Ведомственные строительные нормы ВСН 137-89"Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР"(утв. Минтрансстроем СССР от 4 сентября 1989 г. N АВ-445) стр. 10

восстановление перехода на местности согласно проекту;
земляные работы по устройству подходов к реке;
очистка поймы реки по трассе перехода от крупных камней, мешающих движению транспортных средств, засыпка углублений;
б) остальные операции те же, что и при устройстве автозимника на ледяном покрове, и выполняются в том же порядке (см. пп. 5.37 - 5.41).
Подготовительные работы на переправе проводят в летне-осенний период, остальные операции по устройству ледяной переправы - после того, как толщина льда станет достаточной для пропуска строительных машин и механизмов.
Усиление ледовых переправ производят с учетом требований пп. 4.13 - 4.20. Перед началом работ по усилению переправ рекомендуется с намеченной для переправы полосы льда удалять снег на ширину не менее 30 м. При усилении ровного льда методом дождевания снег можно не расчищать, но при этом следует увеличить долю воды в водоледяной смеси, что достигается установкой насадка увеличенного диаметра на ствол дождевального агрегата.
5.45. Усиление переправ послойным намораживанием (см. рис. 11, тип 18, 19) выполняют в такой последовательности:
по обеим сторонам намеченной полосы движения устраивают валики из снега высотой 20 - 30 см или укладывают деревянные жерди;
пространство между валиками или жердями заливают с помощью мотопомп водой послойно (2 - 5 см) по мере замерзания.
Если на месте строительства переправы имеются хворост, мелкие сучья, ветки, то пространство между валиками заполняют ими, а потом послойно разливают воду и замораживают. Для ускорения намораживания в отдельных случаях пространство между валиками сначала заполняют колотым льдом, а затем заливают водой.
Время намораживания слоя необходимой толщины можно ориентировочно определить, используя данные табл. 19.
Таблица 19
Скорость ветра, м/сТолщина льда, см, образующегося в течение 1 ч при температуре воздуха, °С
-4-5-10-15-20-25-30
0000,51,01,52,02,5
1000,51,01,52,03,0
3001,01,52,53,54,5
500,31,02,03,04,05,5
70,30,51,52,53,55,06,5
100,51,01,53,04,06,08,0
5.46. Усиление переправ методом дождевания воды в морозном воздухе (см. рис. 12) наиболее эффективно при температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра до 5 м/с. Для дождевания используются намораживающие агрегаты типа "Град", созданные на базе широко применяемых насосов и насосных станций СНП 50/80, СНП 75/100 (см. рекомендуемое приложение 8).
Лед, получаемый методом дождевания, имеет мелкокристаллическую структуру и более медленно разрушается под действием солнечной радиации весной. Для эффективного образования такого льда доля воды в выпадающей водоледяной смеси должна составлять примерно 45%. Такая смесь на полотне переправы не растекается и быстро замерзает.
Режим намораживания льда назначают в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра (табл. 19) и регулируют высотой падения капель, степенью их измельчения и скоростью смещения факела в объеме воздуха.
5.47. Намораживание ледовых переправ выполняют в такой последовательности:
определяют толщину естественного льда и глубину водотока замерами по намеченной оси переправы;
подготавливают поверхность естественного льда к намораживанию дополнительных слоев льда;
намораживают послойно лед до толщины, обеспечивающей требуемую грузоподъемность переправы.
5.48. На ледовых переправах толщину естественного льда и глубину водотока замеряют через каждые 10 - 15 м в трех точках (по оси и по краям полосы) при ширине реки до 100 м; при большей ширине реки и однородном ледяном покрове расстояние между лунками может быть увеличено до 20 - 50 м. Толщину льда на крупных реках, озерах и морях при достаточной ее начальной величине целесообразно замерять с помощью радиолокационных толщиномеров типа "Зимник" (см. п. 5.36).
Результаты замеров толщин льда и глубин водоема заносят в "Паспорт ледяной переправы" (см. рекомендуемое приложение 9). Одновременно устанавливают требуемую толщину намораживаемого льда на отдельных участках переправы с учетом величины расчетных нагрузок (см. справочное приложение 5) и грузоподъемности (несущей способности) ледяного покрова (пп. 4.11 и 4.20).
5.49. При подготовке поверхности льда для намораживания руководствуются следующим:
наличие на льду снежного покрова высотой до 15 см и торосов высотой до 25 см практически не влияет на процесс намораживания льда;
дождевание на снежный покров высотой 15-25 см и торосы высотой 25-40 см следует производить при содержании в водоледяной смеси воды 55% и более;
при толщине снежного покрова более 25 см и высоте торосов более 40 см следует предусматривать подготовку поверхности льда согласно п. 5.40.
5.50. На подготовленной поверхности льда по оси переправы устанавливают контрольные маркированные вехи через каждые 15 - 20 см высотой, превышающей проектную толщину намораживаемого слоя льда. На каждой вехе вкруговую яркой краской наносят риски на высоте, равной проектной толщине намораживаемого слоя льда.
5.51. Режим работы намораживающего агрегата типа "Град" назначают с учетом несущей способности естественного льда и направления ветра в период намораживания (рис. 19):
если лед не выдерживает веса агрегата (с буксиром), то намораживание следует начинать с берега; после замерзания водоледяной смеси агрегат перемещают на искусственный лед и продолжают намораживание следующего участка (см. рис. 19, а);
при толщине естественного льда, достаточной для безопасной работы агрегата, намораживание ведут, перемещая его по оси переправы (см. рис. 19, б) или вдоль ее бровки на расстояние 5 - 10 м от нее (см. рис. 19, в), чтобы исключить влияние встречного направленнию струи ветра.
При работе на тонком льду намораживающие агрегаты следует устанавливать на деревянные щиты размером 4x0,6x0,05 м, которые располагают вдоль оси агрегата по одному под каждую опору (колесо).
5.52. Расстояние между стоянками (позициями) агрегата выбирают таким образом, чтобы обеспечить перекрытие намораживаемых зон не менее чем на 5 м.
На каждой стоянке агрегата для забора воды пробуривают лунки размером на 10 - 15 см больше диаметра всасывающего патрубка (сосуна).
5.53. Количество намораживаемых слоев назначают с учетом общего объема намораживаемого льда, количества намораживающих агрегатов и времени полного замерзания слоев водоледяной смеси заданной толщины. Обычно эффективнее наморозить несколько тонких слоев, чем один толстый.
Нанесение очередного слоя производят только после полного замерзания предыдущего. Время замерзания слоя водоледяной смеси ориентировочно назначают по табл. 20.
Таблица 20
Толщина намораживаемого слоя, смСкорость ветра, м/сВремя замерзания слоя водоледяной смеси, ч, при температуре воздуха, °С
-15-20-25-30-40
1002820151410
119131097
3159865
6138754
2006548393224
14735252318
33527211813
63024181612
30011085725742
18565544332
37052423526
66048383224
400-1301058665
1-103876952
3-86705743
6-80645340
5.54. Толщина первого намораживаемого слоя не должна превышать половины толщины естественного льда. Толщину контролируют по вехам, установленным по оси переправы, а в промежутках - определяют визуально.
5.55. Качественное сцепление ледовой переправы с берегом достигается намораживанием слоя льда толщиной не менее 0,5 м на береговую зону по площади 10x30 м; при этом одновременно уполаживают съезды на переправу.
5.56. Перед вводом в эксплуатацию намороженной ледовой переправы на ее поверхность и на участки съездов целесообразно нанести шероховатый слой износа толщиной до 10 см. Слой износа наращивают на поверхность переправы путем дождевания в морозном воздухе гидронульпы (смесь воды и песка в соотношении по объему, например, 6:1), используя установки типа "Град", оснащенные сменным оборудованием - сосуном для непосредственного всасывания без предварительного рыхления несвязного грунта (песка) со дна водоема.
Режим дождевания (напор, скорость смещения факела, угол наклона ствола дождевателя) назначают в каждом конкретном случае с учетом температуры воздуха, скорости ветра, крупности частиц смеси и дальности их полета. Режим должен быть таким, чтобы получился монолит с содержанием песка не менее 30% (по объему), а излишек воды выпадал в виде фирна с подветренной стороны за пределами проезжей части.
В результате дождевания гидропульпы из поверхности ледовой переправы формируется монолит из зерен льда и песчаных частиц, равномерно распределенных по объему слоя износа, т.е. создается слой, обладающий абразивными свойствами и обеспечивающий высокую шероховатость (коэффициент сцепления) поверхности ездового полотна в течение всего срока службы переправы.
5.57. При усилении ледовой переправы деревянным настилом (см. рис. 8, тип 14) его, как правило, укладывают на выровненный слой снега толщиной около 15 см. Поперечины лежневого настила выравнивают подбивкой снега с последующей поливкой его водой. Стыки отдельных лежней устраивают вразбежку над разными поперечинами.
5.58. Усиление ледовой переправы деревянным настилом на стойках (см. рис. 8, тип 15) выполняет бригада, оснащенная ручными или легкими механическими бурами, мотопилами и мотопомпами.
В местах установки стоек пробуривают лунки диаметром, несколько большим диаметра стоек. Стойки опускают в лунки до соприкосновения с дном реки и хорошо заклинивают льдом или уплотненным снегом. Примерно через сутки стойки прочно смерзаются с ледяным покровом. Затем их спиливают заподлицо со льдом и укладывают на них поперечины, которые засыпают смесью снега со льдом и замораживают. На поперечины укладывают и закрепляют колесо-проводы из бревен диаметром 20 - 22 см и отборные брусья.
5.59. "Плавающие" дереволедяные переправы (см. рис. 9) устраивают следующим образом. На ледяной покров укладывают продольные лежни, связывая их проволочными скрутками. В пространстве между лежнями послойно намораживают лед, затем на лежни укладывают сплошной деревянный настил из тонкомерной древесины диаметром 12 - 14 см, который связывают проволокой после укладки отбойных брусьев. Настил засыпают слоем снега толщиной 15 - 20 см, поливают водой и промораживают.
5.60. При усилении ледовых переправ клеефанерными сборно-разборными дорожными покрытиями (см. рис. 10) на выровненный слой снега толщиной около 10 м укладывают поперечные плиты, на них - плиты основного пути. После скрепления и обжатия плит основного пути снег поливают водой на ширину переправы и промораживают.
5.61. При устройстве ледовых переправ и ледовых автозимников для более быстрого замораживания полыней применяют забрасываемые ветками перехваты в виде протянутых поперек реки жердей, соединенных проволокой, или тросов, закрепленных за колья, вмороженные в лед. Перехваты, уменьшая скорость течения воды, способствуют более быстрому образованию ледяного покрова: при температуре от минус 20 до минус 25°С полынья замерзает в течение недели.
Достаточно простой и эффективный способ замораживания полыньи - заполнение ее колотым льдом.