Occupational safety standards system. Agricultural and forestry vehicles. Determination of braking performance
Дата введения 1 июля 1992 г.
Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные и лесные тракторы, в том числе тракторные самоходные шасси, промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов (далее - тракторы), самоходные сельскохозяйственные и лесные машины (далее - самоходные машины), полунавесные, монтируемые, прицепные и полуприцепные сельскохозяйственные машины (далее - прицепные машины) и тракторные прицепы (далее - прицепы), рассчитанные на эксплуатацию при скоростях, превышающих 6 км/ч.
Стандарт устанавливает методы определения эффективности действия рабочих и стояночных тормозов.
Все требования настоящего стандарта являются обязательными.
1. Общие требования
1.1. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения даны в приложении 1.
1.2. Прицепное транспортное средство должно быть присоединено деталями, предусмотренными изготовителем, к тормозной системе буксирующего транспортного средства, если управление торможением прицепного транспортного средства осуществляется с буксирующего транспортного средства.
1.3. Масса транспортного средства должна быть измерена для каждого типа испытаний и записана в отчете об испытаниях.
1.4. Испытательный трек или испытательная площадка должны иметь бетонное, асфальтовое или эквивалентное им покрытие, обеспечивающее хорошее сцепление.
1.5. Испытания следует проводить при скорости ветра менее 10 м/с.
1.6. Температура воздуха должна быть в пределах от минус 10 до плюс 35°С. Температуру следует фиксировать.
1.7. Тормозная ось (оси) должна быть оборудована шинами наибольшего диаметра из установленных изготовителем транспортного средства. Шины должны быть накачаны до давления, установленного изготовителем транспортного средства.
1.8. Перед началом серии испытаний тормоза должны быть приработаны (притерты) и отрегулированы в соответствии с инструкциями изготовителя. После этого тормоза не следует подвергать дальнейшему ручному регулированию в процессе проведения каждой серии испытаний.
В начале каждого испытания тормоза должны быть холодными. Тормоз считается холодным при выполнении одного из следующих условий:
а) температура, измеренная на диске или на наружной поверхности барабана, ниже 100°С;
б) в случае полностью закрытых тормозов, в том числе тормозов, погруженных в масло, температура, измеренная на наружной поверхности корпуса, ниже 50°С или в пределах, установленных изготовителем;
в) тормоза не должны приводиться в действие в течение предыдущего часа.
1.9. Характеристики рабочих тормозных систем следует определять до полной остановки транспортного средства при условии отсутствия блокировки колес.
1.10. Температура трансмиссии транспортного средства и привода должна соответствовать указанной изготовителем транспортного средства.
1.11. Поверхность, на которой проводят испытание, должна быть без продольных уклонов, превышающих 1%, и поперечного уклона, превышающего 3%.
1.12. При проведении испытаний должны быть обеспечены требования к точности измерений:
скорость движения - +-3%;
масса транспортного средства - +-3%;
замедление - +-3%;
тормозной путь - +-1%;
усилие, прикладываемое к органу управления - +-5%;
давление в шинах - +-5%;
давление жидкости (воздуха) в тормозной системе - +-5%.
2. Методы определения эффективности рабочих тормозов
2.1. Если при определении тормозного пути и (или) замедления требуется более одного типа испытания, то испытания следует проводить в следующей последовательности:
а) испытание в холодном состоянии - тип 0;
б) испытание в обычном режиме - тип 1;
в) испытание в восстановленном состоянии - тип 3;
г) испытание в обычном режиме - тип 2 (в случае целесообразности его проведения). Этот тип испытаний проводят только для транспортных средств с максимальной расчетной скоростью, превышающей 35 км/ч, и максимальной массой, превышающей 12000 кг;
д) испытание в восстановленном состоянии - тип 3.
2.2. Методы измерения тормозной эффективности тракторов и самоходных машин
2.2.1. Испытание типа 0
2.2.1.1. Условия проведения испытания
В процессе испытания ось, не подвергающаяся торможению, если имеется возможность ее отключения, не должна быть прямо связана с тормозной осью.
В случае нагруженного транспортного средства ось, не подвергающаяся торможению, должна нести максимальную нагрузку.
В случае колесных транспортных средств на тормозную ось (оси) должны быть установлены колеса с максимальным диаметром шин, предусмотренным изготовителем транспортных средств данного типа.
В случае транспортного средства, у которого тормозятся все колеса, передняя ось должна быть нагружена до максимального технически допустимого уровня.
Для самоходных сельскохозяйственных транспортных средств масса и нагрузка на оси должны соответствовать установленным изготовителем транспортных средств.
2.2.1.2. Последовательность испытания
У нагруженного транспортного средства, движущегося с установившейся максимальной расчетной скоростью, а если рабочая скорость выше 50 км/ч, то со скоростью 50 км/ч + 10%, перед торможением двигатель должен быть отключен от ведущей оси. Если это невозможно, то устанавливается минимальная скорость вращения вала двигателя.
Вспомогательный замедлитель, изменяющий передаточное отношение привода, или тормозящие вспомогательные устройства не следует использовать при испытаниях тормозов, если они не действуют одновременно при управлении тормозным устройством или если такое замедление не происходит автоматически при нормальном процессе торможения. Описание и указания об исполнении таких устройств должны быть приведены в отчете об испытании.
Измеряют тормозной путь и (или) замедление для нескольких различных значений усилий, прилагаемых к органу управления тормозной системой, и рассчитывают соответствующие значения среднего замедления.