15.1.10. Вещества подкласса 5.2 опасны при попадании на кожу и, особенно, для глаз. Вещества категорий 525, 527 могут вызвать серьезное поражение роговой оболочки глаз даже при кратковременном воздействии.
15.1.11. Основными источниками инициирования опасных свойств грузов класса 5 являются:
тепловые источники с температурой, равной или превышающей температуру разложения;
взаимодействие или контакт с несовместимыми грузами и материалами;
механическое воздействие на груз, включая сильные соударения грузовых единиц.
15.2. Упаковка
15.2.1. Упаковка грузов подкласса 5.1 должна соответствовать указанной в табл. 6, 6а и 9 приложения 4, грузов полкласса 5.2 - табл. 10 приложения 4.
Номер таблицы и индекс упаковки для каждого конкретного груза указаны в приложениях 15 и 16.
15.2.2. Прокладочный и адсорбирующий материал упаковки не должны содержать органических примесей или горючих материалов.
15.2.3. Запрещается использование транспортной тары со съемными днищами.
15.3. Технология перевозки
15.3.1. Технологический режим перевозки грузов класса 5 должен обеспечивать:
поддержание температуры груза на возможно низком уровне;
предотвращение контакта с несовместимыми грузами и материалами;
устранение источников воспламенения груза;
поддержание в воздухе грузовых помещений концентрации паров веществ или продуктов их разложения на допустимом уровне.
15.3.2. При перевозке грузов класса 5 должны быть выполнены требования по размещению груза на судне, контролю его состояния и режимам вентиляции, установленным в КТРП (приложение 5). Требования к режимам вентиляции, установленные в КТРП, должны применяться в тех случаях, когда концентрация вредных примесей в воздухе превышает допустимую.
15.3.3. При перевозке грузов класса 5, характеризующихся дополнительными видами опасности, должны быть учтены свойства и выполнены требования технологии перевозки, пожарной безопасности и безопасности труда, установленные для груза класса (подкласса), соответствующего дополнительному виду опасности (см. п. 15.1.4).
15.3.4. Перед погрузкой грузов класса 5 грузовые помещения должны быть тщательно очищены. Особое внимание должно быть уделено очистке из-под остатков (разливов, россыпей) легковоспламеняющихся веществ, кислот, извести, органических материалов. В необходимых случаях грузовые помещения должны быть промыты.
15.3.5. Для крепления и сепарации грузов класса 5 должны применяться негорючие материалы.
15.3.6. При размещении груза на открытой палубе должна быть предусмотрена возможность удаления его за борт в аварийной ситуации. Тарно-штучный груз должен быть защищен от действия солнечной радиации при температуре наружного воздуха не менее 25 °C, от атмосферных осадков и морской воды.
15.3.7. Грузы подкласса 5.2, для которых в приложении 15 установлены требования по специальному температурному режиму перевозки и указаны значения контрольной и аварийной температуры, должны перевозиться в рефрижераторных помещениях или рефконтейнерах по инструкциям, разработанным в соответствии с п. 1.7. Во всех случаях груз должен быть немедленно удален за борт, если температура груза достигнет аварийной.
15.3.8. При перевозке аммиачной селитры и удобрений, содержащих аммония нитрат, в многослойных бумажных мешках должны быть выполнены следующие требования:
с целью предотвращения трения и износа мешков, а также для обеспечения циркуляции воздуха должны использоваться необходимые подстилочные и прокладочные материалы;
мешки должны укладываться от борта, вплотную к рыбинсам;
между поперечными переборками и грузом должно быть оставлено свободное пространство шириной 200 - 450 мм;
вдоль судна в диаметральной плоскости от переборки до переборки на всю высоту трюма должен быть оставлен проход шириной 450 мм. Такой же проход должен быть оставлен поперек трюма в средней его части от борта до борта;
между верхним рядом мешков и нижними кромками бимсов должно быть оставлено пространство не менее 450 мм;
под каждым углом люка или под каждым вентилятором в штабеле должны быть сформированы вертикальные вентиляционные колодцы до самого днища сечением не менее 350 x 350 мм;
для устойчивости стенок штабелей, образующих проходы и колодцы, мешки должны укладываться вперевязку (тройником, пятериком и т.п.). Необходимое количество распорок и креплений для предупреждения сдвига груза определяется капитаном или лицом, ответственным за погрузку.
15.4. Пожарная безопасность и безопасность труда
15.4.1. При грузовых операциях и перевозке грузов класса 5 должны выполняться требования пожарной безопасности и безопасности труда, установленные в разд. 6 и 7.
15.4.2. При горении большинства грузов класса 5 наиболее эффективным огнетушащим средством является вода. Вода должна подаваться в максимально возможном количестве.
Прекращение притока к очагу пожара кислорода воздуха не оказывает практического влияния на горение грузов класса 5.
Положительный эффект при тушении оказывает охлаждение груза и зоны горения водой.
15.4.3. При горении грузов подкласса 5.2 или нахождении их вблизи очага пожара возможен их взрыв, ввиду чего подача рекомендованных огнетушащих средств должна осуществляться с максимально возможной интенсивностью. Лица, участвующие в тушении пожара, должны находиться под защитой судовых конструкций и на максимально возможном расстоянии до ликвидации пожара и полного охлаждения груза.
15.4.4. При грузовых и аварийных работах с грузами класса 5 должны приниматься меры по предотвращению попадания их на кожу и особенно на слизистые оболочки глаз.
15.4.5. В аварийной ситуации (пожар, разлив или россыпь груза) действовать согласно откорректированному оперативному плану по борьбе за живучесть судна и в соответствии с требованиями, установленными в Аварийных картах (приложение 7).
16. Перевозка опасных грузов класса 6
16.1. Свойства и транспортная опасность
16.1.1. К опасным грузам класса 6 относятся:
грузы подкласса 6.1 - ядовитые вещества;
грузы подкласса 6.2 - инфекционные вещества.
16.1.2. К опасным грузам подкласса 6.1 относятся ядовитые вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь и (или) контакте с кожей.
16.1.3. К опасным грузам подкласса 6.2 относятся вещества, содержащие жизнеспособные микроорганизмы или их токсины, которые вызывают или могут считаться способными вызвать заболевания животных или людей.
Классификация, упаковка, требования к технологии перевозки таких грузов, а также необходимые меры безопасности устанавливаются для каждого конкретного груза инструкциями, разрабатываемыми в соответствии с п. 1.7.
16.1.4. Опасные грузы подкласса 6.1 разделены на категории в соответствии с дополнительным видом опасности и на группы по степени опасности, как указано в приложении 2.
16.1.5. Опасные грузы подкласса 6.1, характеризующиеся дополнительными видами опасности, обладают также свойствами грузов других классов:
грузы категорий 612, 613 (легковоспламеняющиеся жидкости) - свойствами грузов класса 3;
грузы категории 618 (легковоспламеняющиеся твердые вещества) - свойствами грузов подкласса 4.1;