3.10. Автозимники на снегозаносимых участках трассируют в каждом конкретном случае на основе анализа материалов изысканий с учетом рельефа местности, направления господствующих ветров и их скорости, мощности снежного покрова и объемов переносимого при метелях снега.
Трассу автозимника на снегозаносимых участках следует по возможности совмещать с направлением господствующих ветров или располагать под углом к ним не более 30°. Если трасса автозимника проходит через пониженные места (ложбины, глубокие балки и овраги, котловины и т.д.), то следует предусматривать обход их с подветренной стороны или пересечение по кратчайшему расстоянию.
3.11. Располагать трассу автозимника на подветренных склонах косогоров не рекомендуется, предпочтение следует отдавать водораздельным ходам и наветренным склонам косогоров.
В широких долинах трасса должна находиться не менее чем в 50 м от подошвы ближайшей возвышенности с наветренной стороны и не менее чем в 60 м - с подветренной.
3.12. Следует предусматривать, как правило, обход участков местности, в пределах которых наблюдается развитие наледей или прогнозом установлена потенциальная возможность их возникновения в процессе строительства и эксплуатации автозимника.
Благоприятными для трассирования автозимника по инженерно-геологическим условиям являются: равнинные участки высоких речных террас и водоразделов; склоны антиклинальных долин и дренированные склоны речных долин с падением пластов вглубь склона; склоны и террасы южной экспозиции, где отсутствуют вечномерзлые грунты и надмерзлотные воды; водотоки с глубокими узкими руслами, заросшими растительностью.
Неблагоприятными являются склоны северной экспозиции с неглубоким залеганием вечномерзлых грунтов и наличием надмерзлотных вод, места с выходом подземных вод, сильнозаболоченные склоны, водотоки с распластанными руслами и малыми глубинами.
3.13. Появление наледей в результате строительства автозимников возможно:
при пересечении практически всех водотоков в горной местности;
на участках водотоков с перекатами, порогами, островами, конусами выносов, распластанными галечниковыми руслами;
на устьевых участках рек и их притоков;
на склонах северной экспозиции и на участках местности при наличии грунтового потока, движущегося в замкнутом контуре по водоупорному слою.
3.14. Пересечение трассой наледных водотоков следует предусматривать в местах наибольшей их концентрации, назначая дополнительные меры по их утеплению.
При обходе наледного участка трассу автозимника рекомендуется размещать выше места выхода наледных источников или ниже наледного поля на расстоянии не менее 20 м от его границы.
3.15. На участках действующих и прогнозируемых наледей производят инструментальную съемку в масштабе 1:2000-1:5000. Съемкой охватывают наледь и прилегающие к ней участки местности на расстоянии до 100 м; на плане отражают геоморфологические особенности и взаимное расположение наледи и трассы. Гидрогеологические обследования целесообразно выполнять в конце зимы и весной (на участках действующих наледей) или в начале зимы, когда могут быть получены необходимые данные об осенне-зимних расходах вод, подрусловых и грунтовых водах и др.
В описании наледи указывают:
место образования, гидрогеологические, геоморфологические и мерзлотно-грунтовые особенности;
вид растительного покрова и деформаций деревьев;
геометрическую форму, размеры и объем наледи;
место выхода, расход и скорость воды в источнике, питающем наледь, а также температуру воды в месте выхода на поверхность;
время появления наледи, характер ее развития, период максимального развития и исчезновения (по опросу жителей или наблюдениям);
вероятные причины возникновения наледи, степень угрозы автозимнику и его сооружениям, рекомендуемые противоналедные мероприятия.
3.16. При прокладке трассы автозимника в гольцовых, резко расчленнных # горных зонах с повышенными снегозапасами и интенсивной метелевой деятельностью необходимо учитывать возможность образования лавин. Наиболее лавиноопасными являются глубоко врезанные долины рек и подветренные склоны крутизной от 25 до 55°.
При выборе строительных площадок и трассировании автозимников следует также учитывать возможность горных обвалов и схода селей, очаги развития которых обычно совпадают с границами лавиноопасных зон.
Строительство автозимника в пределах лавинных и селевых конусов выноса не рекомендуется.
3.17. Границы лавиноопасных зон устанавливают по геоморфологическим и геоботаническим признакам:
а) наличию лавинных каналов стока - узких крутостенных врезов, служащих путями транспортировки обвального снега. Склоны врезов имеют на выходах коренных пород следы лавинной шлифовки, а на вогнутых поворотах лавинных логов обычно наблюдаются следы боковой лавинной эрозии: расширение поперечного сечения лотка, уничтожение древесной и кустарниковой растительности и дернины на значительную высоту над тальвегом;
б) наличию бугров и гряд обломочного материала в долинах конусов выноса лавин. В отличие от конусов выноса, создаваемых временными горными ручьями, на конусах выноса лавин не наблюдается сортировки материалов. На поверхности лавинного конуса зачастую располагаются глыбы горной породы. За пределами конусов выноса лавин, как правило, образуются лавинные бугры из мелкого обломочного материала и гряды высотой до 2 м, параллельные телу лавины. Гряды часто наложены на конусы выноса, поэтому последние имеют сложный микрорельеф, состоящий из системы радиально расходящихся гряд;
в) резкому изменению видового состава леса, наличию следов прохождения лавин на стволах деревьев, изменению видового состава растительности в долинах. В лесной зоне на лавинных каналах стока полностью уничтожаются хвойные породы и появляется угнетенная лавиновыносливая растительность.
Лавиноопасные участки следует обследовать весной и летом. До начала работ необходимо собрать все сведения о случаях схода лавин в обследуемом районе. Если имеются материалы аэрофотосъемки района, то необходимо изучить фотоснимки и по ним составить предварительную картосхему лавин.
3.18. В сложных условиях необходимо выполнять изыскания нескольких вариантов трассы, чтобы выбрать экономически и технически целесообразное решение.
Вариант прокладки трассы автозимника считается рациональным при полном или частичном обходе скально-обвальных, селевых и лавиноопасных участков, а также участков с развитием карста, с оврагами, неустойчивых косогоров с оползневыми склонами.
3.19. Выбор перехода через водоток является ответственным элементом работ при трассировании автозимников. В процессе изысканий устанавливают устойчивость русла и берегов, режимы и расходы водотока, время и характер ледостава, наличие теплых течений и ключей, возможность образования наледей и т.д.
В соответствии с данными обследования решают вопрос об устройстве моста или переправы по льду.
3.20. Мосты целесообразно сооружать в следующих случаях:
при неблагоприятном осеннем режиме водотока для проезда без моста;
при отсутствии на реке устойчивого ледяного покрова (многослойный тонкий лед);
при резких и значительных колебаниях уровня воды в реке, особенно в зимний период;
при резком заглублении русла в устойчивых берегах.
В остальных случаях предусматривают устройство ледовых переправ.
3.21. Место расположения ледовой переправы определяют с учетом:
возможности пересечения водотока по кратчайшему пути;
возможности устройства подходов к переправе с минимальным объемом земляных работ;
сопряжения льда с берегом (лед лежит на воде, а не на береговых камнях и не имеет под собой воздушной прослойки);
равномерности толщины льда по всей переправе;
отсутствия теплых течений, ослабляющих лед, а также полыней, пропарин и крупных торосов;
возможности устройства дублирующей переправы на близком расстоянии от основной.
3.22. По материалам изысканий составляют рабочий проект на строительство автозимника с широким использованием типовых и ранее разработанных экономичных проектов на аналогичные объекты в соответствии с рекомендуемым приложением 3.