Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.2.002.3-91 "Система стандартов безопасности труда. Сельскохозяйственные и лесные транспортные средства. Определение тормозных характеристик" (введен в действие постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от стр. 3

m - масса прицепного транспортного средства, кг;
2
a - измеренное и (или) среднее замедление системы буксир - прицепное
3
транспортное средство, м/с2;.
б) если используют тормоза буксирующего и прицепного транспортного средства,
F = (m + m )а - m a ,
2 1 2 3 1 1
где а - измеренное и (или) среднее замедление, измеренное у одного
1
буксирующего транспортного средства при приложении к органу управления
тормозной системой буксирующего транспортного средства того же усилия,
которое обеспечило получение замедления а , системы буксир - прицепное
3
транспортное средство.
2.3.2.2.7. Для каждого значения силы торможения F_2 рассчитывают эквивалентное среднее замедление а_2 прицепного транспортного средства по формуле
F
2
a = ────.
2 m
2
2.3.2.2.8. Для каждого значения эквивалентного среднего замедления рассчитывают эквивалентный тормозной путь S_2 прицепного транспортного средства по формуле
v
2
S = ────,
2 2a
2
где v - измеренная начальная скорость прицепного транспортного средства,
м/с.
2.3.2.2.9. Испытание повторяют при ненагруженном прицепном транспортном средстве.
2.3.2.3. В отчете об испытании при нагруженном и при ненагруженном прицепном транспортном средстве приводят соотношение между прилагавшимся усилием, тормозным путем и эквивалентным и (или) средним замедлением либо в форме графика, либо в форме таблицы соответствующих значений.
Форма отчета приведена в приложении 3.
При немеханическом приводе тормозной системы в отчет включается соотношение между тормозным путем, эквивалентным и (или) средним замедлением и соответствующим параметром трансмиссии (давление жидкости, воздуха).
2.3.3. Испытание типа 1
2.3.3.1. Последовательность испытания
Все транспортные средства, предъявляемые на данные испытания, должны предварительно пройти испытание типа 0 (п. 2.3.2).
2.3.3.2. Для прицепных транспортных средств, максимальная расчетная скорость которых не превышает 35 км/ч, рабочий тормоз следует испытывать на транспортном средстве, нагруженном до максимальной массы, определенной для испытания типа 0, а подводимая для нагрева тормоза энергия должна быть эквивалентна зафиксированной за тот же период времени на транспортном средстве, буксируемом с постоянной скоростью, составляющей (80+-5)% максимальной расчетной скорости на расстоянии 1 км с рабочими тормозами, включенными таким образом, чтобы эквивалентное тяговое усилие в сцепном устройстве прицепного транспортного средства составляло 10% массы прицепного транспортного средства с максимальной массой.
После нагрева тормозов повторяют испытание типа 0 нагруженного транспортного средства с приложением усилия, которое обеспечивает наикратчайший эквивалентный тормозной путь (наибольшее замедление) (по п. 2.3.2.2.4).
2.3.3.3. В отчет об испытании записывают значения прилагаемой силы и эквивалентных тормозного пути и замедления, рассчитанных в соответствии с требованиями пп. 2.3.2.2.1, 2.3.2.2.6 - 2.3.2.2.8.
2.3.4. Испытание типа 3
Испытание в восстановленном состоянии проводят после охлаждения тормозов в холодном состоянии повторением испытания типа 0 нагруженного транспортного средства с приложением силы торможения, зафиксированной в отчете по п. 2.3.2.3, для минимального тормозного пути.
2.3.5. Испытание в обычном режиме (тип 2).
2.3.5.1. Последовательность испытания
Все транспортные средства, предъявляемые на настоящее испытание, должны предварительно пройти испытание типа 1 (п. 2.3.3).
Рабочие тормоза транспортного средства, нагруженного в соответствии с требованиями п. 2.3.2.1, нагревают таким образом, чтобы подводимая энергия была эквивалентна зафиксированной за тот же период времени при торможении транспортного средства, движущегося по поверхности с уклоном 6% со средней скоростью 30 км/ч на расстоянии 6 км.
После нагрева тормозов повторяют испытание типа 0 нагруженного транспортного средства с приложением силы, которая соответствует наикратчайшему эквивалентному тормозному пути (эквивалентному среднему замедлению), зафиксированному в отчете по п. 2.3.2.3.
2.3.5.2. В отчет об испытаниях записывают значения прилагаемой силы, результирующего эквивалентного тормозного пути и замедления, рассчитанных в соответствии с требованиями пп. 2.3.2.2.1, 2.3.2.2.6 - 2.3.2.2.8.
2.3.6. Испытание в восстановленном состоянии (тип 3) (необязательное)
Необязательное испытание в восстановленном состоянии проводят в порядке, изложенном в п. 2.3.4.

3. Метод определения эффективности стояночного тормоза