Постановление СМ СССР от 30 октября 1981 г. N 1045 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР" стр. 3

17. Для обеспечения планомерной и длительной промышленной эксплуатации лесов за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями закрепляются в лесах третьей и второй групп на экономически обоснованный срок запасы древесины на корню на определенной площади (лесосырьевые базы), а также лесосечный фонд долгосрочного пользования.
Утвержденные размеры отпуска древесины в лесосырьевых базах и многолесных районах сохраняются на весь период освоения базы при обеспечении в целом по области, краю и автономной республике непрерывности и неистощительности пользования.
Запасы древесины на корню в виде лесосечного фонда долгосрочного пользования закрепляются за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями также в лесах первой группы, кроме лесов заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участков, лесов, имеющих научное или историческое значение, природных памятников, лесопарков, лесов орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждений, городских лесов, лесопарковых частей зеленых зон, лесов первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесов округов санитарной охраны курортов, государственных лесных полос, противоэрозионных лесов, особо ценных лесных массивов, запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб.
18. Закрепление лесосырьевых баз и лесосечного фонда долгосрочного пользования за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от ведомственной подчиненности, а также их перераспределение и оформление изъятия производятся Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству совместно с Госпланом СССР, Министерством лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и Советами Министров союзных республик.
Частичное или полное изъятие лесосырьевых баз и лесосечного фонда долгосрочного пользования, закрепленных за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями системы министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, производится по решению Совета Министров СССР, а закрепленных за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями республиканских министерств, государственных комитетов и ведомств производится по решениям Советов Министров союзных республик, в ведении которых находятся эти предприятия, учреждения и организации.
Лесосырьевые базы и лесосечный фонд долгосрочного пользования закрепляются в первую очередь за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями лесной промышленности.
В районах строящихся и проектируемых железнодорожных линий широкой колеи, а также в потребительских базах целлюлозно-бумажных, лесохимических, деревообрабатывающих предприятий и лесопромышленных комплексов лесосырьевые базы закрепляются только за предприятиями системы Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и Министерства внутренних дел СССР. В отдельных случаях с разрешения Совета Министров СССР в районах строящихся и проектируемых железнодорожных линий широкой колеи на территории РСФСР лесосырьевые базы могут закрепляться за предприятиями, учреждениями и организациями других министерств, государственных комитетов и ведомств СССР и союзных республик.
При закреплении за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями запасов древесины на корню должно предусматриваться удовлетворение местных потребностей в древесине.
19. Порядок освоения закрепленных запасов древесины на корню устанавливается в зависимости от групп лесов в соответствии с планами рубок, в которых должна учитываться необходимость использования сосновых и кедровых насаждений для подсочки.
Отпуск древесины, подсочка и осмолоподсочка насаждений и другие виды лесных пользований в лесосырьевых базах и лесосечном фонде долгосрочного пользования, закрепленных за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями, производятся в соответствии с настоящими Правилами, правилами рубок леса, подсочки и осмолоподсочки насаждений и другими правилами лесопользования.
Лесозаготовительные предприятия, учреждения и организации обязаны осуществлять в закрепленных за ними лесосырьевых базах и лесосечном фонде долгосрочного пользования противопожарные и иные мероприятия, предусмотренные Правилами закрепления лесосырьевых баз и ведения в них лесного хозяйства, утверждаемыми Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству.
20. Лесозаготовительные предприятия, учреждения и организации обязаны до начала эксплуатации лесосырьевой базы составить планы рубок на 5-10-летний период, а при наличии сосновых и кедровых насаждений - также планы подсочки на 10-летний период с разбивкой по годам, в соответствии с величиной расчетной лесосеки, установленным по базе размером отпуска древесины, правилами рубок леса и подсочки насаждений.
На последующий срок планы рубок и подсочки сосновых и кедровых насаждений составляются в указанном порядке с учетом необходимости планомерного освоения лесосырьевых баз.
21. В закрепленных лесосырьевых базах и лесосечном фонде долгосрочного пользования допускается отпуск древесины на местные потребности (сельское и лесное хозяйство, школы, больницы и другие местные предприятия, учреждения и организации) без вывоза древесины за пределы административного района, на территории которого находятся эти лесосырьевые базы и лесосечный фонд.
Отвод лесосек другим лесозаготовителям производится вне мест работы лесозаготовителя, за которым закреплена лесосырьевая база.
Проведение сплошных санитарных рубок в лесосырьевых базах возлагается на предприятия, учреждения и организации, за которыми закреплены эти базы, а при отсутствии у них возможности для своевременного проведения таких рубок в необходимых размерах поврежденная древесина может отпускаться другим лесозаготовителям.
22. Закрепление лесосырьевой базы аннулируется после использования эксплуатационных запасов древесины в базе государственными органами, указанными в абзаце первом пункта 18 настоящих Правил. При этом в районах, где не выделены лесные массивы для удовлетворения местных потребностей в древесине, по предложениям исполнительных комитетов областных и краевых Советов народных депутатов и Советов Министров автономных республик закрепление лесосырьевой базы аннулируется с учетом оставления запасов древесины для удовлетворения этих потребностей.

III. Лесосечный фонд

23. Лесосечный фонд образуется из запасов спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины.
Лесосечный фонд устанавливается в государственных планах экономического и социального развития СССР раздельно по группам лесов по союзным республикам, а на территории РСФСР - также по областям, краям и автономным республикам, и ежегодно выделяется министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в объемах, необходимых для выполнения планов заготовки древесины и удовлетворения местных потребностей. Совету Министров РСФСР лесосечный фонд выделяется в целом по республике по группам лесов.
24. Советы Министров союзных республик распределяют выделенный им лесосечный фонд по республиканским министерствам, государственным комитетам и ведомствам, исполнительным комитетам областных и краевых Советов народных депутатов и Советам Министров автономных республик. При этом лесосечный фонд для удовлетворения собственных потребностей в лесоматериалах местных заготовителей древесины выделяется им только в районах их основной деятельности.
25. Министерства, государственные комитеты и ведомства, которым выделен лесосечный фонд, обязаны в 15-дневный срок после принятия Советом Министров СССР или Советом Министров союзной республики решения о выделении лесосечного фонда представить государственным органам лесного хозяйства областей, краев, автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, предложения о распределении его по подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям.
26. Государственные органы лесного хозяйства областей, краев, автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, должны в 15-дневный срок после получения от министерств, государственных комитетов и ведомств предложений о распределении выделенного им лесосечного фонда по подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям разместить его по лесхозам и лесозаготовителям и представить соответствующие данные исполнительным комитетам областных и краевых Советов народных депутатов, Советам Министров автономных республик и Советам Министров союзных республик, не имеющих областного деления, для утверждения размеров отпуска древесины в пределах расчетной лесосеки по лесхозам и выписки лесхозами лесорубочных билетов.
27. Рубки главного пользования в размерах, превышающих расчетную лесосеку, в лесах одних лесхозов за счет недоиспользования ее в лесах других лесхозов, а также в хвойных насаждениях за счет недоиспользования мягколиственных насаждений могут быть допущены в необходимых случаях в лесах третьей и второй групп с разрешения Советов Министров союзных республик.
Рубки в объемах, превышающих расчетную лесосеку, в кедровых, дубовых, буковых и ясеневых насаждениях не допускаются.
28. Государственные органы лесного хозяйства областей, краев, автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, имеют право заменять по заявкам лесозаготовителей лесосечный фонд, выделенный им в лесах одной группы, на лесосечный фонд в лесах другой группы при неполном использовании в лесах этой группы расчетной лесосеки по лесхозу.
29. Размер ежегодного отпуска древесины при проведении рубок промежуточного пользования определяется исходя из необходимости улучшения породного состава и качества лесов и устанавливается в государственных планах экономического и социального развития СССР по союзным республикам. В закрепленных лесах размер ежегодного отпуска древесины при проведении рубок промежуточного пользования, если он не установлен в государственных планах экономического и социального развития СССР, определяется в соответствии с перспективными планами ведения лесного хозяйства в этих лесах.
30. Размер заготовки древесины при проведении прочих рубок устанавливается государственным органом, принимающим решение о разрубке или расчистке лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов и дорог и для других государственных или общественных нужд, исходя из объемов работ, предусмотренных в утвержденных проектах.
Размер заготовки древесины при проведении прочих рубок, связанных с разрубкой и расчисткой просек, граничных линий, противопожарных разрывов и проведением других лесохозяйственных мероприятий, определяется лесхозами исходя из необходимых объемов этих работ и утверждается их вышестоящими органами.
31. Разрубка и расчистка лесных площадей в соответствии с пунктами 2 и 30 настоящих Правил производятся предприятиями, учреждениями и организациями министерств, государственных комитетов и ведомств, осуществляющих строительство объектов или проведение соответствующих мероприятий, если выполнение этих работ не возложено в установленном порядке на другие предприятия, учреждения и организации.
Лесопользователи обязаны обеспечить рациональное использование древесины и приведение в порядок указанных площадей, а также надлежащее содержание их в процессе эксплуатации.
Работы по вырубке товарного леса (лесосводке) и очистке зоны затопления водохранилища от нетоварного леса (лесоочистке) производятся в соответствии с Положением о порядке проведения мероприятий по подготовке зон затопления водохранилищ в связи со строительством гидроэлектростанций и водохранилищ, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 2 февраля 1976 г. N 76.
32. Порядок использования древесины, получаемой при вырубке леса в связи с переводом лесных площадей в нелесные, а также при изъятии земельных участков, занятых лесами, для государственных и общественных нужд, определяется государственными органами, принимающими решения о переводе лесных площадей в нелесные или об изъятии земельных участков, занятых лесами.
Древесина, заготовленная в порядке проведения прочих рубок, используется в первую очередь для удовлетворения потребностей предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих эти рубки, а заготовленная сверх количества, необходимого для указанных целей, передается безвозмездно лесхозам и при наличии возможностей реализуется ими по распределению исполнительных комитетов областных и краевых Советов народных депутатов, Советов Министров автономных республик и Советов Министров союзных республик, не имеющих областного деления, с зачислением вырученных сумм в бюджет.
Товарная древесина, заготовленная в порядке проведения прочих рубок и доступная к освоению, засчитывается, как правило, в лесосечный фонд, выделенный лесозаготовителю.
33. Советы Министров союзных республик могут разрешать, в виде исключения, колхозам, межхозяйственным предприятиям (организациям) и совхозам безлесных и малолесных районов производить в лесах многолесных районов заготовку древесины, связанную с переводом лесных площадей в нелесные, а также с проведением мелиоративных работ, с использованием этой древесины для собственных потребностей, в том числе с вывозом ее за пределы республики.
34. Дополнительный отпуск древесины сверх количества, выделенного на год, допускается:
а) с разрешения Советов Министров союзных республик в порядке рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок:
в лесах всех групп в лесхозах с недоиспользованной расчетной лесосекой за предыдущий период (с года ее установления) - до величины этой лесосеки;
для заготовки древесины на восстановление уничтоженных или поврежденных при стихийных бедствиях и авариях строений и сооружений единовременно: в лесах первой группы - до 1 тыс.куб.метров, в лесах второй группы - до 3 тыс.куб.метров и в лесах третьей группы на эти и другие неотложные потребности - в необходимых количествах;
б) с разрешения государственных органов лесного хозяйства союзных республик в порядке рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах всех групп в лесхозах с неиспользуемой в текущем году расчетной лесосекой - до величины этой лесосеки;
в) с разрешения государственных органов лесного хозяйства областей, краев, автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления:
в лесах всех групп в порядке рубок ухода за лесом и санитарных рубок сверх установленного плана в насаждениях, где требуется проведение таких рубок, разработки бурелома, горельников, а также в порядке рубки единичных деревьев, семенников и редин в объемах, определяемых при проведении лесоустройства;
в лесах третьей группы в порядке рубок главного пользования для заготовки до 500 куб.метров древесины единовременно на восстановление уничтоженных или поврежденных при стихийных бедствиях строений и сооружений;
при проведении прочих рубок леса, связанных с переводом в установленном порядке лесных площадей в нелесные, если порядок использования получаемой при этом древесины не определен соответствующим решением, а также связанных с текущим содержанием линий связи и электропередачи, трасс дорог, трубопроводов, просек, граничных линий, мелиоративной сети, при необходимости рубки леса по техническим условиям;
г) с разрешения лесхозов в лесах всех групп:
при рубке леса в связи с проведением лесокультурных, лесоустроительных, противопожарных и других лесохозяйственных работ по установленному плану;
при вырубке деревьев и кустарников для обеспечения видимости знаков судоходной обстановки, а также вырубке деревьев, создающих опасность для судоходства и сплава;
за счет вырубки кустарниковых ив для плетения корзин и изготовления обручей;
за счет валежной и сухостойной древесины. Вывозка такой древесины за пределы района производится с разрешения исполнительных комитетов областных и краевых Советов народных депутатов, Советов Министров автономных республик и Советов Министров союзных республик, не имеющих областного деления;