Совет Министров СССР отмечает, что реализация выработанных Партией и Правительством мер по коренной перестройке управления экономикой требует дальнейшего упорядочения системы экономической (имущественной) ответственности предприятий, объединений и организаций.
Несмотря на принятые в ходе пересмотра хозяйственного законодательства решения по значительному сокращению числа санкций, введенных в условиях преимущественно административно-командных методов управления, работа по упорядочению системы экономической (имущественной) ответственности еще не завершена. Продолжает действовать немало санкций, применение которых не стимулирует улучшения хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, а лишь ложится неоправданным бременем на их экономику. Не во всех случаях проводится принцип равной ответственности сторон за нарушение взаимных обязательств. Министерства и ведомства СССР не завершили полную отмену установленных ими по своей инициативе санкций, нарушающих хозрасчетные интересы и сковывающих самостоятельность предприятий.
Предприятия, объединения и организации слабо используют предоставленную им возможность решения вопросов имущественной ответственности за нарушение обязательств непосредственно в заключаемых договорах. Крайне редко применяется такая предусмотренная действующим законодательством универсальная мера ответственности, как возмещение убытков, в наибольшей степени соответствующая новому хозяйственному механизму.
В целях создания экономических и правовых гарантий, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий, объединений и организаций в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, и приведения системы экономической (имущественной) ответственности в соответствие с новыми принципами хозяйствования Совет Министров СССР постановляет:
1. Признать необходимым резко сократить число применяемых к предприятиям, объединениям и организациям экономических (имущественных) санкций, предусмотренных действующим законодательством, сохранив их лишь за наиболее серьезные нарушения государственной плановой и договорной дисциплины.
Исключить необоснованное вмешательство министерств, ведомств и других органов хозяйственного руководства в деятельность предприятий, объединений и организаций, запретив этим органам предусматривать по своей инициативе в издаваемых ими ведомственных нормативных актах меры экономической (имущественной) ответственности предприятий, объединений и организаций. Экономические (имущественные) санкции, установленные ранее ведомственными нормативными документами, применяются лишь в исключительных случаях, когда это разрешено Советом Министров СССР либо предусмотрено законодательным актом.
2. Предприятиям, объединениям и организациям, руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и другими решениями о коренной перестройке управления экономикой, шире использовать предоставленные им права для регулирования вопросов имущественной ответственности за нарушение обязательств непосредственно в заключаемых договорах на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг, с предъявлением в соответствующих случаях на основе действующего законодательства требований о возмещении убытков, причиняемых указанными нарушениями.
Осуществить следующие дополнительные меры по упорядочению, сокращению числа и повышению экономической обоснованности санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям.
По поставкам продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления
3. Ввести равную экономическую ответственность за равнозначные нарушения - установить единый размер неустойки за недопоставку продукции производственно-технического назначения (кроме отдельных видов продукции, определяемых законодательством), отменив применение в повышенном размере санкций за недопоставку продукции отдельным группам потребителей (покупателей).
Снизить размер неустойки за недопоставку товаров народного потребления, имея в виду, чтобы взыскиваемая неустойка в основном возмещала торговым организациям убытки, возникающие у них из-за невыполнения плана товарооборота в связи с неполучением от предприятий - изготовителей предусмотренных договором товаров. Сохранить при этом действующий принцип исчисления санкций исходя из розничных цен за вычетом торговой скидки.
Установить единый размер штрафа за поставку недоброкачественной продукции (товаров) и отменить повышенные санкции, применяемые в случае забракования продукции (товаров), отнесенной к высшей категории качества.
Отказаться от применения штрафов за поставку некомплектной продукции (товаров) и продукции (товаров), имеющей устранимые производственные недостатки, в случаях их устранения (доукомплектования изделий) изготовителем в установленный срок, а также от других экономических санкций, не отвечающих новым условиям хозяйствования и носящих частный характер.
Конкретные виды и размеры экономических (имущественных) санкций установлены Положением о поставках продукции производственно-технического назначения и Положением о поставках товаров народного потребления, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888 (СП СССР, 1988 г., N 24-25, ст. 70).
По капитальному строительству
4. Утратил силу.
5. Госстрою СССР в 3-месячный срок подготовить с участием Госплана СССР, Министерства финансов СССР и Министерства юстиции СССР и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении изменений в действующие Правила о договорах подряда на капитальное строительство и другие решения Правительства СССР, предусматривающие имущественную ответственность предприятий, объединений и организаций за нарушение обязательств в области капитального строительства, с учетом указаний, содержащихся в настоящем Постановлении. При подготовке предложений включить в указанные Правила вопросы правового регулирования отношений организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями.
6. Признать утратившим силу пункт 4 Постановления Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г. N 1550 "Об утверждении Правил о договорах подряда на капитальное строительство" (СП СССР, 1987 г., N 4, ст. 19).
По перевозкам грузов
7. В целях укрепления государственной дисциплины в работе предприятий железнодорожного транспорта, усиления их ответственности за своевременную подачу перевозочных средств и своевременную доставку грузов, а грузоотправителей - за рациональное использование специализированного подвижного состава:
увеличить в два раза размер ответственности железных дорог за несвоевременную подачу рефрижераторных и других специализированных вагонов, а грузоотправителей - за неиспользование выделенных им в установленном порядке указанных вагонов. Перечень специализированного подвижного состава определяется Правилами перевозок грузов, утверждаемыми в установленном порядке;
повысить ответственность предприятий железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов, установив максимальный размер штрафов за это нарушение 90 процентов провозной платы.
8. Отменить предусмотренные Уставом железных дорог Союза ССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270 (СП СССР, 1964 г., N 5, ст. 36), штрафы за неправильное указание грузоотправителями наименования грузов, а также за невнесение платежей при сдаче грузов к перевозке железнодорожным транспортом.
9. Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского флота СССР, Министерству гражданской авиации СССР и Министерству речного флота РСФСР подготовить с участием министерств и ведомств СССР и других заинтересованных органов предложения по приведению действующих транспортных уставов (кодексов), а также решений Правительства СССР по вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозкам грузов в соответствие с новыми условиями хозяйствования. Предусмотреть в указанных предложениях дальнейшее углубление и развитие договорных отношений между предприятиями транспорта и предприятиями, объединениями и организациями - грузоотправителями и грузополучателями и совершенствование на этой основе взаимной ответственности сторон за нарушение принятых на себя обязательств. Исходить при этом из необходимости соблюдения принципа равной ответственности транспортных организаций, грузоотправителей и грузополучателей за нарушение взаимных обязательств по перевозке грузов. Представить соответствующие предложения в Совет Министров СССР до 1 декабря 1988 г.
По снабжению электрической и тепловой энергией
10. Не применяется с 1 сентября 2006 г.
11. Отменить установленный распоряжением Совета Министров СССР от 31 мая 1978 г. N 1093 порядок отнесения сумм повышенной платы, взыскиваемой с предприятий и электростанций за газ, израсходованный в качестве топлива сверх утвержденных лимитов, на себестоимость вырабатываемой ими продукции как не соответствующий Закону СССР о государственном предприятии (объединении); признать в связи с этим утратившим силу абзац 2 указанного распоряжения.
По расчетам в народном хозяйстве
12. В связи с упорядочением экономических санкций за наиболее серьезные нарушения государственной плановой и договорной дисциплины и усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, виновных в приписках и других нарушениях, внести следующие изменения в систему экономической (имущественной) ответственности за нарушение правил совершения расчетных операций:
а) уменьшить размер штрафа, уплачиваемого в пользу банка предприятием - поставщиком (грузоотправителем, организацией, оказывающей услуги), а в соответствующих случаях плательщиком (чекодателем), при предъявлении счетов (других расчетных документов) при полном или частичном отсутствии реальной отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или фактического оказания услуг с 7 до 4 процентов;
б) снизить размер взыскиваемого со строительных, монтажных и других организаций штрафа за завышение объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ (в том числе стоимости оборудования, включенного в объем капитальных вложений, но фактически не сданного в монтаж), проектно-изыскательских, буровых, геолого-разведочных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ с 10 до 7 процентов;
в) отменить санкции:
за несвоевременное представление или несвоевременную высылку заготовительными организациями в банк сводных платежных поручений для перечисления на счета сдатчиков сельскохозяйственной продукции причитающихся им сумм, устранив двукратное применение санкций за одно и то же нарушение, поскольку ответственность за просрочку оплаты продукции заготовительные организации несут непосредственно перед сдатчиками;
за неуведомление предприятиями, объединениями и организациями банка об ошибочно зачисленных на счет суммах и непредставление в установленный срок подтверждения сальдо расчетного, текущего или иного счета;
за отдельные нарушения, допускаемые банками при осуществлении расчетных операций, не оказывающие существенного экономического воздействия на результаты деятельности сторон;
г) отказаться от взимания в доход бюджета штрафа, применяемого к предприятиям, объединениям, организациям, по вине которых не вывезены (не отгружены) в установленный срок товарно-материальные ценности или не оказаны услуги, предварительно оплаченные плательщиком по требованию или с согласия поставщика (организации, оказывающей услуги).
13. В целях унификации норм, предусматривающих ответственность плательщиков (заказчиков) за уклонение от оплаты причитающихся другим предприятиям, объединениям и организациям сумм, установить, что за неосновательный полный или частичный отказ от акцепта платежного требования, а также за уклонение от оплаты приобретенных товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг при других формах расчетов плательщик (заказчик) уплачивает соответствующему предприятию, объединению, организации штраф в размере 5 процентов суммы, от уплаты которой он отказался (уклонился).
По природопользованию
14. Установить, что в случае нарушения законодательства о природопользовании предприятия, объединения и организации несут ответственность в размере фактически причиненного ущерба и принимают меры к устранению допущенных нарушений и их отрицательных последствий, если законодательством не установлена более высокая ответственность за конкретные виды таких нарушений.
15. Признать необходимым сохранить санкции, предусмотренные Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1981 г. N 1045, лишь за грубые нарушения установленного порядка лесопользования, отменив штрафную ответственность за нарушения частного характера, не причиняющие ущерба лесному хозяйству.
16. Поручить Институту экономики и Институту государства и права Академии наук СССР разработать и представить в III квартале 1988 г. в Комиссию по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма предложения по методике определения размера ущерба, причиняемого предприятиям, объединениям и организациям нарушениями хозяйственных договоров и подлежащего возмещению в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Комиссии утвердить указанную методику и не позднее IV квартала 1988 г. довести ее до министерств и ведомств СССР и других органов хозяйственного руководства, а этим органам - до подведомственных предприятий, объединений и организаций.
17. Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма с участием Государственного арбитража СССР проводить периодически анализ эффективности действующих экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям; принимать в необходимых случаях меры к обеспечению большей увязки их с принципами новой системы хозяйствования, а по вопросам, требующим решения Правительства СССР, вносить соответствующие предложения в Совет Министров СССР.
18. Утвердить прилагаемые Изменения, которые вносятся в решения Правительства СССР.
19. Советам Министров союзных республик, исходя из мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением, в 2-месячный срок провести работу по сокращению и упорядочению экономических (имущественных) санкций, установленных законодательством союзных республик.
Председатель Совета Министров СССР | Н. Рыжков |
Управляющий Делами Совета Министров СССР | М. Смиртюков |
Приложение