Ведомственные строительные нормы ВСН 137-89"Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР"(утв. Минтрансстроем СССР от 4 сентября 1989 г. N АВ-445) стр. 9

минус 10°С - не менее 24 ч;
ниже минус 10°С - не менее 15 ч.
5.31. При строительстве временных автозимников на снежной целине целесообразно использовать специальные фрезерно-вибрационные снегоуплотняющие машины (см. рекомендуемое приложение 8), выполняющие за 1 проход рыхление и перемешивание снега, прогрев снежной массы и виброуплотнение.
Для обеспечения оптимального режима уплотнения снега фрезерно-вибрационными машинами их параметры нужно регулировать в каждом конкретном случае в зависимости от состояния уплотняемого снега (начальная плотность, толщина слоя, температура воздуха и снега) по результатам пробного уплотнения.

Строительство ледовых автозимников

5.32. Автозимники по льду рек, озер и морей строят при устойчивом ледяном покрове и сравнительно спокойном течении воды, при отсутствии торосов или малом количестве мелких и средних торосов высотой до 1 м, при отсутствии наледных полей и полыней или возможности их обхода.
Уклоны съездов на берега рек и выездов с них не должны превышать .
5.33. На первом этапе строительства ледовых автозимников выполняют следующие подготовительные работы:
земляные работы на съездах на берега рек, озер и морей и выездах с них; спрямление и углубление русел на наледных участках;
строительство линейных зданий;
заготовку материалов и подготовку оборудования для усиления ледяного покрова;
заготовку дорожных знаков и вех для обустройства автозимника.
5.34. Второй этап строительства ледовых автозимников начинается после ледостава, когда лед может выдержать нагрузку от дорожно-строительных машин, и включает следующие работы:
определение толщины льда и глубины водотока замерами по предварительно намеченной трассе и окончательная прокладка трассы на местности;
подготовку поверхности льда для движения транспорта (очистка от снега, расчистка наплывов льда и торосов);
усиление слабого ледяного покрова;
обустройство автозимника дорожными знаками и ориентирующими вехами.
Перед началом строительства производят визуальную оценку состояния поверхности ледяного покрова путем специального обследования, например облет трассы на вертолете.
5.35. На перекатах русло углубляют для предотвращения образования крупных наледей.
Работы по углублению и выравниванию русла выполняют в конце осени перед ледоставом специальными машинами, бульдозерами или навесными дноуглубительными снарядами на мощных тракторах с уширенными гусеницами. В качестве навесных снарядов можно использовать корчеватели-собиратели, у которых отверстия между зубьями закрывают перфорированными стальными листами. Отдельные крупные валуны удаляют взрывным способом.
5.36. Замеры толщины льда и прокладку трассы на местности проводят на втором этапе, не прерывая строительства. Для этой цели создают специальную группу обследования, которая, продвигаясь в 5 - 10 км впереди механизированного отряда, производит осмотр и вешение трассы и информирует основной строительный отряд об опасных, требующих усиления местах.
Толщину льда замеряют в лунках, пробуриваемых через каждые 50 - 100 м по трассе автозимника. В журнале промеров отмечают толщину льда и его структуру, глубину водоема, а также расчетную допустимую величину нагрузки для данного участка ледяного покрова, руководствуясь данными табл. 8.
Для определения толщины льда по трассе целесообразно использовать радиолокационные толщиномеры льда типа "Зимник" и "Плужник". Толщиномер льда "Зимник" (опытный образец Рижского Краснознаменного института инженеров гражданской авиации) устанавливается на автомобиле УАЗ-469 и предназначается для маршрутного непрерывного измерения толщины льда, обеспечивая при скорости движения автомобиля 40 км/ч точность замеров . Толщиномер обеспечен двумя стрелочными индикаторами, отградуированными в сантиметрах, самописцем непрерывного измерения толщины льда и звуковым пороговым индикатором на случай наезда автомобиля на опасно тонкий лед.
Если прогнозируемая нагрузка на лед выше допустимой расчетной (см. табл. 8), то обход опасного участка предусматривают по пойме или по берегу реки. Если это невозможно, то намечают мероприятия по усилению ледяного покрова.
5.37. Состав и оснащение группы обследования должны обеспечить необходимую скорость передвижения основного механизированного отряда по строительству полотна автозимника. В группу обследования желательно включить специалиста-гидролога.
При трассировании ледового автозимника следует через каждые 15 - 20 км предусматривать выход автозимника на сушу, не прибегая к искусственному искривлению трассы, а используя места спрямления излучин рек. Участки автозимника, проходящие по суше, могут быть использованы для вынужденных остановок автомобилей, кратковременного отдыха водителей или временного складирования строительных материалов. Такие участки особенно важны в начальный период эксплуатации; по мере роста толщины льда в зимний период число таких выходов может быть сокращено.
5.38. Группа обследования выделяет на трассе автозимника участки, характерные по состоянию поверхности льда и сложности строительных работ:
I - с ровной поверхностью и наличием торосов от шугового льда высотой до 15 см; строительные работы - преимущественно снегоочистка;
II - со значительным количеством торосов высотой до 30 см; строительные работы - снегоочистка с планировкой льда;
III - с торосами от льда осеннего ледохода высотой более 30 см при хаотическом их нагромождении; строительные работы - преимущественно планировка торосов;
IV - с недостаточной для пропуска расчетных нагрузок толщиной; строительные работы - усиление льда.
5.39. Подготовка поверхности льда под автозимник осуществляется механизированным отрядом, оснащенным машинами и механизмами для расчистки снега, удаления (срезки) наплывов льда и торосов, усиления ледяного покрова. Строительные и транспортные машины должны быть преимущественно на гусеничном ходу и иметь небольшую массу.
Ледяной покров следует очищать от снега, наплывов и торосов на ширину не менее 12 м сквозным проходом отряда.
Для очистки снега следует использовать легкие бульдозеры, двухотвальные автомобильные, тракторные и легкие роторные снегоочистители, а также прицепные снегоочистительные приспособления. Для предохранения льда от морозного растрескивания, механического износа, а также для обеспечения лучшего сцепления колес с покрытием автозимника необходимо оставлять на проезжей части слой уплотненного снега толщиной до 5 см.
Замыкающие машины в отряде следует оборудовать приспособлениями для разравнивания снежных валов, которым придают уклон не круче 1:6 (см. рис. 7).
5.40. Трассу автозимника от наплывов и средних торосов следует расчищать бульдозерами, автогрейдерами, от крупных торосов - буровзрывным способом. Для расчистки торосов и наплывов целесообразно использовать специальные ледорезные машины, например типа ЛФМ-ГПИ-1 (высота срезаемых неровностей до 150 см, производительность , масса около 2000 кг) или ледорезные машины типа СПУ-90.
Все выбоины после расчистки следует залить водой и заморозить.
5.41. Ледяной покров на участках с толщиной льда, недостаточной для движения автомобилей с заданными нагрузками, усиливают, обеспечивая естественное промораживание его или намораживание дополнительного слоя льда (послойным розливом воды по льду или дальнеструйным дождеванием в морозном воздухе). На отдельных небольших участках со слабым ледяным покровом (висячий, слоистый лед, широкие трещины) следует устраивать деревянные настилы (мостики), полностью перекрывающие слабый участок не менее чем на 2 м с каждой стороны.
5.42. Километровые столбы, дорожные знаки и вехи, обозначающие полосу автозимника, устанавливают сразу после прохода отряда в еще не затвердевшие снежные валы или в скважины, пробуренные в фунте.
5.43. При работе механизированного отряда на ледяном покрове надлежит строго руководствоваться общими правилами техники безопасности при строительстве дорог с учетом следующих положений:
на всех машинах и механизмах радиатор и картер должны быть защищены броневыми листами;
машины должны иметь фары переднего и заднего освещения и фару кругового обзора;
к каждой машине должен быть прикреплен буксирный трос необходимого диаметра длиной не менее 25 м;
кабины должны быть оборудованы аварийными люками;
дистанция между работающими машинами должна быть не менее 50 м;
не следует допускать длительных остановок машин на льду (табл. 18); неисправные машины необходимо сразу отбуксировать на берег.
Таблица 18
Коэффициент запаса прочности*Допустимая продолжительность стоянки, ч, при температуре воздуха за 3 сут, °С
до -5от -5 до -10от -10 до -15ниже -15
1,10000
1,200,10,20,5
1,30,10,52,04,0
1,40,32,48,020,0
1,51,07,024,024,0
1,62,018,0--
1,75,024,0--
2,024,0---
* Коэффициент запаса прочности представляет собой отношение расчетной нагрузки на ледяной покров к фактической.
5.44. Ледовые переправы устраивают в такой технологической последовательности:
а) подготовительные работы на переправе: