буровзрывные работы;
удаление валунов, находящихся на поверхности;
грубую планировку с удалением взрыхленной породы и снятие мохорастительного покрова бульдозерами;
устройство выравнивающего слоя из минеральных грунтов на регулярных автозимниках или из оледененного снега на временных.
На временных автозимниках, устраиваемых на косогорах, для выравнивания косогоров вместо земляных работ допускается укладка клеток из жердей или бревен с последующей засыпкой их снегом и поливкой водой.
5.15. Время производства работ по подготовке грунтового основания увязывают со степенью влажности грунта основания.
В районах с относительной влажностью грунта до 0,8 (влажности на границе текучести) земляные работы выполняют бульдозерами в летний период. При более высокой влажности грунта расчистку просеки следует вести поздней осенью или зимой, а земляные работы и планировку основания - весной, по мере оттаивания грунта.
5.16. Основной объем работ по подготовке грунтового основания выполняет дорожный отряд, укомплектованный бульдозерами, прицепными или навесными рыхлителями, тяжелыми автогрейдерами, буровзрывным оборудованием и автомобилями-самосвалами.
За механизированной колонной движется бригада рабочих, которая устраняет неровности пути, заделывает ямы, образовавшиеся при удалении пней и валунов, устраивает на отдельных участках выравнивающий слой из грунта, уширяет разъезды и устанавливает дорожные знаки.
5.17. На автозимниках, прокладываемых по заболоченным поймам и долинам рек, где нет угрозы развития термокарстовых процессов, подготовка грунтового основания включает удаление мохорастительного покрова в пределах проезжей части (см. рис. 3, тип 7). Эту работу выполняют бульдозером последовательными проходами вдоль оси дороги. После естественного заполнения корыта водой и ее замерзания создается ровное и прочное основание.
5.18. На бугристых вечномерзлых торфяниках, в кочкарниковой тундре с полигонально-жильным рельефом и близким залеганием от поверхности сильнольдистых грунтов и подземных льдов удалять мохорастительный покров запрещается. На таких участках при подготовке основания выполняют проминку трассы продольными проходами вездеходной гусеничной техники.
Для получения ровного основания допускается рыхление мохорастительного покрова и перемешивание его с грунтом деятельного слоя с последующей планировкой и уплотнением слоя гладилками, прицепными волокушами или отвалом бульдозера за три-четыре прохода трактора по одному следу (см. рис. 3, тип 8).
5.19. Подготовка основания автозимников на болотах (см. рис. 5) производится с учетом повышения несущей способности торфяных грунтов при их промерзании в целях максимального промораживания дорожной полосы в кратчайшие сроки.
Для ускорения промерзания болот необходимо:
проминать мохорастительный покров, чтобы прорвать верхнюю корку болот и выжать воду на поверхность;
систематически расчищать снежный покров в начале зимнего периода с последующим переходом к его уплотнению.
Для проминки (уплотнения) мохорастительного покрова на болотах рекомендуется использовать тракторы болотной модификации или гусеничные тягачи типа БТ-361, ГАЗ-47, АТЛ, ГТТ, а для расчистки снега - типа БАТ, бульдозеры на тракторах с уширенными гусеницами или прицепные снегоочистительные угольники.
5.20. Болота следует проминать, как правило, после первых заморозков, т.е. практически по талому торфяному слою. Эффективная проминка и беспрепятственный проход машин по болоту обеспечиваются, если удельное давление на грунт превышает допустимое (табл. 14) не более чем на 25%.
Таблица 14
Торф | Влажность, % к массе сухого торфа | Допустимое давление, МПа |
Очень плотный, слабоувлажненный | До 400 | 0,060 |
Плотный, среднеувлажненный | От 400 до 600 | 0,042 |
Рыхлый, увлажненный | " 600 " 1000 | 0,033 |
Очень рыхлый, сильноувлажненный; сапропель | " 1000" 1500 | 0,015 |
Жидкий; сапропель | Более 1500 | До 0,007 |
Средние значения давления отдельных типов гусеничных машин, рекомендуемых для проминки болот, приведены в табл. 15.
Таблица 15
Марка машины | Масса машины в заправленном состоянии, кг | Ширина гусеницы, мм | Опорная длина гусеницы, мм | Площадь опорной поверхности, см2 | Среднее удельное давление, МПа |
Т-130С | 13682 | 500 | 2500 | 25000 | 0,055 |
ДЗ-126 | 27500 | 690 | 3210 | 44360 | 0,062 |
Г-140 | 15100 | 700 | 2570 | 36000 | 0,042 |
ТТ-4 | 7750 | 420 | 2430 | 20412 | 0,038 |
Т-180С | 16100 | 700 | 2220 | 31080 | 0,052 |
АТЛ | 6300+2000* | 314 | 3058 | 18910 | 0,034-0,047 |
ГТТ | 8200+2000* | 540 | 4047 | 43686 | 0,020-0,024 |
ГАЗ-47 | 3750+1000* | 390 | 3630 | 28314 | 0,013-0,017 |
БАТ-М | 20000+5000* | 500 | 3836 | 38360 | 0,052-0,065 |
* Масса машин в заправленном состоянии плюс масса груза. |
5.21. В местах развития больших природных наледей сооружают трубы и мосты с увеличенными отверстиями, предусматривая свободный пропуск наледи в течение всего зимнего периода. Отверстие моста должно превышать на 0,3-0,5 м максимальную мощность наледи, определяемую по данным изысканий или расчетом в соответствии с "Руководством по проектированию искусственных сооружений автомобильных дорог на водотоках с наледями".
5.22. На переходах через овраги устраивают снежно-ледяные насыпи. При невозможности уплотнения снега в насыпи (глубокие узкие овраги) их усиливают деревянным настилом или при наличии вблизи водоема намораживают методом дождевания воды, доставляемой автомобильным транспортом.
5.23. При строительстве сухопутных автозимников в осенне-зимний период (второй этап) сооружают снежное или снежно-ледяное полотно, ледовые переправы и устанавливают дорожные знаки и ориентирующие вехи (см. пп. 4.50 - 4.52).
5.24. В зависимости от природно-климатических условий, принятой конструкции автозимника и времени производства работ рекомендуются следующие методы устройства снежного (снежно-ледяного) полотна автозимников:
постепенное наращивание снежного полотна в течение зимы на подготовленном грунтовом основании;
устройство снежных насыпей в начале зимы с последующим регулярным уплотнением в течение зимы свежевыпавшего снега;
прокладка временных автозимников по снежной целине без подготовки грунтового основания.
5.25. Уплотнять снег на полотне автозимника целесообразно при толщине снежного покрова до 20 см. Если снегопад или метель в период строительства продолжается, работы по уплотнению не прекращают, так как укатка толстых (25 см и более) слоев снежного покрова затруднительна.
При толщине снежного покрова до 10 см последний уплотняется под действием движения автомобилей с одновременной планировкой снежного полотна автогрейдером или волокушами-гладилками.
Слой снега толщиной более 10 см следует уплотнять прицепными катками на пневматических шинах массой 10-15 т, пригруженными трейлерами, многополозными санями или волокушами-гладилками из труб за 1 проход по одному следу по всей ширине полотна автозимника. Доуплотнение снежного полотна происходит под действием движения автомобилей.
Снег слоями толщиной более 25 см уплотняют после предварительного рыхления и перемешивания его ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на трактор.
При послойном наращивании снежного полотна в течение зимы плотность снега в слое должна быть не менее для автозимников I-II категорий и не менее - III категории.
Для предупреждения образования на полотне ям, выбоин, колей, ухабов и подобных деформаций толщину уплотненного полотна на автозимниках, запроектированных по типам I-II (см. рис. 1-5), обычно ограничивают 30 см.
5.26. Снежные насыпи при достаточной толщине снежного покрова (более 30 см) возводят бульдозерами путем поперечной или продольной надвижки снега послойно или набрасывают снег в тело насыпи шнекороторными снегоочистителями. Надвинутые слои снега толщиной 30-40 см планируют и частично уплотняют опущенным отвалом бульдозера при заднем ходе трактора, а затем уплотняют катками на пневматических шинах за 2-3 прохода по одному следу.
При недостаточной толщине естественного снежного покрова для накопления снега на месте будущей насыпи устраивают траншеи, снежные стенки или валы высотой, равной проектной высоте насыпи. Для устройства снежных стенок и валов используют бульдозеры, двухотвальные тракторные снегоочистители или прицепные угольники. После накопления в теле насыпи слоя снега толщиной 40-50 см его рыхлят ребристыми металлическими катками, планируют опущенным отвалом бульдозера и уплотняют катками на пневматических шинах за 2-3 прохода по одному следу.
Снежные насыпи возводят послойно. Плотность снега в верхнем слое насыпи должна составлять не менее , а в нижних - не менее .
5.27. Технологию уплотнения снега уточняют в каждом конкретном случае в зависимости от требуемой плотности снега в слоях и его состояния в момент обработки. При этом руководствуются следующими положениями:
плотность снега до достигается уплотнением его опущенным отвалом бульдозера;
плотность снега до (при температуре воздуха до минус 10°С) и до (при температуре ниже минус 10°С) достигается уплотнением его катками;
плотность снега более достигается дополнительным поливом полотна водой после уплотнения; количество воды зависит от требуемой плотности снега (табл. 16).
Таблица 16
Требуемая плотность снега в полотне,г/см3 | 0,50 | 0,55 | 0,60 | 0,65 | 0,70 |
Количество воды, % к массе уплотняемого снега | 0 | 5 | 12 | 20 | 28 |
5.28. Для получения высокой плотности и прочности снежного полотна необходимо регулировать удельное давление в пневматических шинах катков таким образом, чтобы оно в процессе уплотнения было близким к прочности снега в начале уплотнения (табл. 17).
Таблица 17
Состояние снега | Предел прочности рыхлого снега, МПа, при его начальной плотности, г/см3 | |||
0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,40 | |
Свежевыпавший | 0,02-0,04 | 0,03-0,06 | 0,06-0,09 | 0,13-0,28 |
Лежалый | 0,01-0,03 | 0,02-0,05 | 0,05-0,07 | 0,08-0,11 |
Примечание. В таблице даны значения предела прочности при сжатии взрыхленного и перемешанного снега с выдержкой в течение 2 ч при температуре от минус 5 до минус 20°С. При выдерживании до 4 ч предел прочности возрастает в 1,3-1,4 раза, до 6 ч - в 1,4-1,6 раза. |
5.29. При устройстве снежно-ледяной одежды слой снега поливают водой на ширину проезжей части через 12 - 14 ч после уплотнения; расход воды - 2 - 4 л на покрытия. Для полива могут быть использованы вакуум-цистерны, смонтированные на автомобилях и оборудованные устройствами для забора и слива воды, автополивщики, поливомоечные машины или цистерны, установленные на тракторных санях.
5.30. Для получения необходимой прочности уплотненного снега требуется некоторое время для его смерзания. Движение автомобилей допускается, если снежное полотно плотностью и более выдержано при температуре воздуха: