Руководящий документ РД 31.15.01-89 "Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)" (приложение к приказу Министерства морского флота СССР от 3 мая 1989 г. N 56) стр. 33

Запрещается погрузка на судно кип с нарушенной упаковкой.
Грузовые операции во время атмосферных осадков должны быть немедленно остановлены, люковые крышки закрыты.
14.3.9. При возникновении устойчивого процесса самонагревания груза должны быть приняты меры к установлению очагов самонагревания с целью охлаждения грузовых мест (подъем на открытую палубу, удаление в безопасное и прохладное место). Если такие меры не нормализуют положение, а также если очаги самонагревания точно установить нельзя или к ним отсутствует доступ, грузовое помещение должно быть герметизировано и в него должна быть подана углекислота или инертный газ. Грузовое помещение, если позволяет обстановка, должно оставаться герметизированным до прихода судна в порт.
14.3.10. При отправке грузов класса 4, для которых в приложении 15 ограничивается содержание компонентов (влаго- или маслосодержание, содержание кремния в ферросплавах и т.п.), отправитель должен представить свидетельство (сертификат) о фактическом составе таких компонентов в грузе.
14.3.11. До начала погрузки рыбной муки, жмыхов необходимо уложить на пайол (деку) трюма, твиндека деревянные прокладки параллельно мидель-шпангоуту с интервалом 100 мм.
При погрузке рыбной муки, жмыхов группы 4213 необходимо оставлять вентиляционные вертикальные каналы (шахты сечением 0,5 x 0,5 м) из расчета одна шахта на 50 площади пайола.
Рыбную муку и жмыхи в герметичной упаковке разрешается укладывать без вентиляционных шахт.
7989 × 6240 пикс.     Открыть в новом окне
14.3.12. При перевозке гигроскопичных грузов во влагопроницаемой упаковке (кипы, мешки из ткани и т.д.) грузовое помещение рекомендуется вентилировать в следующих случаях:
обнаружены признаки самонагревания груза, но его температура в очагах самонагревания не превышает более чем на 5 °C температуру воздуха в грузовом помещении;
температурные условия перехода таковы, что возможна конденсация влаги на внутренних поверхностях корпуса судна и попадание ее на груз;
влагосодержание груза находится вблизи верхнего допустимого уровня;
произошла подмочка поверхностных зон штабеля груза.
5354 × 4479 пикс.     Открыть в новом окне
Вентилирование грузового помещения допускается только в тех случаях, когда это не приведет к увлажнению груза. Возможность вентилирования определяется с помощью i-d-диаграммы влажного воздуха*** (рис. 14.1) (при соответствующем атмосферном давлении или с соответствующей поправкой) в следующей последовательности:
1) определяют параметры ( , ) воздуха, находящегося в равновесии с грузом (точка P на рис. 14.2). Температуру воздуха измеряют или принимают равной температуре груза, если она известна. Равновесная относительная влажность воздуха определяется либо расчетным путем, если известно точное влагосодержание груза и есть данные по его равновесному влагосодержанию, либо непосредственным измерением относительной влажности воздуха в глубине штабеля. В последнем случае грузовое помещение не должно вентилироваться перед замером по крайней мере 12 ч.
2) на i-d-диаграмме, на линии насыщения , определяют две точки - A и B. Параметры точки A: ; , параметры точки B: ; .
В результате изображения точек P, A, и B на i-d-диаграмме определяются четыре зоны, как изображено на рис. 14.2 (зоны 1, 2 и 3 - заштрихованы);
3) определяют параметры ( , ) наружного воздуха и наносят соответствующую точку H на i-d-диаграмму.
Возможность и целесообразность вентилирования определяется в зависимости от того, в какой зоне расположена точка H:
зона 1 - вентилирование недопустимо, так как возможно выпадение конденсата на поверхности штабеля;
зона 2 - допустимо только кратковременное вентилирование, при длительном возможно выпадение конденсата во внутриштабельном объеме воздуха и увлажнение груза;
зона 3 - допустимо только кратковременное вентилирование, длительное - только с применением воздухоосушительной установки (ВОУ), так как возможен перенос влаги из воздуха в груз;
зона 4 - вентилирование целесообразно.

14.4. Пожарная безопасность и безопасность труда

14.4.1. При грузовых операциях и перевозке опасных грузов класса 4 должны выполняться общие требования пожарной безопасности и безопасности труда, установленные в разд. 6 и 7.
14.4.2. Наиболее эффективными огнетушащими средствами при тушении пожаров грузов подклассов 4.1 и 4.2 является вода, воздушно-механическая пена, а в закрытых грузовых помещениях также углекислота и инертные газы. Для хорошего смачивания грузов к воде рекомендуется добавка пенообразователя.
При тушении пожаров грузов растительного и животного происхождения (копра, жмых, рыбная мука и т.п.) необходимо учитывать, что недостаточное увлажнение груза может способствовать развитию самовозгорания после прекращения в результате тушения пламенного горения или тления на поверхности упаковок. После окончания тушения пожаров таких грузов должен быть установлен контроль за появлением вторичных очагов возгорания.
14.4.3. Запрещается тушить водой и воздушно-механической пеной грузы подкласса 4.3.
14.4.4. В аварийной ситуации с грузами класса 4 (пожар, разлив или россыпь груза) действовать согласно откорректированному плану по борьбе за живучесть судна и в соответствии с требованиями, установленными в Аварийных картах (приложение 7). Номер Аварийной карты для каждого конкретного груза указан в приложениях 15 и 16.

15. Перевозка опасных грузов класса 5

15.1. Свойства и транспортная опасность

15.1.1. К опасным грузам класса 5 относятся:
грузы подкласса 5.1 - окисляющие вещества;
грузы подкласса 5.2 - органические пероксиды.
15.1.1. К опасным грузам подкласса 5.1 относятся окисляющие вещества, поддерживающие горение, вызывающие и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате экзотермической окислительно-восстановительной реакции.
15.1.2. К опасным грузам подкласса 5.2 относятся органические пероксиды - вещества, содержащие функциональную группу -O-O- и рассматриваемые как производные пероксида водорода, у которых один или два атома водорода замещены органическими радикалами.
15.1.3. Опасные грузы класса 5 разделены на категории в соответствии с дополнительными видами опасности и на группы в соответствии со степенью опасности, как указано в приложении 2.
15.1.4. Опасные грузы класса 5, характеризующиеся дополнительными видами опасности, обладают также свойствами грузов других классов:
грузы категорий 512, 513 (ядовитые и слабоядовитые) - свойствами грузов подкласса 6.1;
грузы категории 515 (едкие и (или) коррозионные) - свойствами грузов класса 8;
грузы категории 514 (ядовитые, едкие и (или) коррозионные) - свойствами грузов подкласса 6.1 и класса 8;
грузы категорий 526, 527 (ЛВЖ) - свойствами грузов класса 3.
15.1.5. Все вещества данного класса опасны в пожарном отношении, так как способны поддерживать горение или вызывать воспламенение горючих веществ. Некоторые вещества этого класса способны образовывать взрывчатые смеси или сами становятся при определенных условиях взрывчатыми.
15.1.6. Вещества подкласса 5.1 (за исключением нескольких веществ: аммония нитрата, удобрений аммиачно-нитратных, гуанидина нитрата и др.) не горючи, но обладают свойством выделять кислород или другой окислитель при попадании в огонь, тем самым увеличивая его интенсивность. Смеси этих веществ с горючими материалами легко воспламеняются, в некоторых случаях даже при трении или ударе. Такие смеси при горении могут взрываться.
15.1.7. Большинство веществ подкласса 5.1 бурно взаимодействует с сильными кислотами, выделяя при этом ядовитые газы.
15.1.8. Вещества подкласса 5.2 склонны к разложению. Вещества, активно разлагающиеся при температурах, характерных для морской перевозки, выделены в отдельные категории - 521 и 522. Аварийная температура этих веществ (см. п. 4.5.12) не превышает 50 °C. Интенсивность выделения продуктов реакции при температурах саморазложения у грузов категории 521 такова, что может привести к взрыву.
15.1.9. Вещества полкласса 5.2 горючи и обладают свойствами окислителей. Большинство чувствительны к трению и ударам.
Бурное разложение некоторых веществ подкласса 5.2 может быть вызвано действием солнечного света, попаданием в них даже незначительных количеств кислот, оксидов металлов и амидов. При разложении некоторых органических пероксидов могут выделяться ядовитые и воспламеняющиеся газы.
Для снижения чувствительности и скорости саморазложения многие перечисленные в правилах пероксиды перевозятся с добавками или в растворе ингибиторов.