Такая защита сосудов с жидкими охлажденными газами не должна препятствовать свободному испарению газов из сосуда.
12.3.7. Запрещается размещение грузов подклассов 2.3 и 2.4 на открытой палубе над грузовыми помещениями, в которых находятся легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее 23 °C или самовозгорающиеся грузы.
12.3.8. Вентиляционные системы закрытых грузовых помещений должны быть отрегулированы так, чтобы всасывание воздуха осуществлялось из нижней (при перевозке газов с относительной плотностью по воздуху более 1) или верхней (для остальных газов) части помещения.
12.3.9. Запрещается совместная перевозка грузов класса 2 в одном грузовом помещении (на судах с горизонтальным способом погрузки при разделении меньшем, чем "отдельно от...") с контейнерами или транспортными средствами с действующими системами нагрева или охлаждения.
12.4. Пожарная безопасность и безопасность труда
12.4.1. При грузовых операциях и перевозке грузов класса 2 должны выполняться общие требования пожарной безопасности и безопасности труда, установленные в разд. 6 и 7.
12.4.2. Лица, участвующие в грузовых операциях или посещающие грузовые помещения с газами подклассов 2.3 и 2.4, не должны иметь при себе спичек и зажигалок.
Запрещается применение осветительных устройств в невзрывозащищенном исполнении.
Запрещается использование работающими обуви, которая может образовать фрикционную искру.
12.4.3. Тушение горящего газа должно производиться в тех случаях, когда горение может привести к распространению пожара на другой груз и оборудование, опасному нагреву упаковок, а также, когда есть возможность прекратить выход газа из емкости. В остальных случаях должна быть организована защита других грузов и судовых конструкций от нагрева до полного выгорания газа.
12.4.4. При факельном горении газов должны применяться следующие наиболее эффективные способы тушения:
изоляция факела от горючего газа с помощью асбестового или шерстяного одеяла, кошмы, брезента и т.п., если давление в баллоне менее Па (1 атм) или если газ выходит через небольшое отверстие;
изоляция (отрыв) горящего факела от выходящего газа с помощью струй сухого порошка или воды, подаваемых под давлением, равным или выше давления выходящего газа.
12.4.5. Сильно поврежденные грузовые единицы с испаряющимся и горящим газом должны тушиться порошками или водой с повышенной интенсивностью ее подачи. Применение компактных струй воды и водяного пара в этих условиях запрещается.
12.4.6. Комингсы люков грузовых помещений, в которые загружаются газы подкласса 2.3, должны быть покрыты брезентами или матами.
12.4.7. В аварийной ситуации с грузами класса 2 (пожар, утечка или разлив груза) действовать согласно откорректированному оперативному плану по борьбе за живучесть судна и в соответствии с требованиями, установленными в Аварийной карте 2-1 (приложение 7).
13. Перевозка опасных грузов класса 3
13.1. Свойства и транспортная опасность
13.1.1. К опасным грузам класса 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) относятся жидкости, смеси жидкостей, растворы и суспензии (например, лакокрасочные материалы), имеющие температуру вспышки не более 61 °C в закрытом сосуде (з.с.).
13.1.2. Опасные грузы класса 3 разделены на три подкласса:
подкласс 3.1 - ЛВЖ с температурой вспышки менее минус 18 °C;
подкласс 3.2 - ЛВЖ с температурой вспышки не менее минус 18 °C, но менее 23 °C;
подкласс 3.3 - ЛВЖ с температурой вспышки не менее 23 °C, но не более 61 °C.
13.1.3. Опасные грузы класса 3 разделены на категории в соответствии с дополнительными видами опасности и на группы в соответствии со степенью опасности, как указано в 2.
13.1.4. Опасные грузы класса 3, характеризующиеся дополнительными видами опасности, обладают также свойствами грузов других классов:
грузы категорий 312, 322, 315, 325, 335 (ядовитые) - свойствами грузов подкласса 6.1;
грузы категории 323 (ядовитые и едкие и (или) коррозионные) - свойствами грузов подкласса 6.1 и класса 8;
грузы категорий 314, 324 (едкие и (или) коррозионные) - свойствами грузов класса 8.
13.1.5. Основной транспортной опасностью ЛВЖ является возможность образования и загорания воспламеняющихся (взрывоопасных) смесей паров ЛВЖ с воздухом и способность ЛВЖ интенсивно гореть с высокой температурой (850 - 1300 °C). Смеси паров ЛВЖ с воздухом взрывоопасны, если концентрация паров ЛВЖ находится в концентрационных пределах воспламенения (КПВ).
Образование воспламеняющихся смесей возможно при испарении ЛВЖ через неплотности укупорки тары, нарушении ее целостности, срабатывании предохранительных клапанов цистерн, а также при испарении ЛВЖ со свободной поверхности при ее разливе. Воспламеняющаяся смесь может образоваться только в том случае, когда температура ЛВЖ равна или превышает температуру вспышки данного вещества в открытом тигле.
Пары практически всех ЛВЖ тяжелее воздуха, поэтому воспламеняющаяся смесь образуется обычно в нижней части грузового помещения.
Возникновение устойчивого горения ЛВЖ возможно, когда ее температура превышает температуру воспламенения.
13.1.6. Пары практически всех ЛВЖ оказывают при вдыхании наркотическое действие. Продолжительное вдыхание этих паров может привести к потере сознания. Глубокий или продолжительный наркоз может привести к смерти.
13.1.7. Некоторые грузы этого класса в условиях морской перевозки способны полимеризоваться с выделением тепла и газов, это может вызвать нарушение упаковки. Эти вещества должны предъявляться к перевозке только в ингибированном состоянии, что указано в приложениях 15 и 16.
13.1.8. Источниками зажигания смесей паров ЛВЖ с воздухом при грузовых операциях и перевозке могут являться:
1) тепловые источники с температурой, превышающей температуру самовоспламенения смесей. Температура самовоспламенения зависит от индивидуальных свойств ЛВЖ и находится в пределах от 90 до 600 °C.
Такими источниками могут быть, в частности, осветительные лампы накаливания (температура до 500 °C), переборки цистерн с нагретым топливом, паропроводы, детали электропроводки или электрооборудования в местах плохого контакта, электропроводка при перегрузке по мощности, капли металла при сварке и т.д.;
2) электростатический разряд;
3) дуга короткого замыкания и электросварки;
4) искры, возникающие при работе электрооборудования (выключатели, реле, магнитные пускатели, контакторы, коллекторы электродвигателей);
5) фрикционные искры, возникающие при соударении или трении деталей из стали (особенно корродированной) с деталями из сплавов, горение частиц которых сопровождается термитной реакцией (например, сплавы алюминия, магния). Фрикционные искры, возникающие при обычном трении стальных упаковок между собой или с деталями корпуса судна, опасны только для зажигания смеси паров сероуглерода с воздухом. Смеси других ЛВЖ с воздухом такими искрами не зажигаются;
6) искры из газовыпускных трактов двигателей внутреннего сгорания и котлов;
7) зоны местного нагрева и фрикционные искры, возникающие при соударении с большой энергией или при трении с большой скоростью металлических деталей без специальных покрытий. Опасность может представлять, например, падение груза в трюм на металлическую палубу с большой высоты, трение металлических деталей со скоростью более 10 м/с (крылатки вентиляторов).
13.1.9. Интенсивность процесса образования воспламеняющихся и токсичных газовых смесей при испарении ЛВЖ из негерметичной тары или при разливе жидкости зависит, в основном, от ее летучести и увеличивается с ростом температуры.
Увеличению скорости образования воспламеняющихся смесей при негерметичности тары способствует "малое дыхание" - процесс, связанный с периодическими изменениями температуры (например, суточные колебания) паровоздушной смеси в незаполненном объеме тары и жидкости. При увеличении температуры и, соответственно, давления в незаполненном объеме к диффузному потоку паров (испарение) присоединяется дополнительный поток механически вытесненных паров ЛВЖ.
13.1.10. Воспламенение смесей паров ЛВЖ с воздухом, заполняющим весь свободный объем закрытого грузового помещения, сопровождается резким ростом температуры и давления. Разрушение конструкций универсальных судов происходит, если воспламеняющаяся смесь занимала более 25% свободного объема помещения.
13.2. Упаковка
13.2.1. Упаковка грузов класса 3 должна соответствовать указанной в табл. 4 и 5 приложения 4. Номер таблицы и (или) индекс упаковки для каждого конкретного груза указаны в приложениях 15 и 16.
13.3. Технология перевозки
13.3.1. Технологический режим перевозки грузов класса 3 должен обеспечивать: