грузы категорий 434, 437 (самовозгорающиеся) - свойствами грузов подкласса 4.2;
грузы категории 438 - свойствами грузов подкласса 4.1.
14.1.7. Все грузы класса 4 являются пожароопасными: способны легко загораться от внешнего источника зажигания, самовозгораться или выделять при взаимодействии с водой (водяным паром) газы, образующие воспламеняющиеся смеси с воздухом.
14.1.8. Основной вид опасности грузов подкласса 4.1 - способность легко загораться от внешнего источника зажигания. Такими источниками в судовых условиях могут явиться:
тепловые источники с температурой, превышающей температуру самовоспламенения паро- или газообразных продуктов, образующихся при термическом разложении вещества, или его температуру тления (беспламенного горения);
тепловые источники с температурой, меньшей, чем температура самовоспламенения или тления, но превышающей температуру самонагревания. При достижении температуры самонагревания скорость экзотермических реакций в объеме вещества возрастает настолько, что дальнейший его нагрев продолжается и в отсутствии внешнего источника нагрева и приводит к самовозгоранию. Температура самонагревания грузов подкласса 4.1 превышает 65 °C;
искры электростатического разряда, короткого замыкания, электросварки, а также искры, возникающие в местах плохого электрического контакта;
фрикционные искры.
Электрические и фрикционные искры могут вызвать загорание, в основном, порошкообразных веществ и волокнистых материалов.
14.1.9. Грузы категорий 415 - 418 склонны к разложению при температурах, возможных в условиях перевозки. Процесс разложения резко усиливается при достижении определенной температуры - температуры разложения. В результате разложения выделяется большое количество невоспламеняющихся газов (обычно азот), причем некоторые грузы разлагаются настолько интенсивно, что происходит разрыв упаковки (категории 415, 417). Такие грузы маркируются дополнительным знаком опасности (черт. 1а табл. 2.1 Приложения 2).
14.1.10. Степень опасности грузов подкласса 4.1 определяется скоростью распространения пламени по поверхности вещества, а для грузов, склонных к разложению, также температурой разложения.
14.1.11. Основным видом транспортной опасности грузов подкласса 4.2 является способность самовозгораться. Самовозгоранию предшествует сравнительно длительный процесс самонагревания. Самонагревание может быть результатом окислительных процессов (окисление кислородом воздуха), а также сопутствующих им экзотермических реакций, происходящих непосредственно в твердом веществе или жидкости.
Для ряда органических веществ и материалов, в основном растительного происхождения (копра, хлопок, жмых), обладающих гигроскопическими свойствами, процесс самонагревания на ранних стадиях (от температуры ~20 °C) часто вызывается интенсивной жизнедеятельностью микроорганизмов. Чем выше влагосодержание вещества (материала), тем интенсивнее процесс микробиологического самонагревания.
Некоторые вещества интенсифицируют процесс самонагревания за счет тепла, выделяющегося при адсорбции ими водяного пара воздуха (каменный уголь).
14.1.12. Ряд веществ подкласса 4.2 являются пирофорными: способны достаточно быстро возгораться на открытом воздухе. К таким грузам относятся, в основном, порошки металлов, а также фосфор, соединения магния. Порошки металлов при взаимодействии с водой или водяным паром могут выделять воспламеняющиеся газы (водород).
14.1.13. Основным видом транспортной опасности грузов подкласса 4.3 является способность выделять при взаимодействии с водой газы, образующие воспламеняющиеся смеси с воздухом, в том числе самовоспламеняющиеся. Источники зажигания воспламеняющихся смесей в судовых условиях указаны в подразд. 12.1.
14.2. Упаковка
14.2.1. Упаковка грузов класса 4 должна соответствовать указанной в таблицах 6 - 8 приложения 4. Номер таблицы и (или) индекс упаковки для грузов указан в приложениях 15 и 16.
14.2.2. Упаковка грузов, воспламеняющихся на воздухе (пирофорные вещества), должна быть герметичной.
14.2.3. Упаковка грузов, перевозящихся согласно указаниям приложений 15 и 16 в увлажненном состоянии или в растворе, должна исключать утечку (испарение) увлажнителя или растворителя.
14.2.4. Упаковка ряда грузов (в приложении 15 для них дана ссылка на настоящий пункт) должна удовлетворять одному или нескольким из следующих требований:
а) материал тары не должен содержать свинца;
б) упаковка должна быть герметично укупоренной;
в) не допускается использование в качестве тары мешков;
г) максимальное количество вещества с массовой долей воды не менее 10%, но не более 20%, во внутренней упаковке не более 12 кг;
д) максимальное количество вещества с массовой долей воды не менее 10%, но не более 30%, во внутренней упаковке не более 0,5 кг;
е) максимальное количество вещества во внутренней упаковке не более 0,5 кг;
ж) не допускается использовать стальную или алюминиевую тару в качестве транспортной тары;
з) максимальная масса брутто транспортной тары 25 кг;
и) использование мешков в качестве транспортной тары допускается только при перевозке данного груза в закрытых УГЕ или ТС;
к) в транспортной таре количество единиц внутренней тары максимальной вместимостью не более 1 л не должно превышать восьми;
л) внутренняя тара: бумажная обертка или металлическая фольга;
м) в упаковках В17а, В8б, В9б, В6в содержимое должно быть полностью покрыто совместимой жидкостью с температурой вспышки более 50 °C;
н) в упаковках В6в, В8б, В9б содержимое должно быть полностью покрыто совместимой жидкостью с температурой вспышки более 50 °C.
14.3. Технология перевозки
14.3.1. Технологический режим перевозки грузов класса 4 должен обеспечивать:
поддержание температуры груза на возможно низком уровне;
поддержание влагосодержания груза на заданном уровне;
предотвращение контакта с несовместимыми грузами, материалами и водой;
предотвращение конденсации влаги на внутренних поверхностях грузового помещения и упаковке груза;
поддержание в воздухе грузовых помещений концентрации паров груза на допустимом уровне (для грузов подкласса 4.3, а также ЛВЖ, ядовитых и едких веществ).
14.3.2. При перевозке грузов класса 4 должны быть выполнены требования по размещению груза на судне, контролю его состояния и режимам вентиляции, установленные КТРП.
Режимы вентиляции, установленные в КТРП, применяются в тех случаях, когда концентрация вредных примесей в воздухе превышает допустимую.
14.3.3. При перевозке грузов класса 4, характеризующихся дополнительными видами опасности, должны быть учтены свойства и выполнены требования технологии перевозки, пожарной безопасности и безопасности труда, установленные для грузов класса (подкласса), соответствующего дополнительному виду опасности (см. п. 14.1.6).
14.3.4. Тарно-штучные грузы, размещаемые на открытой палубе, должны быть защищены от солнечной радиации при температуре воздуха не менее 25 °C, от атмосферных осадков и морской воды.
14.3.5. При размещении в закрытых грузовых помещениях грузов подклассов 4.2 и 4.3, а также склонных к самонагреванию грузов подкласса 4.1 должна быть обеспечена водонепроницаемость люковых закрытий грузовых помещений.
Укладка кип с волокнистыми материалами должна производиться с обязательным их сепарированием (плотная бумага, брезент, ткань и т.п.) от металлических конструкций и частей судна. Штабель волокнистых материалов в трюме должен быть сверху накрыт брезентом или плотной бумагой не менее чем в два слоя. Расстояние верхнего слоя кип до крышек люка должно быть не менее 0,5 м.
14.3.6. Грузы подкласса 4.1 (категории 416 - 417), для которых в приложении 15 установлены требования по специальному температурному режиму перевозки и указаны значения контрольной температуры, должны перевозиться в рефрижераторных помещениях или рефконтейнерах. Требования к перевозке таких грузов устанавливаются специальными инструкциями (см. подразд. 1.7).
14.3.7. Вентилирование грузовых помещений с гигроскопичными грузами класса 4 должно производиться только после предварительного анализа тепломассообменных процессов, которые возникнут при взаимодействии воздуха с грузом, в соответствии с п. 14.3.12.
14.3.8. Грузовые операции с грузами подклассов 4.1 и 4.2, упакованными в кипы или влагопроницаемые мешки, должны производиться под постоянным контролем специально выделенного члена экипажа судна. При погрузке должно контролироваться состояние груза и упаковки, отсутствие подмочки грузовых мест водой, маслами, нефтепродуктами и другими несовместимыми веществами, способными вызвать самовозгорание груза.