Ведомственные строительные нормы ВСН 137-89"Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР"(утв. Минтрансстроем СССР от 4 сентября 1989 г. N АВ-445) стр. 6

4.32. При прохождении трассы через обширные по площади сезонно-промерзающие торфяные болота земляное полотно регулярных автозимников I-II категорий, которые подлежат в перспективе переводу в постоянные автомобильные дороги, следует проектировать с обеспечением промораживания грунтов в основании. При этом насыпи на болотах I типа проектируют применительно к поперечному профилю типа 28, а на болотах II и III типов - применительно к поперечным профилям типа 29 и 30 (см. рис. 17).
Дороги на промороженных основаниях предусматривают, как правило, при глубине болот более 1,5 м и протяженности участков более 1 км в северных районах со среднегодовыми температурами воздуха ниже 0°С. Не рекомендуется проектировать дороги на промороженных основаниях на участках топей выклинивания и проточных топей с циркулирующими потоками болотных вод.
Торфяная часть насыпи должна иметь серповидный профиль с крутизной откосов 1:2. Толщина намораживаемой плиты по оси дороги должна быть на 0,3 м больше, чем по бровкам.
Расчет параметров земляного полотна на промороженных основаниях выполняют согласно обязательному приложению 6.
4.33. Мероприятия, направленные на продление сроков эксплуатации сухопутных автозимников и перевод их в постоянные автомобильные дороги, включают:
а) более ранний ввод в эксплуатацию ледовых переправ путем усиления ледяного покрова;
б) устройство водопропускных сооружений (трубы, мосты) в местах пересечения автозимника с ручьями, оврагами или балками;
в) возведение земляного полотна с использованием минеральных грунтов на особо сложных участках (переходы через болота и мари, подходы к водопропускным сооружениям и т.п.);
г) возведение земляного полотна на косогорах, на наледных участках и на участках, где предусмотрено смягчение продольного профиля;
д) досыпку земляного полотна на всем протяжении до проектных отметок.
Мероприятия, направленные на продление сроков эксплуатации автозимников и последующий перевод их в постоянные автомобильные дороги, должны обеспечиваться при минимальных затратах, эффективность которых определяют согласно обязательному приложению 2.

Водоотводные устройства

4.34. На автозимниках, предназначенных для эксплуатации только в период с устойчивыми отрицательными температурами воздуха, не предусматривают устройства поперечных уклонов проезжей части и водоотводных сооружений. Лишь на косогорах для отвода поверхностных и грунтовых вод следует проектировать нагорные канавы или нагорные валики из грунта, а также лотки для предупреждения размыва земляного полотна в летний период и образования наледей в зимний.
4.35. На автозимниках с продленными на весенне-летний период сроками эксплуатации предусматривают проезжую часть с двускатным поперечным профилем. Поперечный уклон грунтовых покрытий принимают .
В зависимости от рельефа, гидрологических, гидрогеологических и мерзлотно-грунтовых условий поверхностные и грунтовые воды от дорожного полотна отводят с помощью следующих сооружений:
боковых водоотводных канав, лотков или боковых резервов;
нагорных грунтовых валиков и нагорных канав;
поперечных водоотводных канав.
Места размещения водоотводных сооружений, их конструкции и размеры назначают согласно указаниям ВСН 84-89 "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты" (М., 1990).
4.36. При проектировании регулярных автозимников I-III категорий, особенно подлежащих в перспективе переводу в постоянные дороги, на периодически действующих и постоянных водотоках, на пересечении оврагов и балок следует предусматривать водопропускные сооружения капитального типа:
сборные железобетонные круглые и прямоугольные трубы из унифицированных элементов, бетонные трубы, металлические гофрированные трубы;
малые мосты на свайных опорах с использованием унифицированных сборных пролетных строений длиной 6, 9, 12, 15 и 18 м.
При проектировании и строительстве водопропускных сооружений необходимо руководствоваться СНиП 2.05.03-84, СНиП III-43-75, ВСН 84-89, "Инструкцией по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб" ВСН 176-78 (ЦНИИС, М., 1979) и Дополнением N 1 к ВСН 176-78.
4.37. Бровка земляного полотна на подходах к малым мостам и Трубам должна возвышаться над расчетным горизонтом воды при безнапорном режиме работы сооружения не менее чем на 0,5 м.
Вероятность превышения паводка при проектировании насыпи на подходах к мостам следует принимать 2%, а на подходах к трубам - 3%.
4.38. При пропуске расчетных паводков трубы должны работать, как правило, в безнапорном режиме. В I дорожно-климатической зоне при назначении отверстий труб аккумуляцию воды перед сооружением не учитывают, чтобы не вызвать деградации вечномерзлых грунтов.
4.39. На участках действующих и прогнозируемых наледей на водотоках следует предусматривать:
а) преимущественно высокие свайно-эстакадные мосты, полностью перекрывающие наледный лог;
б) мосты с любыми конструкциями фундаментов и опор, но с увеличенными подмостовыми габаритами для пропуска наледей;
в) мосты со спрямленными углубленными руслами или мосты совместно с утепленными лотками;
г) железобетонные трубы с отверстием не менее 1,5 м или металлические гофрированные трубы диаметром не менее 2 м.
При проектировании труб и мостов на наледных участках следует руководствоваться указаниями ВСН 84-89 и "Руководством по проектированию искусственных сооружений автомобильных дорог на водотоках с наледями" Минавтодора РСФСР (М.: Транспорт, 1978).
4.40. На регулярных автозимниках III категории и временных автозимниках всех категорий проектируют мосты деревянные, как правило, с широким использованием дереволедяных элементов для устройства верхнего строения и сопряжений мостов с подходами к ним. Целесообразно предусматривать возможность быстрой разборки верхнего строения моста перед ледоходом.
На регулярных автозимниках и временных автозимниках I-II категорий мосты проектируют на свайных, рамно-лежневых и ряжевых опорах; на временных автозимниках III категории через малые водотоки допускается устройство деревянных мостов на лежнях.

Здания и обстановка в пути

4.41. В проектах автозимников следует предусматривать строительство комплексов зданий и сооружений для организации служб по строительству, содержанию и ремонту автозимников, обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок и для служб Государственной автомобильной инспекции (ГАИ).
Проектирование необходимых комплексов зданий и сооружений и привязку их к автозимнику производят одновременно с прокладкой трассы.
4.42. К зданиям и сооружениям дорожной службы относятся: комплексы управления дорог; комплексы зданий и сооружений основного (дорожный участок, ремонтно-строительное управление) и низового (дорожно-ремонтный пункт, прорабский участок) звеньев дорожной службы; жилые дома для рабочих и служащих; производственные базы; пункты обслуживания мостов и переправ.
К зданиям и сооружениям автотранспортной службы относятся: комплексы автомобильных станций, гаражи, перецепные пункты, ремонтные и автозаправочные станции, общежития, столовые, дома для отдыха водителей и пассажиров.
Расходы на строительство и сооружение комплексов зданий и сооружений дорожной службы несут дорожные организации, а на строительство и содержание комплексов зданий и сооружений для нужд автотранспортной службы и службы ГАИ - автотранспортные организации.
4.43. Здания и сооружения автотранспортной службы проектируют и привязывают на основе экономических изысканий с учетом интенсивности движения, расположения грузообразующих пунктов, местных природных условий, потребностей в том или ином виде грузовых и пассажирских перевозок и обслуживания участников движения.
Подразделения автотранспортной службы в зависимости от развертывания всех служб или только их части делят на три категории:
1 - пункт обслуживания подвижного состава, гараж, диспетчерский пункт с селекторной, телефонной связью или рацией, автозаправочная станция, дома для отдыха водителей и пассажиров, столовая на 30-50 посадочных мест;
2 - диспетчерский пункт с селекторной, телефонной связью или рацией, дом для отдыха водителей и пассажиров, автозаправочный пункт, столовая или буфет, пункт мелкого ремонта и осмотра подвижного состава;
3 - дома для кратковременного отдыха водителей и пассажиров на 15-20 мест.
4.44. Здания и сооружения дорожной службы следует проектировать на основе заданий, учитывающих организационную структуру службы ремонта и содержания дорог (линейная, территориальная, линейно-территориальная), наличие основных и низовых звеньев дорожной службы.
Наиболее целесообразной в условиях Севера является организация службы ремонта и содержания по линейной схеме: дорожный участок (ДУ), дорожно-ремонтный пункт (ДРП), дистанция линейного мастера (ЛМ).
4.45. Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб следует располагать у населенных пунктов, на единых для всего комплекса или близко расположенных площадках, непосредственно примыкающих к полосе отвода автозимника, и предусматривать общие энерго- и водоснабжение, отопление, канализацию, связь, ремонтную базу и пр. При этом следует учитывать возможность кооперирования с близко расположенными предприятиями в части организации медицинского обслуживания, пожарной охраны, общественного питания, благоустройства прилегающих территорий и пр.
Расстояние между комплексами зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб принимают ориентировочно в соответствии с табл. 13.
Таблица 13