целью которых является обеспечение строительства автомобильной дороги материалами для дорожной одежды и укрепительных работ, следует предусматривать по всему району размещения вариантов трассы на основе геологических предпосылок, выявленных в процессе дешифрирования аэрофотоснимков и имеющихся в распоряжении геологических карт. Такие маршруты, как правило, имеют узкую целевую направленность на обследование конкретного геологического образования, например крупных интрузивных и эффузивных тел, скальных массивов, скоплений крупнообломочного материала и т.п.
Максимальная удаленность изыскиваемых месторождений строительных материалов обуславливается в основном экономическими соображениями, такими как обеспеченность района дорожной сетью, речным и железнодорожным транспортом, энергетическими ресурсами и др.
2.36. Работы на маршрутах включают дешифрирование аэрофотоснимков, описания обнажений и геоморфологических форм, геофизические исследования, проходку, разведочные выработки (расчистки, канавы, шурфы, скважины) и их опробование.
Геофизические работы (вертикальное электрозондирование - ВЭЗ) следует проводить в целях оконтуривания месторождений (особенно в тех случаях, когда залежи плохо выражены в рельефе), определения мощности полезной толщи и вскрышного слоя, установления уровня грунтовых вод. С учетом геофизических данных определяют места для размещения выработок.
2.37. Объем и характер разведочных работ по выявлению и обследованию месторождений следует определять в зависимости от конкретных условий.
При поисках материалов для земляного полотна и строительных песков выработки (шурфы, закопушки, скважины) необходимо размещать по всей протяженности маршрута (не менее одной на 1 км), с тем чтобы обследовать все выявленные формы рельефа и геоморфологические элементы.
2.38. При поиске месторождений скальных и крупнообломочных пород сеть поисковых выработок, как правило, размещают по периферии перспективного участка и по двум взаимно перпендикулярным разведочным профилям, пересекающимся в центре участка. Плотность выработок на разведочной линии устанавливается геологом-производителем работ.
2.39. На выявленных месторождениях плотность размещения сети разведочных выработок определяют согласно табл. 1.
2.40. Если в процессе поисков установлено, что в районе изысканий дренирующие грунты отсутствуют, а их доставка из удаленных районов осложнена и требует значительных затрат, то следует выявить возможность использования отходов щебеночных карьеров, разведать месторождения скальных и полускальных пород, а также песчаных грунтов, состав которых имеет отклонения от требований нормативных документов. Имеется в виду, что впоследствии использование таких грунтов при сооружении отдельных элементов земляного полотна может быть соответствующим образом согласовано или обосновано в результате выполнения опытных работ или научных исследований.
При отсутствии кондиционных грунтов для земляного полотна необходимо обследовать месторождения связных переувлажненных грунтов с целью установить возможность их использования для сооружения земляного полотна после принятия специальных мер по обеспечению устойчивости насыпи или после соответствующей обработки (внесение добавок, подсушивание и пр.). Такие работы должны быть обоснованы техническим заданием ГИП в программе работ.
Таблица 1
┌───────┬──────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│ Тип │ Характеристика месторождения │ Среднее расстояние, м, │
│ место-│ │ между │
│ рожде-│ ├──────────┬─────────────┤
│ ния │ │ линиями │выработками в│
│ │ │ │ линиях │
├───────┼──────────────────────────────────────┼──────────┼─────────────┤
│ │ а. Рыхлые обломочные породы: │ │ │
│ │ │ │ │
│ 1а │Занимающие значительные площади и│ 200 │ 200 │
│ │характеризующиеся относительно│ │ │
│ │выдержанным строением толщи и составом│ │ │
│ │пород (морские, озерные, зандровые,│ │ │
│ │золовые, пролювиальные; делювий│ │ │
│ │водоразделов и пологих склонов и др.) │ │ │
│ 2а │Характеризующиеся сравнительно│ 150-200 │ 75-100 │
│ │выдержанными по составу породами; │ │ │
│ │вытянутые в одном направлении│ │ │
│ │аллювиальные отложения речных террас; │ │ │
│ │делювий шлейфов, склонов и др. │ │ │
│ 3а │Характеризующиеся невыдержанностью│ 100 │ 50 │
│ │строения толщ и состава пород; │ │ │
│ │различные отложения (пойм, русел,│ │ │
│ │береговых валов, моренных холмов,│ │ │
│ │конусов, выноса, селей и оврагов,│ │ │
│ │сухих дельт, осыпей и др.) │ │ │
│ │ │ │ │
│ │б. Скальные и крупнообломочные породы:│ │ │
│ │ │ │ │
│ 1б │Массивные изверженные и├──────────┴─────────────┤
│ │метаморфические породы, однородные по│ 1-3 выработки │
│ │составу и трещиноватости ├──────────┬─────────────┤
│ 2б │Пласты осадочных пород, залегающие│ 200 │ 100 │
│ │горизонтально или полого падающие │ │ │
│ 3б │Толщи изверженных, метаморфических и│ 100 │ 50-100 │
│ │осадочных пород неоднородного состава;│ │ │
│ │падающие круто пласты осадочных пород;│ │ │
│ │наличие линзообразных тел, валунных│ │ │
│ │полей, глыбовых россыпей и курумов │ │ │
└───────┴──────────────────────────────────────┴──────────┴─────────────┘
2.41. В журналы поисковых маршрутов и обследования месторождений следует заносить сведения, получаемые в процессе проведения полевых работ:
описание геоморфологических элементов;
описание естественных обнажений и расчисток;
схемы маршрутов с указанием на рабочей карте расположения точек обнажений, точек ВЭЗ, мест заложения выработок и отбора проб;
геологические и геоморфологические границы;
геолого-литологические колонки;
схематические планы (выкопировки из карт) масштаба 1:25000-1:100000, на которые наносят контуры месторождения и его расположение по отношению к трассе, с указанием рекомендуемого пути транспортирования материалов;
условия залегания полезной толщи, ее мощность и мощность вскрышных пород, качество материала и его пригодность, ориентировочные запасы.
2.42. Поисково-разведочные работы выполняются специальным отрядом (партией) во главе с ответственным исполнителем-геологом.
В процессе работ поисково-разведочный отряд (партия) должен систематически информировать трассировочную дорожную партию о результатах своей работы, с тем чтобы взаимно корректировать направление изысканий. Кроме того, следует выдавать дорожной партии задания на съемку месторождений, их привязку и при необходимости трассирование подъездного пути.
В отдельных случаях, когда результаты поисково-разведочных работ могут вызвать существенные изменения предпроектных разработок (например, полное отсутствие строительных материалов необходимого качества, возможность замены одних материалов другими с соответствующим обоснованием и т.п.), необходимо экстренно информировать об этом главного геолога экспедиции и главного инженера проекта.
2.43. Камеральные работы на стадии проработки вариантов проложения трассы выполняют в полевых условиях. При этом следует подготовить и оформить всю документацию поисково-разведочных работ:
программу, откорректированную в ходе полевых работ;
журналы геологической рекогносцировки и поисковых маршрутов;
журналы буровых, горно-проходческих и геофизических работ;
карту фактического материала;
схематические планы месторождений и предварительные результаты подсчета запасов;
геологические и геофизические разрезы (примерные масштабы: горизонтальный - 1:1000, вертикальный 1:100);
результаты лабораторных испытаний, если они выполнялись в полевых условиях, или сведения о качестве стройматериалов, полученных в местных организациях;
схематический план расположения месторождений и действующих карьеров;