Ведомственные строительные нормы ВСН 182-91"Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства"(утв. Минтрансстроем СССР 16 мая 1991 г. N МО-72) стр. 5

При этом должны быть установлены характер залегания мерзлых пород (сливающаяся, несливающаяся, островная, перелетки и т.п.), температура мерзлых пород, мощность сезонного промерзания и оттаивания, наличие в породах линз и включений шлифового льда; суммарная влажность пород.
2.59. Согласование временно отчуждаемых земель должно быть отражено на планах (или схемах) месторождений масштаба от 1:1000 до 1:5000. При отсутствии на момент согласования законченной съемки на схемах условными обозначениями показывают контуры месторождений и их привязку к проектируемой дороге, населенным пунктам, речной и дорожной сети.
Месторождения в натуре закрепляют по контуру столбами, на которых надписывают наименование организации, проводившей разведку, номер месторождения и год проведения разведочных работ. Устья буровых скважин и геофизических точек отмечают столбами или кольями.
2.60. В процессе полевых работ или при полевой приемке результатов автор ПОС совместно с геологом - производителем работ или главным геологом экспедиции обследуют условия разработки каждого месторождения и транспортировки материалов на трассу. При этом определяют:
площади для разработки;
способы разработки полезного ископаемого;
местоположение площадок для установки оборудования, склада готовой продукции и мест размещения отвалов;
источники электроэнергии, а также возможность снабжения карьера необходимыми материалами и водой;
наличие или состояние подъездных путей, необходимость и объемы ремонтных работ;
потребность в строительстве новых путей;
условия связи месторождения с ближайшей железнодорожной станцией или пристанью.
Следует по возможности стремиться к тому, чтобы все эти вопросы были обсуждены и с представителем строительной организации. При необходимости автор ПОС выдает задание партии (отряду) на дополнительные геологические работы.
2.61. Трассу подъездного пути от карьера к трассе осматривают в натуре. При необходимости трассировщики прокладывают ее по выбранному направлению с промером расстояний и съемкой ситуации.
Если требуется устройство на подъездном пути инженерных сооружений или подъездной путь прокладывается в неблагоприятных инженерно-геологических условиях, то по трассе необходимо выполнить комплекс линейных инженерно-геологических изысканий.
2.62. В процессе полевых работ предварительно следует выполнять камеральные работы:
оформление поисковых и разведочных журналов;
составление необходимых выкопировок и схем, иллюстрирующих положение с местными строительными материалами по трассе выбранного варианта;
предварительный подсчет запасов по каждому месторождению;
составление ведомостей рекомендуемых месторождений грунта для земляного полотна и материалов для дорожной одежды;
окончательное оформление материалов согласований по отводу земель, утверждение их в областных (краевых) исполкомах Советов народных депутатов, составление ведомостей постоянного и временного отчуждения земель по намеченному варианту трассы.
2.63. Все материалы по разведке месторождений должны быть приняты главным специалистом отдела инженерной геологии, главным инженером проекта или лицом, специально уполномоченным руководством проектной организации. Результаты приемки оформляют актом, в котором дают оценку выполненных работ по полноте изысканий, методике их выполнения, опробованию и качеству представленных документов. Как правило, в связи с комплексным характером ведения полевых работ этот акт оформляют в составе общего акта сдачи полевых топогеодезических, гидрологических и инженерно-геологических изысканий, причем в состав комиссии привлекают представителей заказчика и строительной организации. В результате комплексного рассмотрения всех вопросов строительства автомобильной дороги в акт приемки могут быть записаны дополнительные требования к результатам разведочных работ, в том числе на доразведку существующих месторождений или поиск новых. Эти требования следует рассматривать как дополнительное техническое задание, на основании которого вновь назначают и выполняют необходимые объемы работ.
2.64. В камеральный период следует обрабатывать и оформлять результаты всех полевых и лабораторных работ в следующем порядке:
получение лабораторных данных;
корректировка по лабораторным данным буровых журналов и другой полевой документации;
получение от топогеодезической партии оформленных планов месторождений с нанесенными разведочными выработками;
составление паспортов месторождений с окончательным подсчетом запасов, данными по качеству материалов и необходимыми пояснениями и рекомендациями;
составление схематического плана расположения месторождений строительных материалов. В простейших случаях допускается составление внемасштабной схемы с привязкой к пикетажу трассы или выходам существующих автомобильных дорог;
согласование с автором ПОС используемых месторождений и распределения объемов полезной толщи по участкам трассы основного варианта; составление ведомостей используемых месторождений грунтов для земляного полотна и строительных материалов для дорожной одежды (в случае составления инженерно-геологического отчета в него включают "Ведомости исследованных месторождений");
составление с участием ГИП пояснительной записки к разделу "Строительные материалы технического проекта", в которой характеризуются геологические условия района (кратко) и имеющиеся предпосылки для поисков местных строительных материалов; приводятся перечень и характеристика рекомендуемых к разработке месторождений; даются рекомендации по способам разработки транспортирования материала; приводятся геологическое и технико-экономическое обоснования использования отдельных материалов с удаленных базисных месторождений, из отходов ТЭЦ и отвалов горнодобывающих и камнеперерабатывающих предприятий;
в случае составления свободного геологического отчета для сдачи в геофонды в главу "Строительные материалы" дополнительно включают сведения о характере, методике и объемах всех работ, выполненных на объекте, включая работы на стадии поисков и разведки в полосе варьирования трассы с приложением паспортов месторождений.
2.65. При необходимости утверждения разведанных запасов дорожно-строительных материалов в ТКЗ или ГКЗ составляется геологический отчет в соответствии с требованиями Инструкции о содержании, оформлении и порядке представления в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых при СМ СССР и территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых.
Размножение, выпуск, передача в проектные отделы всех вышеуказанных материалов осуществляются согласно графику разработки и выпуска проекта автомобильной дороги. Полевые материалы и ведомости лабораторных исследований передаются в архив проектной организации или отдела инженерной геологии.

Разведочные работы на стадии составления рабочей документации

2.66. На стадии рабочего проектирования дополнительные разведочные работы надлежит проводить в следующих случаях:
по требованию экспертизы и согласующих проект организаций;
по требованию ТКЗ и ГКЗ в случае необходимости утверждения запасов и заложения на основе разведанных месторождений базисных карьеров для дальнейшего использования их в народном хозяйстве;
при изменении положения трассы или проектной линии;
при превышении срока, установленного от разработки проекта до включения строительства в титульный список. Это вызывает необходимость переутверждения проекта с соответствующими пересогласованиями, в результате чего могут возникнуть условия, исключающие возможность использования отдельных месторождений;
в случае целесообразности расширения отдельных месторождений в связи с изменениями условий транспортировки, перераспределения по трассе объемов грунтовых масс и материалов для дорожной одежды или необходимости повышения категории дороги на перспективу;
при необходимости уточнить качество материалов и дополнить данные, необходимые для составления проекта разработки месторождений;
при необходимости перевода запасов отдельных месторождений в более высокую категорию (А) в связи с неоднородностью материала по качеству из-за сложных, условий залегания.
2.67. В техническом задании главного инженера проекта должны быть указаны причины дополнительных поисково-разведочных работ, их назначение, потребность в запасах и качество, объем финансирования и сроки выполнения. Руководствуясь техническим заданием, составляют программу работ, которая, кроме основных требований технического задания, должна содержать указания о характере, методике и объемах намеченных к выполнению работ.
2.68. При поисках и разведке требуемых техническим заданием месторождений грунта для земляного полотна и строительных материалов для дорожной одежды следует руководствоваться указаниями пп. 2.47-2.55; то же относится к доразведке старых месторождений грунта. В этих работах повторно используются все имеющиеся полевые и лабораторные материалы изысканий по выбранному варианту, непосредственно относящиеся к участкам, намеченным для продолжения поисков месторождений.
2.69. При доразведке месторождений строительных материалов для дорожной одежды, уточнения их запасов и качества разведку и опробование следует производить в объемах, обеспечивающих отнесение запасов к категории А. Применительно к дорожному строительству к этой категории могут быть отнесены запасы при соблюдении следующих условий:
детально изучены геологическое строение и генезис полезной толщи и других геологических образований в пределах контура месторождения, элементы залегания полезной толщи и вскрышных пород;
в полезной толще выделены однородные слои и пачки с увязкой по разведочным выработкам;
количество прослоев других пород;
их мощности установлены, прослои оконтурены, на основе чего избирательно выбраны количество и форма подсчетных блоков;
общее количество выработок и их глубина полностью соответствуют вышеупомянутым требованиям и детальности разведки;
подсчет запасов проведен по блокам;