заменить летнюю смазку в агрегатах и узлах машин на зимнюю;
заправить систему охлаждения двигателя низкозамерзающей жидкостью, а при ее отсутствии - водой с условием ежедневного слива после окончания работы;
довести плотность электролита в аккумуляторных батареях до соответствующего значения, отвечающего зимней эксплуатации аккумуляторов;
проверить исправность стеклоочистителей;
перевести машины на зимние сорта топлива;
подготовить средства, обеспечивающие легкий пуск двигателей внутреннего сгорания.
6.7. При подогреве двигателя машины горячей водой ее температура должна быть 70..80°С, температура масла, заливаемого в картер двигателя, 60°С.
6.8. Удалять воду из системы охлаждения необходимо при ее температуре не ниже 40°С через 10...15 мин после остановки двигателя. Вода должна быть слита полностью, спускные краны на время стоянки необходимо оставлять открытыми.
6.9. При температуре воздуха ниже минус 15...20°С масла следует слить из картера двигателя немедленно после его остановки.
7. Эксплуатация машин в особых условиях
7.1. Особыми условиями эксплуатации машин являются: ночное время суток, холодное время года, высокогорные условия, повышенная запыленность воздуха, а также работа на песчаных, каменистых, переувлажненных или заболоченных грунтах и горных склонах.
Эксплуатация машин в ночное время
7.2. Работа машин в ночное время допускается при условии обеспечения эффективного их использования, соответствующего качества выполняемых работ и безусловного соблюдения правил техники безопасности.
7.3. Для обеспечения ритмичности проведения ночных работ необходимо заблаговременно, в течение светового периода суток осуществить следующие подготовительные и организационные мероприятия:
ознакомиться с фронтом работ и его особенностями;
произвести электромонтажные работы по заранее разработанной схеме освещения участка производства работ;
укомплектовать машины, предназначенные для работы в ночное время, необходимым количеством светильников и средств сигнализации;
произвести разбивку и подготовку участка производства работ;
обозначить фонарями с красным светом имеющиеся на участке препятствия, которые невозможно устранить, а также места резких поворотов;
разработать световую сигнализацию для связи машинистов с мастером (сигнализация должна быть ответной);
7.4. На объектах с крутыми склонами (свыше 8...9°) использовать машины в ночное время не разрешается.
Эксплуатация машин в холодное время года
7.5. Машины, предназначенные для работы в зимнее время, должны быть специально подготовлены в соответствии с требованиями охраны труда. Машины должны пройти подготовку к осенне-зимнему периоду эксплуатации (см. гл. 6) и иметь утепленные кабины, оснащенные отопителями. Двигатели должны быть укомплектованы утеплительными чехлами.
7.6. Машины, используемые в холодное время года с температурой воздуха ниже минус 5°С, должны быть обеспечены:
стоянкой в отапливаемых помещениях - гаражах;
индивидуальными или групповыми подогревателями, приспособлениями и устройствами для подогрева масла и воды.
7.7. Допускается стоянка машин в неотапливаемых помещениях или на открытых площадках с обеспечением предпускового разогрева основных агрегатов машины. Использование открытого огня для предпускового разогрева категорически запрещается.
7.8. При использовании машин в холодное время года вдали от населенных пунктов, базы предприятия или его подразделений (участка, прорабства) должны одновременно работать не менее двух машин в пределах видимости.
Эксплуатация машин в горной местности, на переувлажненных и заболоченных грунтах
7.9. В машинах, предназначенных для работы в горной местности, необходимо проверять регулировку и действие муфт включения и тормозов перед началом работы и перед возобновлением ее после перерывов. Оставляя машину, машинист обязан затормозить ее и выключить двигатель.
7.10. Машины, предназначенные для использования на переувлажненных и заболоченных грунтах, должны быть оборудованы устройствами для повышения их проходимости (установка уширенных гусениц, полугусеничного хода, дополнительных колес и т.д.).
8. Допуск к управлению машинами
8.1. Все машины, работающие на предприятиях или в подразделениях, должны быть закреплены за машинистами (водителями) с оформлением акта о закреплении машины за машинистом (водителем) (приложение 17) и выдачей машинисту справки о закреплении машины (приложение 18). Работа на незакрепленных машинах запрещается.
8.2. К работе на машинах должны допускаться лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности и имеющие (обязательно) удостоверение (приложение 19) на право работы на данной машине, выданное соответствующей организацией.
8.3. К управлению машинами, поднадзорными Госавтоинспекции, Госпроматомнадзору, Главгосэнергонадзору, допускаются машинисты (водители), окончившие соответствующие учебные заведения и аттестованные квалифицированными комиссиями с обязательным участием в них представителей вышеуказанных ведомств.
8.4. При переводе машинистов с одной модели машины на другую или при освоении машинистом новой машины необходимо ознакомить машиниста с ее конструктивными особенностями, правилами безопасной эксплуатации, организовать необходимую стажировку, произвести проверку практических навыков.
8.5. При работе на машине машинист обязан иметь при себе:
удостоверение на право управления данной машиной (см. приложение 19);
справку о закреплении за ним машины (см. приложение 18);
наряд или путевой лист с указанием вида и места работы.
В наряде или путевом листе должна быть отметка (штамп) за подписью механика или прораба - "Машина технически исправна. Выезд разрешаю".
8.6. Число машинистов и их помощников для работы на машине определяется на основании указаний заводов-изготовителей, изложенных в техническом описании и инструкции по эксплуатации или паспорте, а также особенностей условий производства работ и принятого режима эксплуатации машин на данном предприятии.
9. Контроль за соблюдением правил эксплуатации машинного парка
9.1. Производители работ, мастера и службы производственно-технических отделов несут непосредственную ответственность и осуществляют контроль:
за правильной организацией рабочего места и обеспечением эффективного применения машин в производственном процессе с высоким качеством выполняемых механизированных работ;
за организацией учета и отчетности по использованию машин;
за проведением инструктажа и соблюдением правил техники безопасности при производстве работ;
за сохранностью машин как в период их работы, так и в период их вынужденного простоя по тем или иным причинам на объектах работ.
9.2. Службы главного механика несут непосредственную ответственность и осуществляют контроль:
за правильностью управления машинами;