бункеровка судна;
швартовка лагом грузовых и вспомогательных судов, а также стоянка их ближе 50 м, за исключением аварийно-спасательных судов, предназначенных для данного судна и оборудованных искрогасителями на газовыпускных трубопроводах;
приближение не оборудованных искрогасителями локомотивов и тепловозов к месту расположения груза класса 1 на расстояние менее 50 м;
допуск посторонних лиц на борт судна и в район переработки груза класса 1 на расстояние менее 50 м.
11.4.5. При погрузке и выгрузке изделий класса 1 (за исключением подкласса 1.4) запрещается работа радиопередатчиков и радиолокаторов (кроме передатчиков УКВ-диапазона, мощность которых не превышает 25 Вт и которые находятся на расстоянии более 2 м от груза).
11.4.6. Запрещается погрузка и выгрузка грузов класса 1 во время грозы и в случае возникновения пожара в порту.
11.4.7. При обнаружении повреждений упаковки, россыпи или разлива груза грузовые работы должны быть остановлены до ликвидации аварийной ситуации.
Запрещается ремонт или вскрытие упаковки на борту судна.
11.4.8. После окончания грузовых работ закрытые грузовые помещения с грузами класса 1 должны быть осмотрены старшим помощником капитана, представителем порта и сопровождающим, если груз следует в сопровождении, и закрыты на замок. Ключи от замков должны находиться у старшего помощника капитана в опечатанном виде.
11.4.9. Судно, закончившее погрузку грузов класса 1, должно отойти от причала и при необходимости встать на рейде в месте, указанном портовыми властями, на расстоянии от портовых сооружений и других судов не менее рассчитанного по формуле
, | (11.3) |
где - расстояние, м; q - масса взрывчатого вещества на судне, кг.
Расстояние Rб от портовых сооружений не должно быть менее 1000 м.
11.4.10. При перевозке грузов класса 1 запрещается:
посещать грузовое помещение без разрешения капитана судна или старшего помощника;
посещать грузовые помещения с открытым огнем или имея при себе спички, зажигалки, огнестрельное оружие и другие огнеопасные предметы;
пользоваться переносными средствами освещения в невзрывозащищенном исполнении, отопительными приборами, временной электропроводкой, а также приборами и инструментами, которые могут образовать искру;
распаковывать, переупаковывать груз и ремонтировать упаковку;
оставлять без необходимости под напряжением электросеть или электрооборудование в грузовых помещениях.
11.4.11. Запрещается применять водяной пар для тушения пожара грузов класса 1, а также для тушения других грузов, находящихся в смежном помещении. С этой целью на соответствующих паропроводах должны быть установлены заглушки, на станциях парораспределения - сняты маховики соответствующих клинкетов или клапанов. Должны быть вывешены таблички с надписью "Подача пара запрещена".
11.4.12. В аварийной ситуации с грузами класса 1 (пожар, россыпь или розлив груза) действовать согласно откорректированному оперативному плану по борьбе за живучесть судна и в соответствии с требованиями, установленными в Аварийной карте 1-1 (приложение 7).
12. Перевозка опасных грузов класса 2
12.1. Свойства и транспортная опасность
12.1.1. К опасным грузам класса 2 относятся сжатые, сжиженные и растворенные под давлением вещества (газы), абсолютное давление насыщенных паров которых при температуре 50 °C равно или более 300 кПа или критическая температура которых менее 50 °C.
12.1.2. Опасные грузы класса 2 разделены на четыре подкласса:
подкласс 2.1 - невоспламеняющиеся неядовитые газы;
подкласс 2.2 - ядовитые газы;
подкласс 2.3 - воспламеняющиеся (горючие) газы;
подкласс 2.4 - ядовитые воспламеняющиеся газы.
12.1.3. Опасные грузы класса 2 разделены на категории в соответствии с дополнительными видами опасности и на группы - по агрегатному состоянию и (или) значению критической температуры, как указано в приложении 2.
12.1.4. Опасные грузы класса 2, характеризующиеся дополнительными видами опасности, обладают также свойствами грузов других классов:
грузы категорий 212, 222 (окисляющие) - свойствами грузов подкласса 5.1;
грузы категорий 223, 232 (едкие и (или) коррозионные) - свойствами грузов класса 8;
грузы категорий 224 (окисляющие, едкие и (или) коррозионные) - свойствами грузов подкласса 5.1 и класса 8.
12.1.5. Транспортная опасность грузов класса 2 определяется их химическими свойствами и физическими параметрами в условиях перевозки и проявляется, в основном, при утечках газа из баллонов и цистерн.
Утечки газа через неплотности запорной арматуры баллонов и цистерн или в результате других дефектов (трещин, раковин в их корпусах) могут привести к образованию воспламеняющихся и токсичных газовых смесей. В зависимости от относительной (по воздуху) плотности и температуры вытекающего из упаковки (цистерны) газа воспламеняющаяся или токсичная смесь может образовываться в нижней или верхней части помещения. Следует учитывать, что при истечении газов (кроме водорода) в атмосферу происходит снижение их температуры и в нижней части помещения временно могут скапливаться газы, имеющие относительную плотность по воздуху менее 1 (молекулярная масса менее 29).
12.1.6. Газы подклассов 2.3 и 2.4 способны образовывать воспламеняющиеся смеси с воздухом. Концентрационные пределы воспламенения (КПП) зависят от свойств газа, нижний КПВ для большинства газов составляет от 1 до 5% объемных. Воспламеняющаяся смесь может образоваться как на открытом воздухе, так и в закрытом помещении. Если воспламеняющаяся смесь образовалась во всем объеме или в значительной части объема помещения, горение ее протекает обычно в виде взрыва (вспышки). При сгорании воспламеняющейся смеси в замкнутом объеме давление может достигать 1 МПа , температура - 2000 °C. Разрушение корпусных конструкций универсального судна происходит, если воспламеняющаяся смесь занимала более 25% свободного объема помещения.
12.1.7. Ряд газов подклассов 2.1 и 2.2 являются окислителями. К числу наиболее сильных окислителей относятся фтор, хлор, кислород. Газы-окислители поддерживают горение, могут вызвать воспламенение других веществ или способствовать этому в результате экзотермических окислительно-восстановительных реакций. Смеси некоторых газов-окислителей с воспламеняющимися газами (парами) в присутствии паров воды или при освещении самовоспламеняются. Такие газы запрещены к совместной перевозке на судне без разделения.
12.1.8. Едкие и (или) коррозионные газы при контакте с кожей вызывают ее некроз, со слизистыми оболочками - их сильное раздражение, а также могут вызвать или способствовать коррозии металлов.
12.1.9. Газы, не являющиеся ядовитыми (кроме кислорода), при достаточно большой их концентрации в воздухе являются удушающими из-за снижения концентрации кислорода.
12.1.10. Значительное число газов, отнесенных к классу 2, оказывают при вдыхании наркотическое воздействие даже при малых концентрациях в воздухе.
12.1.11. Ряд воспламеняющихся газов при горении и невоспламеняющихся неядовитых газов (например, хладоны) при термическом разложении могут выделять сильно ядовитые газы.
12.1.12. Некоторые газы в условиях транспортирования и хранения способны полимеризоваться с выделением большого количества тепла или газа, что может привести к разрыву упаковки. Такие газы допускаются к перевозке только в ингибированном (стабилизированном) состоянии, что указано в обязательных приложениях 15 и 16.
12.1.13. Попадание сжиженного газа на кожу может вызвать сильный термический ожог.
12.1.14. Все газы класса 2, за исключением отнесенных к группе 5 (охлажденные сжиженные газы, перевозящиеся в сосудах типа сосуда Дьюара), находятся в баллонах или цистернах под давлением.
При попадании баллонов или цистерн с газом в очаг пожара вследствие увеличения температуры и давления газа и снижения механической прочности металла может произойти разрыв оболочки грузовой единицы либо выброс газа через предохранительное устройство. Разрыв оболочки происходит в виде взрыва и обычно сопровождается сильным разрушением окружающих предметов. Эффект взрыва зависит от размеров грузовой единицы и давления находившегося в ней газа.
Газы, отнесенные к группе 1 (критическая температура ниже минус 10 °C), перевозятся, как правило, в сжатом состоянии в баллонах высокого давления. Давление газа в баллонах - более 7 МПа (70 ).
Сжиженные газы, отнесенные к группе 2 (критическая температура от минус 10 до 70 °C), перевозятся в баллонах высокого или среднего давления.
Давление газа в баллонах среднего давления находится в пределах от 2 МПа (20 ) до 7 МПа (70 ).
Сжиженные газы, отнесенные к группе 3 (критическая температура выше 70 °C), перевозятся в баллонах среднего и низкого давления, а также в контейнерах-цистернах и вагонах-цистернах. Давление газа в баллонах низкого давления - до 2 МПа (20 ).