Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.2.002.3-91 "Система стандартов безопасности труда. Сельскохозяйственные и лесные транспортные средства. Определение тормозных характеристик" (введен в действие постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от стр. 4

3.1. Условия проведения испытания
Испытание следует проводить при нагруженном транспортном средстве. При наличии на транспортном средстве пружинных тормозов измерения следует проводить при полном давлении или усилии.
3.2. Последовательность испытания
У транспортного средства, установленного с заданным продольным уклоном вперед и назад, измеряют усилие, которое необходимо приложить к органу управления стояночным тормозом для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии.
Если необходимо воздействовать на орган управления в течение некоторого времени для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии, то фиксируют минимальное значение приложенного усилия.
Испытание повторяют для транспортного средства, развернутого в противоположную сторону.
При отсутствии поверхности с необходимым уклоном испытание может быть проведено на горизонтальной поверхности, требования к которой приведены в п. 1.4, с приложением эквивалентного продольного усилия. Постоянное и продолжительно действующее усилие прикладывают к транспортному средству в направлении, соответствующем наклонному вперед и в противоположном направлении.
При использовании пружинного тормоза измеряют высвобождающуюся силу или высвобождающееся давление.
3.3. В отчет об испытаниях следует включать нижеприведенные данные для транспортного средства, установленного с продольным уклоном вперед или назад, а также при испытании с приложением эквивалентного продольного усилия:
а) угол наклона или эквивалентное усилие:
вперед________________ %,
назад_________________ %;
б) усилие, прилагаемое к органу управления стояночным тормозом:
при уклоне вперед_______________Н,
при уклоне назад________________Н;
или высвобождающее давление:
при уклоне вперед_______________Н,
при уклоне назад________________Н;
или высвобождающая сила:
при уклоне вперед_______________Н,
при уклоне назад________________Н;
в) характеристика транспортного средства:
наименование_____________ ,
модель___________________,
тип______________________,
серийный номер___________.
Приложение 1
Справочное
Термин
Пояснение
1. Транспортное средствоТрактор, самоходная машина, прицепная машина и прицеп
2. Масса в ненагруженном состоянииМасса ненагруженного транспортного средства
3. Ненагруженное транспортное средствоТранспортное средство в рабочем состоянии, заправленное топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными материалами (если их используют) с оператором (если он предусмотрен) массой 75 кг, но без дополнительных навесных орудий или нагрузки
4. Нагруженное транспортное средство (если не установлены другие требования)Транспортное средство, нагруженное до достижения максимальной массы
5. Максимальная нагрузка на осьТехнически допустимая нагрузка на ось, установленная изготовителем для каждой оси (сумма максимальных нагрузок на оси может превышать технически допустимую максимальную массу транспортного средства)
6. Максимальная массаТехнически допустимая максимальная масса транспортного средства, установленная изготовителем (она может превышать максимальную массу, регламентированную национальными нормативно-техническими документами)
7. Тормозная системаСовокупность устройств, предназначенных для снижения скорости и остановки движущегося транспортного средства или для фиксирования его неподвижности во время стоянки. Тормозная система состоит из органа управления, привода и собственно тормоза
8. Орган управленияУстройство, на которое непосредственно воздействует оператор для передачи приводу энергии, необходимой для торможения, или для управления этой энергией
9. ПриводСовокупность элементов, находящихся между органом управления и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь. Привод может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим или смешанным. В случае, когда торможение осуществляется целиком или частично с помощью источника энергии, не зависящей от оператора, но управляемой им, этот источник с запасом энергии является частью привода
10. ТормозУстройство, в котором возникают силы, противодействующие движению транспортного средства
11. Рабочая тормозная системаТормозная система, предназначенная для снижения скорости транспортного средства с необходимой эффективностью или для его остановки
12. Стояночная тормозная системаТормозная система, предназначенная для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии
13. ЗамедлительВспомогательная тормозная система, способная создавать и поддерживать сопротивление движению транспортного средства в течение длительного времени без значительного снижения эффективности торможения
14. Вторичная (пассивная) тормозная системаТормозная система, в которой энергия, необходимая для создания усилия торможения, генерируется на буксирующем транспортном средстве и передается на буксируемое транспортное средство
15. Пружинный тормозТормоз, в котором энергия, требующаяся для торможения, обеспечивается одной или несколькими пружинами, действующими как аккумулятор энергии
16. Сила, прилагаемая для управления тормозомСумма всех сил, прикладываемых водителем к органу (органам) управления тормозной системой, измеренная в точке приложения нагрузки по линии, проходящей от точки приложения через сустав бедра оператора при ножном педальном управлении или через плечевой сустав руки при ручном управлении
17. Тормозной путьРасстояние по линии движения транспортного средства от точки, которая соответствует первому моменту воздействия на орган управления тормозной системой, до точки, в которой произошла остановка транспортного средства
18. Среднее замедлениеЗамедление транспортного средства, рассчитанное по начальной скорости и тормозному пути, которое определяют по формуле
V_2
a = --------
2S
где a - среднее замедление, м/с2;S - тормозной путь, м;v - начальная скорость, м/с.
19. Измеренное замедлениеСреднее из зафиксированных значений замедления, записанных, например, прибором для измерения замедления
20. Высвобождающее давлениеДавление жидкости или воздуха в приводе тормозной системы, требующееся для полного освобождения тормозов
21. Высвобождающая силаУсилие на органы управления тормозной системой, требующееся для полного освобождения тормозов
22. Максимальная расчетная скоростьМаксимальная расчетная скорость движения транспортного средства, при которой регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя установлен на максимальное число оборотов холостого хода, рекомендуемое изготовителем
Приложение 2
Обязательное

Форма отчета об испытаниях тракторов и самоходных машин

Наименование и адрес изготовителя транспортного средства_________________
_________________________________________________________________________
Кем предъявлено на испытание ____________________________________________
Характеристика транспортного средства
Наименование___________________ Модель_______________________________
Тип ___________________________ Серийный номер_______________________
Масса в ненагруженном состоянии Максимальная масса________________ кг
_______________________кг
Масса, приходящаяся на каждую из Максимальная технически допустимая
осей (по результатам испытаний) масса, приходящаяся на каждую
_______________________кг из осей __________________________ кг
Максимальная расчетная скорость
_________________ кг
_______________________ км/ч
Шины
Размеры шин на каждой из осей
_____________________________
Давление воздуха в шинах на
каждой из осей ______________
Характеристика тормозной системы